6+

Районная газета «Красноярский вестник». Издаётся с 31 октября 1931 года

РФ / Астраханская область / Красноярский муниципальный район
карта

«Исторический квартал»: как возвращают к жизни старинные здания Красноярска. Старинные постройки красноярска


Исторические здания Красноярска | Старина молодого города. Городские проекты. Статьи о недвижимости, строительстве и ремонте. СИБДОМ

Красноярск, несмотря на свою почти исполнившуюся четвертую сотню, в сравнении с историческими городами мира — сущий подросток. Тем более ценными и значимыми являются не столь многочисленные архитектурные памятники, безмолвные свидетели становления города. Их, устоявших под натиском времени и стихий, природных бедствий и социальных потрясений, могут перечесть по пальцам сотрудники охранного ведомства. Ах, если бы хрупкой старины касались лишь инструменты реставраторов, а не алчные руки городских застройщиков…

Мастерски выполненная матрица

По исторической правде Красноярск как город еще моложе своего официального возраста. И если Санкт-Петербург вырос посреди невских болот почти разом и по плану, то от заложения острога в устье Качи до первого своего генплана Красноярск шел долго. Фактически новая российская столица и получившие урбанистический импульс города петровской России стали расти как братья-погодки, кто меньше, кто больше, кто старше, кто младше. Кстати сказать, Красноярск похож на град Петра и своей структурой регулярного ортогонального плана, что отличает продуманно развиваемые города от долго и стихийно нарастающих концентрическими кольцами древних поселений. Поспособствовал этому пути развития и географический ландшафт, пересеченный мощной рекой и одаренный таежно-гористым рельефом. В таких стесненных условиях нарастать кругами не было никакой возможности — впрочем, и намерения тоже.

Итак, в основу будущего развития города была заложена ортогональная матрица, четкая, как построение на плацу, и мастерски дислоцированная в эффектном природном рельефе. Спасибо основоположникам-градостроителям за грамотно положенное начало. Улицы исторического центра по всем правилам ориентированы в направлениях природных красот и открывают виды на горы и реку, а перспективы не заткнуты никакими неуместными и непропорциональными ландшафту зданиями. К превеликому сожалению, впоследствии город далеко не всегда развивался согласно этому мастерски заложенному мастер-плану, а нелепо и точечно посаженные новостройки исказили первоначальную картину. Тем важнее лицу Красноярска сохранить хотя бы остатки былой красоты и уцелевшие архитектурные ценности — как реперные точки исторического силуэта.

Архитектурно архиважные объекты

В свете сказанного архитектурные памятники, сосредоточенные в границах исторического центра, и чудом сохранившиеся здания, вкрапленные в городскую ткань невеликого по площади ареала, выступают не просто историческими артефактами, но важными отметинами самого времени, исторической шкалы Красноярска как города. Нередкие пожары уничтожили исторические деревянные постройки, а перестройки и переделки выкорчевали с городских грядок и некоторые каменные здания. В городе сохранилось не более десятка кирпичных строений с двухвековой историей и лишь в несколько раз больше авторских зданий из камня и дерева вековой давности. И все!

Поэтому все эти реликты вдвое или втрое моложе самого города — архиважные архитектурные артефакты истории, которые следует беречь как зеницу ока и оберегать от прицельных зенитных залпов точечной застройки. Стрелять следовало бы разрешить на полигонах новостроечных окраин, но никак не по историческому центру. Чтобы оценить масштабы и пропорции утраченного и сохраненного, приглашаю пройтись с экскурсией по городским улицам.

Начинал расти город от места впадения Качи в Енисей, нынешнего района Стрелки. К сожалению, ни от острога, ни от окружающей застройки ничего не сохранилось. Мало того, в 1970-80-х район подвергся безжалостной санации ветхого деревянного фонда, а в ходе строительства здания филармонии был утрачен и сам археологический культурный слой, включая часть острожной стены и старинный погост с могилой знаковой и брендовой для Красноярска фигуры командора Резанова. И тем не менее самые старые каменные постройки сосредоточены именно здесь — между Стрелкой и улицей Сурикова. Это приземистые и довольно неброские особняки и усадьбы знатных горожан, купцов, торговых палат (ныне здание архива) и, наконец, Покровская церковь.

Покрытые золотом главы Покровской церкви

Златоглавый храм на пересечении улиц Сурикова и Мира называют самым древним из сохранившихся каменных монументальных зданий Красноярска. Он закончен к 1795 году и олицетворяет архитектурно-строительные традиции русского и украинского зодчества XVII века.

Памятник архитектуры республиканского значения, церковь Покрова отличается сложной объемно-пространственной структурой, включающей пятиглавый храм, обширную трапезную с двумя приделами и высокую многоярусную колокольню. Характерными чертами сибирского барокко являются также богатая пластика венчаний и живописный декор фасадов, искусно выполненный из фигурного и тесаного кирпича. Правда, в ходе многочисленных побелок и покрасок резные формы оградных рельефов расплылись — толстый слой грима выразительности никому и ничему не придает. Церковь длительное время служила одним из зданий художественного музея, и внутренние росписи были нещадно и нехудожественно закрыты побелкой. Прежние интерьеры храм начал обретать после возвращения епархии, и уж совсем недавно зданию вернули исконную окраску: бело-голубой диколор сменил зелено-терракотовый. Не очень повезло барочному храму и с окружением: в контраст через улицу в советские времена выстроен угловатый Дом быта, а в постперестроечные сзади подкралось кирпичное здание, горбатый кентавр, в ходе строительства которого были превышены разрешенные высотные регламенты. Тем не менее барочное чудо стоит и радует глаз и всевидящее око вот уже 216 лет.

Особняки прет-а-порте и авторские

Принято критиковать серийную городскую застройку конца прошлого века, но, оказывается, она практиковалась и в начале позапрошлого и приносила прекрасные обликом результаты. Например чертежи «Собрания фасадов», выполненные в духе классицизма. Эти шаблоны позволяли создавать стилистически цельные архитектурные ансамбли на протяжении нескольких городских кварталов. Варьированием однотипных структурных элементов получалось порядка 300 образцовых фасадов, придающих индивидуальный архитектурный облик каждому конкретному дому. Вот вам пример удачного сочетания серийности, серьезности и неординарности в массовой городской застройке. Если проводить аналогии между современной индустрией «высокой моды» и тогдашней модой в малоэтажной застройке, то последнюю можно назвать своего рода «прет-а-порте» (практикой готового платья), а упомянутое собрание чертежей фасадов — глянцевым каталогом или журналом выкроек. На мой взгляд, сопоставление весьма уместное, поскольку город наполнился нарядными и небезвкусно выполненными особняками. Авторский архитектурный «от кутюр», по определению более затратный и штучный, в городе появился значительно позже.

Значительные изменения в характере городской застройки произошли после страшного пожара зимы 1881 года, в котором сгорело около трехсот домовладений. В том году городская дума, рассматривая последствия пожара, предложила откорректировать правила застройки Красноярска. Отредактированные правила содержали требования к этажности, размерам и материалу стен, предписывали жесткое соблюдение разрывов между строениями, нормировали площади усадебных дворов и размеры земельных участков. В соответствии с правилами центральную часть города предполагалось застраивать 2-3-этажными каменными домами. Примечательно, что городские власти не сочли нужным вмешиваться в архитектурный облик частных построек.

Несмотря на изменения в градостроительной политике, в Красноярске продолжалось массовое строительство каменных и деревянных жилых домов по проектам, разработанным частнопрактикующими лицами без специального образования. В послепожарное время значительное количество каменных особняков постройки 1820–1850-х годов полностью изменило свое лицо в соответствии с личными вкусами их новых владельцев. Этот процесс лежал в русле формирования в Красноярске особых признаков застройки нарождающейся капиталистической формации, проявившихся в русской архитектуре после отмены крепостного права и послабления строительного законодательства. Так зарождение индустриального общества формировало усредненно-индустриальную среду обитания, выстраиваемую по лекалам тогдашней архитектурной моды.

Тернистый путь дома Терскова

Одно из стариннейших зданий Красноярска, дом купца Терскова, вот уже почти двести лет украшает историческую часть краевого центра, составляя ансамбль так называемой Владимирской площади, облекающей перекресток улицы Парижской Коммуны с проспектом Мира. История дома показательна и увлекательна.

В отсутствие собственных академически обученных архитекторов в Красноярске 1810-х — начала 1820-х годов широкую известность «производством казенных и частных строений» имел красноярский купец, архитектор-самоучка Александр Прохорович Попов. Выстроенные по его «проектам» жилые дома при различном архитектурном облике фасадов получили однотипную планировку, в основу которой была положена упрощенная четырехкамерная планировочная схема, не имеющая ничего общего с планами особняков эпохи классицизма. Вследствие рекомендательного характера образцовых фасадов, оставлявших планировку зданий «в воле хозяев», во внутреннем устройстве красноярских особняков сохранялись традиционные планировочные схемы мещанского и крестьянского жилища.

Наряду с прочими жилыми купеческими домами в городе появился и дом купца второй гильдии Терскова (ныне здание на пр. Мира, 29). Глава семейства Андреян Прокопьевич Терсков, накопив достаточный капитал, выстроил собственный двухэтажный кирпичный дом. Дата строительства здания относится к временному промежутку между 1807 и 1817 годами, и его по полному праву можно считать одним из старейших жилых особняков Красноярска.

Стилистически архитектура здания первоначально была близка эстетике классицизма, с характерными для его красноярского варианта упрощенными формами декоративного убранства. Лишь с середины 1830-х годов лавки и магазины на первых этажах стали характерной чертой застройки центральной части русских городов. Каменный дом Терскова был одним из первых домов Красноярска нового типа — с торговыми помещениями на первом этаже.

По соседству был построен еще один особняк, так называемая усадьба А. П. Терсковой, — двухэтажный кирпичный дом (ныне пр. Мира, 27). Выстроенное по тому же принципу «образцовой самодеятельности», в ходе последующих реконструкций здание стало примерным образцом межстилевой эклектики. Тогда же особняк Терскова приобрел барочный декор фасадов. Первоначальный архитектурный декор, выполненный в мотивах классицизма, был срублен в ходе ремонта в 1880-х годах.

Примечательна внутренняя планировка дома, образованная четырьмя примерно одинаковыми прямоугольными объемами, расположенными по принципу «кругового обхода», что создавало компактную и удобную организацию пространства дома со встроенными складами и магазинами. Такое здание-симбионт пришлось кстати для многих целей и потому пережило века. После революции оно сменило собственников, в разное время вмещало различные учреждения и заведения. Сегодня оно занято сразу несколькими разнопрофильными арендаторами. В круговороте хозяев, лиц и фасадных метаморфоз — почти как у Маркеса в романе «Сто лет одиночества» — дом на Мира, 29, рос и менял фасадную наружность, дряхлел и омолаживался в ходе ремонтов. Но это были не сто, а двести лет — и совсем не одиночества…

Кручина дома Крутовского

Культурно-архитектурный памятник «Дом Крутовского» — чуть ли не самый старый каменный дом Красноярска. Его выгодное месторасположение в центре города, в районе Стрелки Енисея, стало и его проклятьем — уж больно привлекательное для застройщиков место. Понятно, что натиск современности не остановить, и большие города развиваются в ногу со временем, но сохранить уцелевшее с минимальными потерями — цель благородная и компромиссная для бизнеса, властей и горожан. Тем более в отношении одного из самых значимых памятников истории культуры города, в котором бывали художники Каратанов и Суриков, да и творческая элита города в целом, в котором первоначально располагался краеведческий музей, который выступает одним из немногих прекрасно сохраненных зданий того времени.

Задача архитектурного цеха планировщиков и объемщиков — грамотно вписать новостройки в сложившийся исторический контекст. По мнению народного архитектора Виталия Орехова, беда в том, что в городе по сути нет плана застройки. Конечно, имеется регулярно подновляемый генплан, правила застройки с прописанными регламентами, но на деле их часто игнорируют или умело обходят. По словам архитектора, он разрабатывал проект строительства жилого дома для этого района, который вписывал новую архитектуру в сложившийся контекст. Девятиэтажное здание ступенчато снижалось в направлении двухэтажного особняка Крутовских, не затрагивало придомовой сад, а отметить память о выдающихся горожанах предполагалось скульптурной группой на постаменте. Однако был реализован другой, более рентабельный и менее щадящий проект. Практически впритык к кварталу одно-двухэтажной застройки выросла многоэтажная кирпичная круча, возведенная компанией «Строитель-95». Купившие квартиры жильцы обнаружили нехватку территории под парковку своих автомобилей и площадок для выгуливания детей и собак и начали справедливо требовать соблюдения прописанных нормативов. Под угрозой оказался участок с садом дома Крутовских. Предприниматель Наталья Сысоева приватизировала памятник с условием обременения и замечательно отреставрировала дом, а теперь вынуждена отстаивать в судах затраченные усилия, а главное — сохраненные память и памятник. Кручина поселилась в «Доме Крутовского», и чеховская тема повисла над старинным садом. Сохранить бы исторический участок первозданным, хоть в качестве культурно-исторической заплатки, но пока для оптимизма поводов немного…

Геннадий Рыбаченко

www.sibdom.ru

Красноярск. Часть 3: проспект Мира: varandej

Красноярск - это не только показанные в прошлых частях самая узкая в России железная дорога и Суровые Сибирские пальмы с Десятирублёвой часовней: тут под сенью каменных джунглей неплохо сохранился центр крепкого губернского города. По самой исторической, да и пожалуй главной  улице - проспекту Мира - прогуляемся в третьей части.

Начало проспекта Мира - средней из тройки больших улиц на полуострове Енисея и Качи - я уже показывал в первой части. В прошлом Воскресенская улица, он связует нынешние площади Мира и Революции, бывшие Старо- и Новобазарные, а когда в Сибирь пришёл Транссиб, то оказалось, что и до вокзала отсюда рукой подать. Площадь Революции я в первой части и показал, от неё дальше и пойдём, для начала оглянувшись назад - вдали коричневый сталинский фасад краевой администрации, а на переднем плане проспект пересекает улица Диктатуры (Пролетариата, конечно):

2.

Кадр снят с порога вот этого здания (1936-40) - довольно необычная сталинка с явными пережитками модерна. Красноярск, конечно, не такой заповедник подобной "запоздалой" архитектуры, как Бишкек или Симферополь, но кое-что попадается:

3.

И наконец - вид с того же места вперёд, на впечатляющую перспективу модерновых фасадов. В Сибири, куда с постройкой Великой магистрали цивилизация ворвалась быстро и громко, стотысячные города возникали буквально за несколько лет, а Первая Мировая скорее давала работу, чем отнимала ресурсы, этот стиль очень "хорошо пошёл".

4.

Напротив... да, тут я вынужден извиниться за совершенно ужасную засветку многих кадров: резкое и холодное "послеядерное" сибирское Солнце для меня стало неожиданностью. Так вот, напротив - памятник художнику Андрею Поздееву (2000) и чёрное от засветки здание старой женской гимназии (1870-75):

5.

С лёгкой руки туристов прозванной Домом с котиками - такой кадр должен быть у каждого посетившего Красноярск, как и десятирублёвка на фоне часовни:

5а.

Здесь же фонтаны, пальмы и книжный шкаф, мелькавшие в прошлой части, да симпатичная новостройка с часами. Новостроек в таком стиле, характерном скорее для 1990х, чем для "нулевых", в Красноярске кстати несколько, и не относятся ли они к злой эпохи Папы Толи?

6.

Но вернёмся на левую сторону. Самые красивые в этой "фасаде"  - Духовное братство (1913-16, оно же на заглавном кадре, и вообще моё любимое здание Старого Красноярска) и дом купца Либмана (1909-11). Детали:

7.

Дом Либмана в полный рост:

8.

Следующий перекрёсток улицы Кирова с огромным домом, о происхождении которого я ничего не нашёл. Да впрочем, так ли важно, какого купца это доходник, какого товарищества торговый дом, какой фирмы из западной части страны представительство, каково страхового общества офис, Русско-Азиатский банк или Азово-Донской, пассаж Елисеевский или Второвский, "Бристоль" или "Гранд-Отель"? Как пояснил vkouznetsov, это торговый дом Гадаловых начала ХХ века, где было всё вплоть до первой в городе электростанции.

9.

Сейчас здесь Красноярский аграрный университет, и прямо в одном из его подъездов притаилась часовенка. Кадр тут вообще ёмкий - огромное советское здание (его обычно фотографируют с проспекта Мира из-за советских букв на крыше "Слава городу на Енисее!"), вывеска местной сети бургерных "Big Yorker" (за недостатком времени приобщился к ним на вокзале), но в первую очередь круглый жёлтый фасад "Детского мира" в жилом доме тех же Гадаловых, у которых во время своего азиатского вояжа останавливался цесаревич Николай, будущий последний русский император.

10.

Здесь же ещё чудной домик Ицына, а многоэтажки уже на улице Ленина - как уже говорилось, каменные джунгли над Старым Красноярском буквально нависают:

11.

Обидятся на меня красноярцы за то, что одно из их любимых зданий крупным планом не показал, ну да ладно... Вид улицы Кирова от "Детского мира" в другую сторону, слева с башенками Дом просвещения учителей (1912-14), а многоэтажки уже на улице Маркса:

12.

Заглянем в подворотню:

13.

И по проспекту Мира идём дальше. Тут первая по курсу Аптека общества врачей (1902), а дальше Красноярский драмтеатр имени Пушкина, неожиданно скромный для огромного города. Он зародился ещё в 1879 году (не зря же небольшой Красноярск среди других сибирских городов выделялся тогда своей интеллигентностью!), здание его в основе 1930-х (на месте сгоревшего Народного дома), а нынешний облик 1950-х годов. Но ей богу, на кинотеатр "Октябрь" (ну или там "Победа", но ещё не "Космос") потянет больше.

14.

На самом деле кинотеатр, или вернее целый Дом Кино, напротив. Говорят, там показывают редкие фильмы и авторские спектакли:

15.

В аптеке сохранились интерьеры. Не такая, кстати, и редкость в Сибири - ещё подобную аптеку наблюдал в Иркутске:

16.

Тут, кстати, ещё и продавцы есть, но когда я снимал общий вид - натурально попрятались за непрозрачными стендами.

16а.

А следующие три здания на проспекте, по разные стороны улицы Перенсона - одни из самых интересных исторически. Это были собрания сословий, своим видом наглядно показывающие общественную обстановку в Красноярске столетней давности. Купеческое (1908-10) - трёхэтажно и аляповато:

17.

Общественное, или Мещанское (1912-13) - двухэтажно и со вкусом:

18.

Дворянское - одноэтажно, деревянно и в сторонке:

19.

Оно и построено было куда раньше, в 1854-55 годах, причём не кем-нибудь, а ссыльным декабристом Гавриилом Батеньковым, жившим тогда в томской ссылке (он и родом был оттуда, куда иных ссылали - из Тобольска). Ныне это единственный деревянный дом на проспекте Мира, то есть явно с какого-то момента в дереве на главной улице строить запретили, для заповедника краснокнижного вида дворян при этом сделав исключение. Красноярск среди старых сибирских городов - пожалуй, самый "каменный", но напрашивается мысль, что все эти многоэтажки стоят на месте деревянных кварталов.Напротив собраний - очередной фонтан с пальмами:

20.

Дальше по проспекту - Сибирский технологический университет, старейший вуз Красноярска, основанный в 1930 году как лесотехнический. Ильич на фасаде - ещё одна местная достопримечательность:

21.

Важнейшая из перпендикулярных - улица Вейнбаума, переходящая в Коммунальный мост через Енисей. Над мостом - Театральная площадь с огромными зданиями городской администрации и Енисейского пароходства:

22.

Тут можно взглянуть на старую больницу №1 (больница №2 чуть поодаль, кстати, тоже дореволюционная) с модерновым корпусом:

23.

И кажется самыми грозными воротами, которые я видел в жизни. Не совсем понятно, почему, но вахтёрство в Красноярске в принципе развито - см. первую часть, и ещё пару эпизодов в следующих.

23а.

За воротами сидел какой-то тощий паренёк, похожий на больного, и ещё раз взглянув на предупреждающие знаки, я вошёл, понадеявшись, что он не превратится в Агента. Во дворе больницы Никольская церковь (1900) с необычным входом на второй этаж:

24.

Снова вернёмся на проспект Мира, впереди следующий квартал - взгляд назад, на тот самый перекрёсток у больнцы. На переднем плане красный дом купца Франкфурта (1911) и белая типография Кохановской (1910), ныне занятая Сибирским НИИ геологии, геофизики и минерального сырья, в Красноярском крае с его обилием природных богатств заведении сверхактуальном - даже странно, что у него такой скромный домик, а не бетонная высотка на одной из главных площадей.

25.

Дома, гостиницы, банки, конторы...

26.

27.

28.

Фонтан "Питерский мостик" и, между прочим, управление епархии в скромном купеческом особнячке:

29.

Располоежние епархии вполне закономерно - наискось через проспект Мира и улицу Сурикова с ней соседствует старейшее здание города - Покровский собор (1785-95), честный образец "сибирского барокко" в его редкой енисейской ветви. Но такой храм - то, что должно быть у каждого старого сибирского города:

30.

Увы, "вещь в себе" - и ракурс на него хороший подобрать летом почти невозможно (с самого выигрышного угла - дерево), и покрасили его неудачно - так-то он всё обозримое прошлое был красным с белыми наличниками, как старомосковские церкви, и смотрелся с ними куда красивее и самобытнее. Енисейское барокко как оно есть - такой декор не встретить ни в Тобольске, ни в Ирктуске, но в нынешней расцветке все эти детали как-то гаснут.

31. из википедии.

Зато внутри прекрасно сохранились интерьеры:

32.

Если по улице Сурикова пойти в сторону Качи (налево) - выйдешь к синагоге, а если в сторону Енисея (направо) - к дому Зельмановича (1911) на улице Маркса. Обилие еврейских фамилий в старокупеческом Красноярске пусть не удивляет, но эту тему (включая фото синагоги) я оставлю на часть "через одну".

33.

Между тем, застройка ощутимо "стареет", и изящный модерн стремительно растущего города начала ХХ века сменяется эклектикой далёкого захолустья середины века 19-го... кстати, удивительно, что кипевшая в Сибири 1830-40-х годов "золотая лихорадка", когда купцы делали себе визтки из чистого золота или строили среди тайги усадьбы с ананасами в оранжереях, на архитектуре Красноярска почти не сказалась.

34.

В бывшем епархиальном училище (1854) ещё можно различить домовую церковь Иоанна и Иулиты:

35.

А это скромное здание с памятником "Детям войны" (2005) в сквере - в прошлом не что иное, как управление Енисейской губернии. Губернию я уже не раз сранивал по площади с Аргентиной, она была чуть крупнее нынешнего Красноярского края по всем направлениям, и плотность населения в ней была где-то 0,2 человека на квадратный километр (520 тысяч жителей к началу ХХ века), и если бы кто-нибудь заикнулся, что в тундре близ устья Енисея когда-нибудь построят крупнейший в империи металлургический завод, а Енисей перекроют двумя плотинами, его бы наверное начали бить... И всё же домик правления абсолютно несоразмерен своему региону.

36.

Красноярский краевой суд в бывшем Доме Политпросвещения на следующем перекрёстке куда масштабнее. И - очередная порция пальм у фонтана:

37.

Застройка тут входит в следующий временной горизонт, и напротив суда - Кузнецовское подворье, усадьба местных купцов с домом "образцового" проекта начала 19 века. О Благовещенском соборе же на заднем плане - опять же в части "через одну".

38.

Классицистические особнячки - в Сибири совсем не редкость, по крайней мере тут они куда привычнее, чем на Русском Юге:

39.

Особенно на них богата перпендикулярная улица Каратанова. Тут сходим в обе стороны, и лестница со стихотворением, которой мы закончили прошлую часть, выводит как раз к усадьбе Ларионовых 1830-х годов на улице Ленина:

40.

На стоянке перед ней - опять же знакомые по прошлой части тувинцы (машина, впрочем, почему-то с номерами Бурятии, но  "пятак" тут испокон веков тувинский):

41.

На другом конце улицы Каратанова, то есть у перекрёстка с Маркса - особнячок Крутовских, недавно переделанный в культурно-развлекательный центр "Особняк". Между тем, культурным центром Енисейской губернии в конце 19 века он и был: остепенившиеся золотопромышленники Крутовские прямо в своей усадьбе приютили первые в Красноярске общественную библиотеку (1885) и краеведческий музей (1889).

42.

По соседству - Гостиный двор (1857-62), ныне занятый архивом:

43.

Возвращаемся на проспект Мира - собственно, ему осталось пол-квартала, и маячивший впереди весь пост синий небоскрёб уже совсем рядом:

44.

Замыкает проспект Триумфальная арка (2003), за которой площадь Мира:

45.

Но туда, равно как и на Театральную площадь, уже в следующей части, в которой прогуляемся у Енисея.

varandej.livejournal.com

ИСТОРИЧЕСКИЙ ИНТЕРЬЕР ЗДАНИЙ КРАСНОЯРСКА – О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЮТ ПОТОМКАМ СТАРИННЫЕ ФОТОСНИМКИ?

Петроченко Юлия Евгеньевнастудент института архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета, Россия, Красноярск

Окружающая человека предметная среда во все времена являлась и является одним из главных источников сведений об интересах, ценностях, вкусах общества. Обустройство жилого и общественного интерьера разных эпох – один из таких визуальных источников.

Сибирь, как территория градостроительного включения широкого спектра традиций переселенцев, осваивавших ее на протяжении уже четырехсот лет, является пространством отражения синтезированной архитектуры, предметной культуры окружающего пространства [1, 2, 3].

Сибирский город Красноярск – с богатой историей, культурой и архитектурой. Старинные постройки в центре вызывают интерес как у профессионалов-архитекторов, так и у обычных жителей города. Сохранилось достаточно большое количество информации о фасадах зданий в виде чертежей, зарисовок и фотографий, по которым можно составить впечатление об облике исторических зданий и которые могут быть использованы при реконструкции. Найти источники с информацией по внешнему виду зданий не составляет большого труда [3].

Однако информация об источниках с историческими фотографиями интерьеров красноярских зданий на сегодняшний день не структурирована. Затруднен поиск иконографической документации по историческим интерьерам зданий в Красноярске, представление об интерьерах прошлого в зданиях нашего города складывается неполное или отсутствует. Существует необходимость создания упорядоченного перечня источников, где можно найти исторические фотографии интерьеров Красноярска. Анализ сохранившихся фотографий способствует выявлению наиболее часто встречающихся или повторяющихся изображений интерьеров.

Наше исследование сосредоточим на источниках электронной информации в глобальной сети Интернет – специализированных, краеведческих сайтах, социальных сетях.

Доступность знаний об историческом прошлом городов, поселений в последние годы получает новые возможности. Современные технологии хранения и обмена информацией сегодня широко используются активными пользователями сети Интернет.

Объектом исследования является исторический интерьер зданий Красноярска на фотографиях. Предмет исследования – сохранность и упорядочивание исторических фотографий с изображениями интерьеров красноярских зданий.

Целью работы является сформированный перечень источников для поиска исторических фотографий интерьера и классификация сохранившиеся фотографий по функциональному назначению интерьеров. Были поставлены следующие задачи: изучить научную литературу на наличие в источниках исторических фотографий интерьеров в Красноярске; определить перечень источников, в которых имеются фотографии исторических интерьеров; проанализировать фотографии и составить диаграмму, отражающую количество найденных фотографий в соответствии с функциональным назначением интерьеров.

В качестве методов исследования были выбраны: изучение фотоматериалов, которые сделаны более 40 лет назад, и научной литературы, сопровождающей их; анализ литературы и материалов сети Internet, фиксация сайтов, содержащих исторические фотоматериалы по данной теме; составление библиографии.

Для исследования был выявлен круг источников, содержащих информацию об исторических интерьерах зданий г. Красноярска. Такой список составили следующие источники из сети Internet:

— «Красное место». URL: http://www.krasplace.ru

— Архитектура Красноярска и Красноярского края. URL:www.naov.ru

— Фотосайт Красноярска. URL:www.fotoyarsk.ru

— Краскомпас, раздел Фотогалерея, Дореволюционный Красноярск. URL: http://www.kraskompas.ru/fotogalerei/item/1072-dorevolyutsionnyj-krasnoyarsk-zhiteli

— Группа Вконтакте «Исторический Красноярск». URL: https://vk.com/historickrasnoyarsk

— Группа Вконтакте «Красноярск нашего детства». URL: https://vk.com/krk_retro

— Энциклопедия Красноярского края. Памятники архитектуры. URL:http://my.krskstate.ru/docs/architecture_monuments/

— Блог «Записки скучного человека». URL:http://humus.livejournal.com/

 

На основании собранного материала выяснилось, что сохранившиеся фотографии в большинстве своем фотографии домов зажиточных людей Красноярска (купцы, золотопромышленники, врачи и т.п.). Количество найденного материала отражено на рисунке 1, из него же видно, что по большей части сохранились фотографии интерьеров домов зажиточных красноярцев (дома Кузнецовых, Проскуряковых, Светлакова, Коновалова, Саввиных и т.д.).В основном сохранились фотографии гостиных, рабочих кабинетов, залов. Мы видим богатое убранство, деревянную мебель, картины в массивных рамах, лепнину на стенах, большое количество цветов в комнатах.

Рисунок 1. Количество найденного фотоматериала по функциональному назначению

В большем количестве представлены фотографии интерьеров подворья Кузнецовых (семейство Кузнецовых – потомки первого красноярского купца первой гильдии И. К. Кузнецова).

Посетивший Красноярск в 1885 г., американский путешественник Дж. Кеннан писал: «В доме по стенам висели картины известных русских, французских и английских художников, было много вещей, указывавших на безупречный вкус хозяев – двух сестер и трех братьев (остальные дети были в отъезде – на обучении). Все они бегло говорили по-английски и не раз бывали за границей». Тогда же за домом Кузнецовых с зимним садом на ул. Воскресенской закрепилась слава «художественной галереи» [1, c. 187].

Фотографии интерьеров Кузнецовского подворья были взяты на сайте «Красное место. История Красноярска и Енисейской губернии в старых фотографиях, документах и воспоминаниях» [16]. Некоторые из фотографий, представленных на этом сайте, можно встретить в группе «Исторический Красноярск» соцсети Вконтакте [8].

В меньшем количестве имеются фотографии общественных зданий Красноярска (речной вокзал, суд, педагогический подвижной музей). Фотографии интерьеров среднего и бедного классов населения встречаются редко или отсутствуют полностью (возможность создания фотографий была не у каждой семьи, для этих групп населения создавались в основном портреты, исключающие захват интерьера в кадр).

По типологии интерьеры на фотографиях разделяются на жилые, общественные, культовые, промышленные, культурно-просветительские, медицинские и спортивные (рис. 2). Наибольший процент составляют интерьеры жилых и общественных зданий. Далее следуют интерьеры культурно-просветительских зданий (училища, музеи, выставочные залы). В наименьшем количестве представлены фотографии спортивных и культовых сооружений.

Рисунок 2 – типология представленных интерьеров на исторических фотографиях

В жилых домах сохранились фотографии следующих помещений: гостиная, жилые комнаты, кабинет, столовая, детская комната, классная комната, комната отдыха и занятий, зимний сад (рис. 3).

 

Рисунок 3 – типология помещений жилых зданий на сохранившихся фотографиях

Не были найдены фотографии спален, будуаров; исключение – фотография детской комнаты с ребенком в доме врача Коновалова (рис. 4). Напротив, в большом количестве представлены гостиные (целиком и фрагментами), жилые комнаты, кабинеты, столовые (рис. 5).

Рисунок 4 — Фрагмент детской комнаты с маленьким ребенком в доме врача П.И. Коновалова [7]

Рисунок 5 — Фрагмент гостиной и кабинета в доме первого провизора Красноярского музея П.С. Проскурякова [7]

В доме Александры Петровны Кузнецовой существовала комната для занятий или, как ее тогда называли, «классная комната». В ней занимались иногда ее племянники (детей у Александры Петровны не было) [10].

В ходе поиска информации выяснилось, что одни и те же фотографии присутствуют на нескольких сайтах в одном и том же количестве и составе. Так, например, фотографии интерьеров Кузнецовского подворья (рис. 6) можно найти на сайте «Красное место», «живом журнале» автора Humus, в группах соцсети Вконтакте, посвященных фотографиям исторического Красноярска. Эти фотографии являются своего рода визитной карточкой, если речь идет об интерьерах исторических зданий Красноярска, т.к. встречаются чаще всего и в большем количестве.

На сайте «Красное место» размещено самое большое количество старинных фотографий с интерьерами красноярских зданий, а также представлено подробное описание зданий с исторической справкой.

Рисунок 6 — Внутренний вид жилых комнат в доме Евдокии Петровны Кузнецовой [14]

На втором месте по доступности информации находятся сайты Архитектуры Красноярска и Красноярского края и Фотосайт Красноярска. На сайте Naov.ru представлены по большей части чертежи планов и фасадов, фотографии экстерьеров исторических построек, а также в небольшом количестве представлены интерьеры некоторых зданий. Фотосайт примечателен качественной подборкой исторических фотографий, однако интерьеры попадаются редко.

Сайт Краспортал примечателен скоплением большого количества информации. На нем представлена навигация по красноярским музеям, театрам, библиотекам и т.д., а также собрано большой фотоматериал. На данном сайте, помимо фотографий экстерьеров, встречаются портреты жителей и интерьеры Красноярска.

Еще одним источником информации по историческому интерьеру стали группы Вконтакте, куда пользователи выкладывают фотографии, найденные ими в Интернете, или в семейных архивах, в том числе встречаются интерьеры.

В ходе поисков информации было найдено несравнимо большее количество фотографий и материалов об интерьерах исторических зданий в Санкт-Петербурге, Москве, нежели в Красноярске. Вероятно, было больше возможностей запечатлеть здания изнутри в столицах, чем в удаленных городах. Но всё же те материалы, что мы имеем о Красноярске, вполне позволяют составить представление по меньшей мере о жизни горожан из высших сословий Красноярска.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ИНТЕРЬЕР ЗДАНИЙ КРАСНОЯРСКА – О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЮТ ПОТОМКАМ СТАРИННЫЕ ФОТОСНИМКИ? Март 6th, 2017eesa

Bibliography / Referencje / Список литературы:

1. Гевель Е. В. Образ города в Красноярском Урочище. Красноярск: Версо, 2012. С.176-193.2. Слабуха А.В. Архитектура и градострои-тельство Приенисейской Сибири. Красноярск: КрасГАСА, 2004. 106 с.3. Слабуха А. В. Архитекторы Приенисей-ской Сибири. Конец ХIX-начало XXI века: Иллю-стрированный биографический словарь: 540 имен. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 432 с.4. Слабуха А.В. Градостроитель¬ное освое-ние Приени¬сейс¬ко¬го края в XVII—XX ве¬ках. Учеб-ное посо¬бие. Красноярск: КрасГАСА, 1998. 204 с.5. Архитектура Красноярска и Красноярско-го края. Исторические фотографии Речного вокза-ла, ул. Дубровинского, 1, г. Красноярск [Элек-тронный ресурс]. – Режим доступа: http://naov.ru/objects/photos/istoricheskie-fotografii-rechnogo-vokzala-ul-dubrovinskogo-1-g-krasnoyarsk.html (дата обращения: 25.10.16)6. Блог «Записки скучного человека». Дом Евдокии Петровны Кузнецовой, дочери золото-промышленника П.И. Кузнецова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://humus.livejournal.com/2278082.html (дата обращения: 27.10.16)7. Блог «Записки скучного человека». Россия в интерьерах. Часть 4. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://humus.livejournal.com/4657666.html (дата обращения: 28.10.16) 8. Вконтакте. Группа Исторический Красно-ярск. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk.com/historickrasnoyarsk (дата обраще-ния: 6.11.16)9. Вконтакте. Группа Красноярск нашего детства. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk.com/krk_retro (дата обращения: 7.11.16)10. Вконтакте. Группа Покажи Красноярск. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk.com/album-48940959_173609526 (дата обращения: 16.11.16)11. «Краскомпас. Портал для тех, кто любит Красноярск». Фотогалерея-Дореволюционный Красноярск- Жители. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kraskompas.ru/fotogalerei/item/1072-dorevolyutsionnyj-krasnoyarsk-zhiteli.html#prettyPhoto (дата обращения: 3.11.16)12. Красное место. Епархиальное женское училище [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krasplace.ru/eparxialnoe-zhenskoe-uchilishhe (дата обращения: 24.10.16)13. Красное место. Деревянный дом усадьбы А. А. Саввиных [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krasplace.ru/derevyannyj-dom-usadby-a-a-savvinyx (дата обращения: 23.10.16)14. Красное место. Здание торгового дома «Ревильон братья» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krasplace.ru/zdanie-torgovogo-doma-revilon-bratya (дата обращения: 24.10.16)15. Красное место. Кафедральный собор [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krasplace.ru/kafedralnyj-sobor (дата об-ращения: 23.10.16)16. Красное место. Кузнецовское подворье [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krasplace.ru/kuznecovskoe-podvore (да-та обращения: 23.10.16)17. Красное место. Первая выставка картин в Красноярске [Электронный ресурс]. – Режим до-ступа: http://www.krasplace.ru/pervaya-vystavka-kartin-v-krasnoyarske (дата обращения: 25.10.16)18. Красное место. Первая сельскохозяй-ственная и промышленная выставка в Краснояр-ске [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krasplace.ru/pervaya-selskoxozyajstvennaya-i-promyshlennaya-vystavka-v-krasnoyarske (дата обращения: 25.10.16)19. Энциклопедия Красноярского края. Зда-ние городской лечебницы Общества врачей, Крас-ноярск [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://my.krskstate.ru/docs/architecture_monuments/zdanie-gorodskoy-lechebnitsy-obshchestva-vrachey-krasnoyarsk/ (дата обращения: 25.10.16)

Tagged: №15

eesa-journal.com

как возвращают к жизни старинные здания Красноярска

В настоящее время реставрационные работы идут только на ул. Карла Маркса, 38.

Все, что украшало это здание более 100 лет назад инвесторы «Исторического квартала» планируют сохранить. 

Как рассказала Юлия Рогозняя, старинная усадьба Саввиных  к концу года превратится в 2-этажный ресторан.

Все элементы интерьера останутся как в году постройки – 1902-м. Из современного оформления – только уличная стеклянная веранда.

«Мы согласовали с памятниками стеклянную пристройку, которая будет в два этажа высотой. Внутри нее будет осуществляться проход с первого этажа на второй. И стекло будет прозрачное, чтобы открыть сам фасад», – объяснила представитель инвестора Юлия Рогозняя.

Огромные потолочные балки, арочные окна с резьбой и даже первоначальный цвет фасада – все будет восстановлено.

По словам подрядчиков, для внутренней отделки будут даже применяться материалы, которые давно не в моде. Например, известка.

«Для внутренней отделки будут такие же материалы применены. Современные материалы применяются только при укладке кабелей, водопровода и канализации. Система отопления тоже будет современной, но, опять же, установлены чугунные радиаторы. Они тоже будут предметом старины», – отметил зам. директора по производству ООО «СтройАчинск» Андрей Харитонов.

Фасад вместе с тепловым контуром подрядчики должны завершить уже в ноябре. А к концу года – полностью весь объект.

Пока работы готовы только на 30%, но дом, говорят строители, в хорошем состоянии – должны успеть.

Отголоски истории здесь на каждом квадратном метре: когда подрядчики вскрывали стены, то под слоем штукатурки обнаружили старинные газеты. Они датируются декабрем 1896 г. Здесь театральные рецензии, и даже реклама того времени.

Инвесторы пообещали сохранить такой антиквариат, правда, места в будущем интерьере еще не выбрали.

Пока это первый дом из 10 объектов «Исторического квартала», где проходят работы.

О самом проекте заговорили еще 3 года назад. Тогда инвесторы, напуганные кризисом, не торопились вкладываться в здания архитектурного зодчества.

Сейчас власти уже намерены расширить проект.

«Один из таких объектов – ул. Ленина, 154. Дом, который был расселен по программе сноса аварийного жилья, стоит сейчас пустой. Есть предложение тоже включить этот объект в проект "Исторический квартал". И по такой же технологии привлечь инвесторов», – заявил глава Красноярска Эдхам Акбулатов.

Сейчас все 10 объектов «Исторического квартала» нашли своих арендаторов. По словам властей, в октябре приступят к реставрации еще трех зданий – на ул. Ленина, 84, ул. Карла Маркса, 52 и ул. Бограда, 106.

tvk6.ru


Погода от gismeteo

Вверх