Сколько заводов в красноярске: Заводы Красноярска — крупные предприятия и производства на карте

топ-5 погибших красноярских заводов / Новости экономики Красноярска и Красноярского края / Newslab.Ru


Этой весной в Красноярске сровняли с землей последние цеха комбайнового завода, чья продукция прославила Сибирь на весь мир. Но в печальном списке банкротов были и другие, не менее известные предприятия: многие из них пережили лихие 90-е, но в новом веке оказались уже ненужными. Newslab вспоминает легендарные красноярские заводы и комбинаты, которые мы потеряли.



22.04.2019


Красноярский речной вокзал. Зрители смотрят передачу Красноярской студии телевидения по телевизору «Енисей», 1957 год.

Годы жизни: 1952 — 2003

С началом Великой Отечественной войны в Красноярск были эвакуированы многие советские предприятия. В их числе был и Ленинградский радиозавод — в августе 1941 года его объединили с одним из научно-исследовательских институтов Красноярска, а на их базе основали радиотехнический завод. Он стал основной базой для развития в городе радиотехнической промышленности. Строительство же цехов Телевизорного завода началось в 1948 году, для этого в северо-западной части города за тогдашней Алексеевской слободой был отведён земельный участок. 

Что выпускал: в 1954 году с конвейера сошла первая продукция — коротковолновые передатчики «Град» и радиопередатчики для нужд военной и гражданской связи. А уже в 1956 году были выпущены первые телевизоры марки «Авангард». Спустя пару лет вышла новая модель — «Енисей», а последней разработкой стал «Рассвет». В 1965 году был произведен миллионный телевизор.

Почему закрылся: в конце 70-х завод стал головным предприятием в производственном объединении «Искра», в 1999 году его передали во внешнее управление, а в 2003 году признали банкротом.

Годы жизни: 1950 — 2011

Также был создан на базе эвакуированного предприятия — в 1941 году из Орджоникидзе в Красноярск перевезли паровозостроительный завод «Красный профинтерн». Год спустя здесь начали производить минометы, а затем пневматические котлы, паровозы и краны. В 1950 году завод сменил название с «Красноярского паровозостроительного» на «Сибирский завод тяжелого машиностроения».

Что выпускал: мостовые краны грузоподъемностью от 80 до 600 т всех групп режимов, пролетов и назначений для предприятий черной и цветной металлургии, машиностроительных заводов, предприятий топливно-энергетического комплекса.

Почему закрылся: в 2009 году на заводе резко сократилось количество заказов — изменились требования рынка. Накопились долги, был введено внешнее наблюдение, завод был остановлен, а в 2011 году признан банкротом.

Годы жизни: 1957 — 2009

Красноярский шелковый комбинат имени 50-летия СССР на момент основания был одним из крупнейших и самых передовых предприятий страны. Здесь не только перерабатывали сырье для производства тканей, но и разрабатывали дизайн собственной продукции. Ассортимент насчитывал десятки артикулов и сотни рисунков.

Что выпускал: портьерные, жаккардовые, атласные, мебельные, подкладочные ткани и ткани спецназначения. Был единственным за Уралом подобным предприятием, а после 1991 года — единственным в СНГ.

Почему закрылся: в 1992 году предприятие было преобразовано в ОАО «Шелен», а в 2000-х с ростом энерготарифов красноярские ткани не выдержали конкуренции: с европейской части России и из Сибири заказы уже не поступали, так что продукцию пришлось отгружать на Дальний Восток. В 2009 году «Шелен» стал банкротом.

Годы жизни: 1969 — 2009

В послевоенные годы резко вырос автопарк страны, который срочно нужно было обеспечить шинами. Для этого в 1946 году решено было построить в Красноярске шинный завод. Выбрали и площадку — на землях колхоза «Путь к коммунизму» на правом берегу Енисея. 9 февраля 1960 года на заводе была изготовлена первая покрышка с маркой «КЯ». В период же своего расцвета (и это в кризисные годы!) в середине 90-х завод выпускал свыше 2 млн шин в год.

Что выпускал: легковые и грузовые шины, автобусные покрышки, шины для специальной и сельскохозяйственной техники, легкогрузовые и крупногабаритные автошины, шины для авиационной техники.

Почему закрылся: в начале 2000-х у предприятия сменилось несколько собственников («Амтел», «Востокинвестшина»), но долги завода росли, а зарплаты сотрудникам задерживали. В 2009 году шинный завод обанкротился.

Годы жизни: 1956 — 2009

Решение о строительстве в Красноярске ЦБК было принято в 1932 году. В 1936-м на правом берегу Енисея началось строительство цехов; с началом войны стройку законсервировали и возобновили только в 1956 году.

Что выпускал: в 1960 году на заводе получили первую сибирскую небеленую целлюлозу, затем, в этом же году, выпустили картон, газетную бумагу и школьные тетради. В начале 90-х к ним добавились обои, а также писчая и оберточная бумага.

Почему закрылся: в 2000-х заметно снизился спрос на целлюлозу со стороны китайских и европейских заказчиков, что привело к кризису в российской лесопромышленной отрасли. «Енисейский ЦБК» сократил производство, закрыл часть цехов, а в 2009 году был признан банкротом. В 2014 году энергетики отключили комбинат от электричества за долги, а в 2016 на территории ЦБК произошел пожар, что привело к очередному многомиллионному иску со стороны администрации Красноярска.

А какие закрытые производства Красноярска и края помните вы? Делитесь своими историями в комментариях!

Богдан Богданов специально для Newslab,
При подготовке статьи использованы материалы Энциклопедии Красноярского края, Архивного агентства Красноярского края, книг «Иллюстрированная история Красноярья (1917-1991 годы)», «Красноярск — Берлин. 1941–1945».











Ссылки по теме:


Поделиться
203


199
Обсудить на форуме







История Красноярска и края








8 старейших предприятий Красноярска, которые работают до сих пор | Проспект Мира

Красноярск не всегда был промышленным городом, но даже до бурной индустриализации военного времени в городе уже были заводы и фабрики. Конечно, не все старейшие предприятия дожили до наших дней — например, в 1996-м закрылся стекольный завод, благополучно существовавший с 1823 года. Но остались и те, кто живы — о них и поговорим. 

Красноярский хлеб

Год основания — 1935

Бренд «Красноярский хлеб» появился только в 1993 году, но само красноярское хлебопечение, естественно, гораздо древнее. Первое предприятие, ставшее впоследствии «Красноярским хлебом», заработало в 1935 году на улице Заводской. Производило оно 40 тонн хлеба в день, работа велась вручную. В 1949-м открывается второй хлебозавод на Красноярском Рабочем, третий на Калинина — в 1965-м. В 1978 году все три завода объединятся в единое предприятие, которое в 1993-м переименовали в «Красноярский хлеб». 

Сегодня старейший производитель хлебобулочных переживает не лучшие времена: в мае предприятие признали банкротом, введено внешнее управление. Но хлеб все равно печется, а значит, история продолжается.

Красноярский деревообрабатывающий комбинат

Год основания — 1934

Уже с момента запуска производства Красноярский ДОК был одним из крупнейших предприятий отрасли. 300 рабочих — для Сибири 30-х это много. Предприятие распиливало бревна и делало шифоньеры, комоды, буфеты, преимущественно вручную. Во время Великой Отечественной комбинат перешел на ящики для боеприпасов, кузовы радиостанций и другие военные надобности, после войны вернулся к мирной жизни. ДОК до сих пор успешно производит мебель из ДСП и пока закрываться не собирается.

Фото: Сергей Филинин

ОАО «Красноярский машиностроительный завод»

Год основания — 1932

А вот один из индустриальных гигантов изначально гигантом не задумывался. Открывшись в 32-м, предприятие спокойно производило небольшие суда и оборудование для горняков. Но после начала войны на площади «Красмаша» было эвакуировано сразу шесть крупных заводов из европейской части СССР. Завод стал делать пушки, бомбы и так вжился в новый грозный имидж, что и после победы продолжил трудиться на ВПК. Здесь в 1958 году было запущено производство зенитных, а потом и баллистических ракет. Правда, в 68-м часть завода отдали под выделку холодильников, но затем рефрижераторы выделили в отдельный завод «Бирюса», а «Красмаш» вернулся к ковке ракетного щита. 

Сегодня предприятие работает как на военно-космическое, так и на вполне мирное производство, делая промышленное оборудование.

Фото: Красмаш

Обувная фабрика «Ионесси»

Год  основания — 1923

Изначально фабрика называлась «Спартак», и если в названии вам почудилось что-то московское, то это не случайно. В 1923 году в Красноярске решили наладить производство армейских сапог, и для этого в город из Москвы привезли оборудование частной фабрики «Спартак». Машины были изношены на 60%, но 30 тысяч пар в год производили стабильно. За время войны фабрика произвела полтора миллиона пар обуви для фронта, а с 50-х стала постепенно переходить на гражданскую обувь уже под именем «Производственно-торговое обувное объединение». 

В 1991 году фабрика получает имя «Ионесси», то есть Енисей на языке местных племен, живших здесь до прихода русских. Сегодня фабрика всё еще шьет обувь и вроде закрываться не собирается.

Фото: Ионесси

Красноярский судоремонтный центр  

Год основания — 1917

Вообще-то бурная деятельность на месте будущего судоремонтного началась еще в 1909-м, но некоторое время затон использовали исключительно для зимнего простоя судов. А вот в 1917-м появляются мастерские, и можно уже говорить о промышленном производстве. Через год предприятие получает титул Красноярского судоремонтного завода, а в 1926-м здесь начинают строить суда. Первый пароход назывался «Коссиор» и был спущен на воду в том же 26-м. В войну на предприятии делали мины и речные корабли. Сегодня завод переименовали в центр, и занимается он обслуживанием речных судов. Может быть, скоро снова станет затоном для зимовки.

Фото: Енисейское речное пароходство

Красноярский водочный завод

Год основания — 1903

В 19 веке в Красноярске было много вино-водочных заводов, но после введения винной монополии большинство из них закрылось, остался один — купца 2-й гильдии Михаила Щербакова. В 1914-м началась Первая мировая, а с ней и сухой закон, и предприятие прикрыли. Но в уже в 1923 году производство возобновили под маркой «Государственный винный склад №1». Потом несколько перепрофилирований подряд, и предприятие сперва становится спирто-водочным, потом водочным, а потом и ликеро-водочным. 

Дрейф к сладкой жизни продолжался бы и дальше, но началась Вторая мировая: с завода вывозят всё развлекательное оборудование и начинают производство минометов. После войны производство спиртного возобновляется. До 2000 года всё идет плавно, но потом созданное после приватизации акционерное общество «Ярич» начинает лихорадить, и производство идет с перерывами. Но в 2009-м завод снова становится Красноярским водочным и пока работает стабильно.

Фото: sfera.fm 

Электровагоноремонтный завод 

Год основания — 1898

Первое по-настоящему крупное красноярское предприятие изначально заработало под именем «Главные железнодорожные мастерские Сибирской дороги». Так как предприятие было крупнейшим, то и пролетариата было здесь больше всего, и во время революций именно рабочие мастерских часто становились главными действующими лицами волнений и переворотов. Зимой 1905-1906 года в Красноярске даже существовала республика, управляемая во многом сотрудниками будущего ЭВРЗ. После революции 17-го мастерские некоторое время существуют под старым брендом, но в 30-м их переименовывают в Паровозовагоноремонтный завод. Под этим славным названием предприятие работает до 70-х, когда паровозы выходят из моды, и завод становится электровагоноремонтным. Ремонтом электровозов здесь занимаются и по сей день.

Фото: periskop.livejournal

Производственно-издательский комбинат «Офсет»

Год основания — 1894

Ну и старейшее на сегодняшний день предприятие, которое вот уже более 120 лет печатает книги, газеты и всё, что можно печатать. История предприятия берет начало от типографии супругов Кохановских. В 1912-м Кохановские приобретают еще несколько типографий и сливают их в одно большое производство. В 1917-м его, естественно, национализировали, но станки не остановили. В 1991-м предприятие становится ПИК «Офсет» и продолжает оставаться в государственной собственности. Акционизация произошла в 2004-м, а в 2005-м «Офсет» стал выпускать учебники, на этом хлебном деле и живет.

Фото: Сибновости

Россия — Производство

Россия Содержание

Начиная с 1921 г. ленинское советское правительство производило промышленные
модернизация в приоритете. Но именно при Сталине система
централизованное планирование было полностью развито, и индустриализация
Российская республика достигла своего расцвета. На протяжении всего сталинского периода
инвестиционные ресурсы были направлены в тяжелое производство на
за счет потребительской или легкой промышленности.

В более поздний советский период экономические реформаторы, такие как Никита
Хрущев попытался перенаправить часть ресурсов в потребительские отрасли.
но акцент со временем снова сместился на тяжелые и военные
отрасли. Этот акцент был особенно силен, когда Советский Союз
строил свою военную базу во время холодной войны. В 1970-х годах
производительность труда снизилась. В рамках своей перестройки
программа в конце 1980-х, Горбачев перенаправил ресурсы на потребителя
товаров, но усилий оказалось недостаточно, чтобы предотвратить упадок
производственный сектор.

В 1990-е годы России остро требовалось возрождение производства
сектора для обеспечения занятости и управления реструктуризацией промышленного
приоритеты вдали от непрактичного советского упора на субсидируемые тяжелые
промышленность и военно-промышленный комплекс (ВПК). Хотя
значительная часть предприятий ОПК России подверглась полному или частичному
переход на гражданское производство, и большинство производителей были частично
или полностью приватизированы, объем производства в обрабатывающей промышленности продолжал снижаться в
середина 1990 с (см. табл. 18, приложение). Эта тенденция замедлилась к 1995 г.
когда падение общего объема промышленного производства составило 4 процента по сравнению с
с 1994 г.; итог 1994 года был на 23 процента ниже, чем в 1993 году.

Черная металлургия

Черная металлургия Советского Союза была образцом
централизованное планирование тяжелой промышленности. Быстрорастущая отрасль, жизненно важная
в снабжении других отраслей тяжелой промышленности полуфабрикатами, возглавил
мир в производстве в 1970-е и 1980-е годы. Начиная с середины 1980-х гг.
однако черная металлургия не успевала за запросами
отечественной промышленности и зарубежных рынках для более сложных и
более прочные металлические материалы. Многие старые заводы с устаревшей технологией
остался в полном объеме; Советские планы предусматривали переоборудование
промышленности в 1990-е годы, но ресурсов России не хватало
для такого масштабного проекта.

В 1994 г. на долю черной и цветной металлургии приходилось
около 16% промышленной продукции. В 1996 более 80 процентов
производства стали в России приходилось на восемь заводов, хотя около 100
заводы работали. Среди наиболее важных продуктов отрасли
трубы, чугун, сталь выплавленная, готовый прокат, фасонный
сечение стальное. Четыре крупнейших металлургических предприятия Новолипецкий
и Череповецкий металлургические заводы, расположенные юго-восточнее и севернее г.
Москва соответственно и Магнитогорск и Нижний Тагил
металлургические комбинаты, расположенные в Уральском промышленном районе. В 1995
Череповецкий завод был преобразован в Северсталь.
Акционерное общество. В середине 1990-х годов более половины сталелитейного производства России
производство осуществлялось по устаревшему мартеновскому процессу; чем больше
на современный метод непрерывного литья приходится только 24 процента
выход.

В первой половине 1990-х особенно сильно пострадала сталелитейная промышленность.
в результате общего экономического спада в России, что вызвало
потребление резко упадет; к 1996 только от 50 до 60 процентов емкости
был в использовании. С 1991 по 1994 год выпуск стального проката упал с
с 55,1 млн тонн до 35,8 млн тонн. Зарубежные продажи были особенно
важным как единственный источник твердой валюты для некоторых предприятий,
в некоторых случаях приходится до 60 процентов выпуска. В 1995 году
Российский экспорт увеличился на 30 процентов, что сделало Россию вторым
крупнейший экспортер черных металлов в мире. Рентабельность
такие продажи существенно упали между 1994 и 1996, однако. Довольно
Внутренний бизнес сталелитейной промышленности заключался в оплате натурой за ввод
поставщиков и железных дорог. Издержки производства повышаются ценами на
такие внутренние ресурсы, как уголь и железная руда, а также транспорт, который
среднем на мировом уровне в 1996 г. или выше.
в черной металлургии действуют программы социальной поддержки работников. Те
издержки, в свою очередь, поднимают внутренние цены на металл выше мировых уровней.

Цветная металлургия

Акционерное общество «Норильский никель» доминирует на российском рынке цветной металлургии
металлургические отрасли. Он контролирует почти весь алюминий в стране.
и производство никеля и 60 процентов производства меди. Самый большой
деятельность в отрасли – «Норильский никель» на северо-западе Сибири.
и Братский алюминий, Красноярский алюминий и Саянский алюминий в
юг средней Сибири. Более 90 процентов российского алюминия поступает
из шести плавильных заводов. Некоторые металлургические заводы были приватизированы и экспортируют свою продукцию.
полуфабрикаты. Вводимые ресурсы, особенно глинозем (которого в России
мало), сильно подорожал в середине 1990-е, как и
расходы на транспорт и электроэнергию. При этом доходы от экспорта
упал.

Автомобильная промышленность

В 1993 г. автомобильная промышленность России произвела 956 000 пассажиров.
автомобилей, что меньше, чем в 1991 году, когда было 1 030 000 автомобилей.
В советский период отрасль приобрела репутацию
крайне медленное производство очень ненадежных автомобилей. В середине 1990-х гг.
завод признан самым эффективным, Волжский автомобильный завод (АвтоВАЗ) на
Тольятти, на сборку автомобиля требовалось примерно в тридцать раз больше времени.
как ведущие заводы в Японии. Все автозаводы России работали на
намного ниже возможностей, с устаревшим оборудованием и раздутой рабочей силой.
АвтоВАЗ, самый производительный завод, работал примерно на 70%
мощности, а Горький автомобильный завод (ГАЗ) в Нижнем Новгороде был
единственный другой крупный завод, работающий более чем на 30 процентов в 1995. Двое
основные производители грузовых автомобилей, Автомобильный завод им. Лихачева (ЗИЛ) в Москве.
и Камский автомобильный завод (КамАЗ) в Набережных Челнах.
особенно пострадали от сокращения заказов их основными
заказчики — вооруженные силы и колхозы. ГАЗ успешно
продавал легкие грузовики, которых в 1995 году было продано 75 000 штук, в основном мелким
предприятия. Традиционный советский грузовик представлял собой тяжелую дизельную модель с
ограниченный срок службы.

Хотя спрос на легковые автомобили значительно вырос
в России за последние двадцать пять лет добыча не отреагировала даже
в постсоветский период. В 1994 году было всего 84 автомобиля.
зарегистрированных на 1000 человек. В середине 1990-х все автозаводы
сохранил советский стиль организации, который не способен
самофинансирование или эффективный маркетинг. Отсутствие постсоветского
государственные субсидии поставили большинство предприятий под угрозу
вымирание. Некоторые российские предприятия предложили совместные предприятия с
западными фирмами, но во многих случаях российским партнерам не хватает финансирования для
такие предприятия. Между тем, иностранный импорт еще больше подвергает отрасль опасности:
в 1994 только 65 000 автомобилей были ввезены легально, но еще
от 250 000 до 500 000 въехали в Россию нелегально. Поэтому большинство новых автомобилей в
Российские города чужие. (В 1996 году правительственные автомобили
исключительно Audi, Mercedes-Benz, Saab или Volvo). Экспорт российского
легковых автомобилей сократилось в начале 1990-х годов.

Машиностроение

В советский период машиностроение было в центре внимания
программ промышленной модернизации, которые требовали стабильного снабжения
капитального оборудования для удовлетворения новых потребностей. Тем не менее, неэффективный
организация промышленного планирования вызвала узкие места в важнейших
программы и вообще ненадежная работа. Промышленность
сосредоточены в европейской части России, с крупными предприятиями в
Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Уральский промышленный
область, край. (Российское машиностроение включает автомобилестроение, строительство
оборудования и авиационной промышленности, а также тракторной, электрической
оборудования, приборостроения, бытовой техники и машин
промышленности.)

В период с 1985 по 1995 год производство большинства категорий машин
значительно снизился, в основном из-за сокращения внутренних заказов.
Например, к 1992 г. производство металлорежущих станков сократилось на
20 процентов, стиральные машины на 47 процентов, турбины на 36 процентов и
тракторов на 45 процентов. В 1993 году производство около одной трети
шестьдесят две основные категории продуктов снизились как минимум на 50 процентов.
В 1995 году производство всего машиностроительного комплекса составило около 4 тыс.
процент ниже 1994 уровень.

Легкая промышленность

Важнейшей отраслью легкой промышленности является производство хлопчатобумажных тканей.
имеет производственные центры в Иваново, Костроме, Ярославле и около двух
дюжина небольших городов между Волгой и Окой к востоку от Москвы.
Экономический спад 1990-х годов сильно сказался на текстильной промышленности.
производства и других отраслей легкой промышленности. В 1995 году легкая промышленность России
произошло резкое падение производства во всех отраслях экономики,
падение на 25-30% по сравнению с предыдущим
год. Цены на товары легкой промышленности выросли в среднем в 2,9 раза.раз в 1995 г. после роста в 5,6 раза в 1994 г.

Безработица в центрах текстильного производства России вошла в число
самый высокий в стране. В начале 1996 года примерно 70 процентов
работники отрасли находились в отпуске или работали неполный рабочий день. Главный
Причиной является снижение личных доходов российских потребителей, следовательно, в
требование. В середине 1990-х потребители покупали большую часть своего текстиля.
продукты на блошиных рынках, которые предлагали как более широкий
товар и цены ниже, чем в большинстве магазинов. К концу 1995,
заказы на все виды продукции легкой промышленности составляли 48%
в среднем за предыдущие годы. Производство сократилось на 20 процентов в
ткани, 21 процент кожаной обуви и 44 процента трикотажа,
но запасы готовой продукции росли из-за снижения спроса на
более быстрый темп.

Высокие цены на хлопок также мешали текстильной промышленности,
которая привыкла платить низкие цены за сырье, когда
основные поставщики в Средней Азии были частью советской экономической
система. Хотя их хлопок не отличается высоким качеством, среднеазиатские
продавцы теперь устанавливают цены мирового рынка. (Хлопок из «дальнего
за границей», за пределами бывшего Советского Союза еще дороже,
однако.) В 1996 отраслевых экспертов ожидают некоторого улучшения из-за
расширение экспортных рынков в Европе и новые инвестиции в легкую промышленность
банками России. Они также ожидают увеличения производства отечественной обуви.
производство в 1990-х годах, потому что высокие импортные пошлины на иностранные
обуви делает их в два раза дороже российской обуви, хотя в 1996 г.
около 65 процентов обуви, продаваемой в России, были импортированы. Бывший член
страны Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ — см.
Глоссарий) были главным источником таких товаров.

Химикаты

Центрами химической промышленности традиционно были районы
там, где было доступно критически важное сырье и смежные отрасли.
До 1960-х заводы располагались рядом с месторождениями полезных ископаемых, картофельными фермами, коксохимическими заводами.
угольные и цветные металлургические заводы. Когда нефть и природный газ стали
сырье для химических производств, заводы были построены вблизи
Волго-Уральские и Северокавказские газовые и нефтяные месторождения или вдоль трубопроводов. В
19В 80-е годы были построены крупные заводы в Омске, Тобольске, Уренгое,
Сургуте в Западно-Сибирском нефтяном районе и в Уфе и Нижнекамске в
Волго-Уральский регион. В тот же период правительство дало сильные
инвестиционная и научно-исследовательская поддержка химического производства из-за его
значение для остальной тяжелой промышленности.

Основными подразделениями химической промышленности являются краски и
лаки, резиновые и асбестовые изделия, синтетические смолы и пластмассы
продукты, продукты горно-химической промышленности, бытовая химия и моющие средства
соединения, минеральные удобрения, химические волокна и нити, бумага
и мякоть. В 19В 90-е годы производство сократилось во всех этих областях.
Среди репрезентативных продуктов с 1985 по начало 1990-х гг.
производство минеральных удобрений сократилось на 29 процентов, сельскохозяйственных
пестициды на 74 процента, технический углерод на 28 процентов, серная кислота
на 19 процентов, синтетических смол и пластмасс на 16 процентов, красок и
лаки на 43%, хозяйственное мыло на 25%, едкий натр
на 15 процентов.

Учитывая огромные запасы древесины в России, значительная
лесоперерабатывающая и целлюлозная промышленность развивались в советский период как
филиал химической промышленности. В 1996 Крупнейший в России целлюлозно-
бумажные предприятия находились в Кондопоге у границы с Финляндией, в Братске западнее
озера Байкал, Сыктывкара в Республике Коми и Котласа на юго-востоке
Архангельска. Большинство целлюлозно-бумажных компаний не владеют древесиной.
ресурсы, но поставщики древесины, арендующие лесные угодья у государства,
вообще продают сырье по ценам ниже мировых, давая русским
производителям конкурентное преимущество. Произошли некоторые слияния
между поставщиками и производством.

В начале 1990-х производство необработанной древесины сократилось примерно на 25
процентов, в основном из-за истощения оборудования, отсутствия кредита, более высокого
плата за железнодорожный транспорт и сокращение строительства лесовозных дорог. В
В 1993 году производство необработанной древесины составило 450 000 кубометров, что составляет 75 процентов
итог за 1992 год; производство товарной целлюлозы составляло 79 процентов
итог предыдущего года; и картона, 73 процентов.

Подробнее об экономике России.

Пользовательский поиск

Источник: Библиотека Конгресса США

Тайный город — Новости CBS

60 минут 2

От сотрудников CBSNews.com Сотрудники CBSNews.com


/ Си-Би-Эс

Красноярск-26 — секретный город, с тайным населением. Его нет ни на одной карте, и 100 000 человек, которые там живут, не существуют ни в одной переписи и не имеют никакого контакта с внешним миром. До последних лет даже название города было тайной.

В 1998 году 60 Minutes II Продюсер Джордж Крайл посетил Красноярск-26 и обнаружил, что то, что происходит в этом российском городе, может быть самой большой угрозой национальной безопасности США. Расположенный в ледяных дебрях Сибири, Красноярск-26 производит плутоний, ключевой компонент большинства ядерных вооружений. За последние 40 лет его заводы произвели 40 тонн смертоносного элемента, чего хватит более чем на 9 лет.0060 10 000 ядерных бомб.

Приключения Джорджа Крайла: узнайте из первых рук, каково это быть американцем в секретном городе.

Жителей Красноярска-26 набирали со всего Советского Союза. Им давали лучшую еду, лучшую одежду, лучшее жилье, которое мог предложить Советский Союз. По советским меркам жили неплохо. Завистливые соотечественники даже прозвали их «пожирателями шоколада».

Но чтобы получить эти преимущества, они должны были согласиться не покидать и не принимать посетителей из внешнего мира. Они находились под постоянным наблюдением КГБ. Даже сегодня, спустя восемь лет после распада Советского Союза, город по-прежнему изолирован.

Самая изолированная часть города — гора, где производился плутоний. В прошлом году Крайл стал первым жителем Запада, взявшим съемочную группу на эту гору.

Узнайте больше о секретных городах России и опасностях, которые они представляют для остального мира.

Даже сегодня, спустя десятилетие после окончания холодной войны, один из реакторов все еще производит плутоний. Инженеры его не выключат и не могут выключить. Если бы его выключили, то 100 тысяч человек, проживающих в Красноярске-26, замерзли бы насмерть. Этот реактор дает энергию, которая обогревает этот замерзший город.

По мере того, как российская экономика продолжает стремительно падать, наблюдатели и правительственные чиновники США все больше и больше беспокоятся о том, что недовольные, голодные российские атомщики попытаются продать ядерный материал террористам или правительствам-изгоям. По словам министра энергетики США Билла Ричардсона, уполномоченного правительства по борьбе с распространением ядерного оружия, некоторые из этих групп, в том числе Иран, уже пытались купить плутоний для изготовления бомб.

Помимо Красноярска-26, в России есть еще девять ядерных секретных городов. Все 10 проходят через одни и те же трудности. Ученые, солдаты, охранники и работники атомной отрасли оказались в отчаянном положении. Некоторые эксперты говорят, что плутоний и уран, находящиеся под их контролем, могут попасть не в те руки.

Обновление за декабрь 1999 года: С тех пор, как 60 Minutes II впервые транслировали эту историю в феврале, рабочие в Тайном городе получили небольшую прибавку к зарплате.