Староверы в красноярском крае: Посёлок Бурный, где живут староверы

Посёлок Бурный, где живут староверы

Поселок Бурный на реке Вельмо в Эвенкийском районе Красноярского края является одним из многочисленных посёлков Сибири, где живут староверы. Находится он за сотни километров от населённых пунктов. Несмотря на труднодоступность, здесь кипит жизнь. Жители хотят даже запустить тут свои туристические маршруты!

Спустя 84 года со дня основания посёлка в 2017-м в Бурном появилась местная власть — Бурненский сельсовет. А в нем круглосуточная связь с Большой землей, интернет и телевизор. Эти блага цивилизации предлагают всем, но староверы отказываются — «бесовство» им без надобности. При этом в местной школе ребятишки занимаются на компьютерах и пользуются на уроках интерактивной доской.

Как и во многих сёлах в Бурном развито производство меда, добыча зверя, рыбалка и сельское хозяйство. Суровый северный климат для сельчан не помеха — на их огородах растут арбузы! 

Уникальность Бурного заключается в том, что здесь до сих пор соблюдаются традиции. Как и встарь, все взрослые мужчины отпускают бороды, женщины носят головные платки и длинные юбки, не стригут волосы и не пользуются косметикой. Живущие в Приангарье староверы считаются беспоповцами — течением в старообрядчестве, в котором нет священнослужителей. Оно возникло еще во времена церковного раскола на Руси в XVII веке. Тогда среди староверов не оказалось епископов, а по каноническим правилам только они могут назначать священников и дьяконов. Вот и считают беспоповцы, что погибло истинное священство в годы никонианской реформы. С тех пор службу справляют грамотные общинники. В некоторых деревнях для этого выделяются особые дома — часовни, поэтому и называется это течение беспоповцев «Часовенное согласие». Таких в Красноярском крае большинство.

Семьи у староверов большие: 6-8 ребятишек — дело обычное. Всех нужно не только прокормить, но и одеть-обуть, выучить и женить. Задача не из легких. Симпатичных девушек и парней в Бурном немало, но многие из них приходятся друг другу родственниками, а староверы выверяют степень сродства между вступающими в брак до седьмого колена. Существует еще и запрет на «родственников по кресту»: нельзя жениться, к примеру, на крестнице и даже родственнице крестников. Поэтому за женихами и невестами молодежь в сопровождении старших родственников ездит в поисках суженого по другим староверческим деревням.

Двери в Бурном не закрываются. Вышел из дома, подпер дверь хворостиной или камнем, чтобы ветром не распахнуло, и все! В Бурном нет участкового. Все конфликты гасят внутри общины, не дают им разгораться.

Источник: tass.ru и kp.ru
Фото: Владимир Веленгурин


15 и 16 апреля

Марафон лекций и кофе «Нансен»

22 и 23 апреля

Премьера спектакля «Великий инквизитор»

23 апреля

Юбилейный концерт Красноярского филармонического русского оркестра им. А. Ю. Бардина

С 30 марта по 24 апреля

Выставка «Графика. Романтика 1970-х» в Дудинке

Написать

Повитухи, бурная Ангара и учителя-вахтовики: как живет деревня староверов

23 января 2017, 09:28

Поселок Бурный на реке Тасеевой в Красноярском крае — один из многочисленных в Сибири, где живут староверы. И хотя его нет на административной карте региона, в нем идет жизнь и рождается много детей. А еще жители Бурного собираются создать тут туристические маршруты. Обо всем этом сельчане рассказали побывавшему у них в гостях корреспонденту ТАСС.

Главный транспорт — моторки

Путь до Бурного лежит от поселка Кирсантьево по реке Тасеевой, притоку Ангары. 20 километров. Моторные лодки — главный транспорт лета, зимой сюда можно добраться на «Хивусе» — судне на воздушной подушке. Во время нашего путешествия амфибия стала на половине пути — перегруз. К тому же накануне намело снега, не потянул движок.

«Хивус» ушел, увозя в поселок женщин и стариков. Мы двинулись за ним, проваливаясь по пояс в сугробы, под которыми струится вода. К возвращению уже пустой амфибии удалось в полной мере прочувствовать дорогу в поселок Бурный, который считается далеко не самым труднодоступным из числа староверческих общин.

Зимой в Бурный можно добраться на “Хивусе” — судне на воздушной подушке

© Андрей Мармышев/ТАСС

— Иногда такой снег, что дороги нет. «Бураны» застревают, а в нартах роженица. Снегоход вмерзает в лед, а у женщины уже воды отходят, — рассказывает житель Бурного Федор Небобятов.

Правда, в Мотыгино (районный центр. — Прим. ТАСС) едет далеко не каждая роженица из Бурного, многие по заветам предков рожать остаются дома. Говорят, есть в поселке свои повитухи. Вообще отношения у староверов из деревень с Тасеевой, Бирюсы, других приангарских рек с медициной сложные. При острой необходимости вызывают санитарную авиацию, ставят прививки от клещевого энцефалита. Однако, отмечают мотыгинские медики, прививаются в основном взрослые мужчины, остальные — «как Бог даст».

Беспоповцы

Живущие в Приангарье староверы считаются беспоповцами — течением в старообрядчестве, в котором нет священнослужителей. Оно возникло еще во времена церковного раскола на Руси в XVII веке. Тогда среди староверов не оказалось епископов, а по каноническим правилам только они могут назначать священников и дьяконов. Вот и считают беспоповцы, что погибло истинное священство в годы никонианской реформы. С тех пор службу справляют грамотные общинники. В некоторых деревнях для этого выделяются особые дома — часовни, поэтому и называется это течение беспоповцев «Часовенное согласие». Таких в Красноярском крае большинство.

В 1971 году Русская православная церковь на Поместном соборе отказалась от старинных гонений на староверов. Сегодня крестящихся двумя перстами людей можно встретить повсеместно.

Школа из прошлого

К посторонним у старообрядцев отношение настороженное, в жилой дом стараются не приглашать, но накормят. Продадут туристам молока, мяса или картофеля с медом, подскажут, куда лучше удочку забросить. Местом для приема гостей служит школа. Здесь для заезжих и посуда особая.

Школа — большой рубленый дом. Над крыльцом вывеска: «РСФСР, Министерство просвещения, Бурновская средняя школа».

Педагогов хотят возить в Бурный на вахту. Химика привезти на пару недель — месяц, потом физика, учителя алгебры, затем прочих профильников. И так по кругу. Уже подобрали дом, где командированные смогут довольно комфортно жить, снабжаемые местными жителями продуктами

— Этой вывеске лет 70, не меньше, — уверяет Перфилий, неофициальный глава поселка. Официальным же руководителем считается «дядя Коля» Козырь, избранный в 2015 году главой соседнего Кирсантьева.

Внутри избы — просторный класс с партами, мелом и доской. На столе учителя цветы. Уют придает большая печь, на которой сохнет детская обувь.

Главная в школе — Ольга Валерьевна. Она здесь и директор, и завуч, и учитель начальных классов. В Бурном живут более 70 человек, молодежи среди них много. Рожают в поселке, несмотря на трудности, часто и охотно. У самой учительницы шестеро детей. Большими считаются семьи, живущие дальше, на реке Бирюса, в которых и по 10, и по 13 детей.

— Проблема с дальнейшим обучением детей. Хотим решить вопрос с приездом учителей-профильников в Бурный, — говорит глава Мотыгинского района Алексей Храмцов, по образованию учитель истории, некогда руководивший главным управлением образования Красноярска.

Педагогов хотят возить в Бурный на вахту. Химика, допустим, привезти на пару недель — месяц, потом физика, учителя алгебры, затем прочих профильников. И так по кругу. Уже подобрали дом, где командированные смогут довольно комфортно жить, снабжаемые местными жителями продуктами.

Поселок, которого нет

Фактически есть два поселка Бурных — стоят на противоположных берегах Тасеевой. Юридически ни того ни другого не существует, отсутствуют они на административных картах и в реестре населенных пунктов. Храмцов говорит, что процедура признания Бурных поселениями «уже запущена», ждут решения краевых властей.

В документах жителей тоже путаница. В паспорте указано место жительства — «поселок Бурный». В других официальных бумагах — одна из улиц Кирсантьева.

Читайте также

Минобороны обнародовало видео, как староверы учат спецназ выживать в сибирской тайге

А между тем история Бурного прослеживается как минимум с сороковых-пятидесятых годов прошлого века, когда здесь появилась сплавная контора — по Тасеевой, затем по Ангаре и Енисею сплавляли лес-кругляк — до четырех миллионов кубов в год. Тогда здесь кипела жизнь, были магазины, шумела музыка в клубе.

Старообрядцы появились на реке с разных сторон. Часть пришла с Урала, другая вернулась с Дальнего Востока, из Маньчжурии, спасаясь от гонений. Одни работали на молевом сплаве, когда по воде огромными островами спускали вязанные из стволов деревьев плоты, другие — подобно Перфилию — работали в авиалесохране, третьи служили лесниками. Все рухнуло в девяностые годы — сейчас в каждом из Бурных чуть более десяти дворов. Живут тут теперь только староверы.

Лет 20–30 назад на округу обрушилась еще одна напасть — сибирский шелкопряд — одно из главнейших зол тайги, после которого остаются только завалы из мертвых, не пригодных деревьев, порохом загорающиеся от малейшей искры. В те дни обитатели Бурного закрывались в избах, затыкали мхом и паклей мельчайшие щели в стенах и дверях, закрывали окна и дымоходы, а с самолетов распыляли химикаты, убивающие лесных вредителей. История похожа на правду, да и за околицей торчат почерневшие от времени и гари стволы мертвых деревьев.

Заветы дедов

Староверы вовсе не ретрограды, как о них думают. В Бурном в каждом доме есть моторная лодка и снегоход, на улицах Кирсантьева и крупных деревень можно встретить бородачей за рулем хороших внедорожников. Электричество в поселке от дизельного генератора, каждый день с утра и до десяти часов вечера. Есть и мобильные телефоны, хотя связи в поселке нет. Дешевые «сотики» нужны во время выездов на Большую землю. Домой их не заносят, оставляют в гараже.

Традиции тоже соблюдаются. Как и встарь, все взрослые мужчины отпускают бороды, женщины носят головные платки и обязательные длинные юбки, не стригут волосы и не пользуются косметикой. Хлеб пекут сами в русской печи.

— Телевизоров и радио у нас нет, — рассказывает Антонина, родственница Перфилия. — Время проводим рукодельничая, вяжем. Капканы можем ставить, у меня старшая дочка специалист по капканам. Танцевать — грех. Песни поем народные, Кадышеву.

Читайте также

Туристов в Забайкалье учат выживанию в тайге, добыче орехов и традициям староверов

Курение под запретом, вместо чая травяные сборы, вместо заводского алкоголя — ягодный «квас» собственного производства со вкусом качественного сухого вина. Многодневные посты тщательно соблюдаются.

Почти все тут — родственники. Поэтому мужчины ищут себе жен в других староверских селениях, иногда за сотни километров от Тасеевой. Федор Небобятов, например, привез свою будущую жену из деревни Безымянка, одного из самых известных старообрядческих населенных пунктов в Красноярском крае. Учительница Ольга Валерьевна родом из Хакасии. Некоторые в поисках невест добираются до Тувы.

Услугами ЗАГСа пользуются не все, разводов здесь нет, детей стараются регистрировать официально. Свидетельство о рождении и паспорт — основные документы. А вот ИНН старообрядцы не любят, как и разные бумаги и карточки с номерами и штрихкодами — считают, что в них грех.

— Вот ведь загадка! ИНН нет, поселка официально нет, а налоговая завсегда находит, — задается вопросом один из местных жителей.

— Выписываем газеты, читаем, пересказываем друг дружке о том, что в мире творится. Спрашиваем новости и при поездках, например в Кирсантьево, — рассказывает Антонина.

Желающих уехать из общины мало, хотя местные жители и рассказывают о братьях-сиротах, которые сумели получить высшее образование и теперь успешные бизнесмены в Красноярске и Канске. Местной гордостью считается семья «латиноамериканцев» Симошиных, приехавшая в Кирсантьево из Уругвая, где живет многочисленная старообрядческая община.

«Зеленый» туризм

Читайте также

Военные под руководством староверов преодолели 100 км сибирской тайги за пять дней

В чем староверам не откажешь, так это в наличии предпринимательской жилки. Многие известные купеческие семьи и промышленники дореволюционной России были староверами. Тот же Савва Морозов, один из богатейших людей своего времени.

Сегодня жители приангарских деревень развивают сельское хозяйство. Несмотря на суровый северный климат, выращивают на огородах даже арбузы. Развито производство меда, добыча зверя и рыбалка. Продолжают рубить и сплавлять лес для деревообрабатывающих компаний. Готовы поставлять продовольствие для столовых бюджетных организаций и компаний — нет в приангарских районах сельского хозяйства, приходится везти аграрную продукцию из Красноярска.

Благосклонно отнеслись староверы к идее Храмцова организовать в этих местах «зеленый» туризм — красивые места, экологически чистые продукты, осталось только заманить путешественников. Возможно, в 2017 году будет организован первый туристический маршрут. 

Проект «Один год для Иисуса» в Красноярском крае

Детали

Новости и отчеты

  • Предыдущая статья
    Деревня Мелюхино Коми-Пермского района услышала Евангелие

  • Следующая статья
    Добрая земля детских сердец

Поделитесь этим

В конце марта 2013 года группа евангелистов из нескольких церквей Красноярского краевого объединения посетила несколько сел и городов на севере Красноярского края: Колмогорово, Нижнешадрино, Фомка, Назимово, Сергеево.

Места эти очень труднодоступные и добраться туда можно только по зимникам пока они еще покрыты снегом на большегрузном автомобиле типа ГАЗ-66, в другое время года дороги нет.

В основном жители этих деревень — так называемые старообрядцы* (очень консервативные православные верующие), кроме одной деревни — Назимово. Местные жители сказали нам, что мы должны были прийти сюда давно. В каждой деревне Господь устраивал замечательные встречи, многие люди были открыты к общению, приглашали нас в свои дома, накормили прекрасными блюдами. В том числе и тех, кто принадлежал к старообрядчеству. Многие люди каялись и обращались ко Христу, когда понимали, что Он простил их грехи, с благодарностью принимали в дар Новый Завет.

Бог привел нас в семью старообрядцев. Иаков и Ирина помолились покаянной молитвой, мы помолились об их исцелении, а потом все вместе пропели хвалебные песни Господу. Одного из жителей этой деревни это очень удивило. По его словам, эти люди раньше не могли нас пустить в свой дом, это было бы против их религии. Но Господь велик, Он открывает сердца людей. В пяти деревнях евангелисты раздавали Евангелие людям в каждом доме и проводили евангелизационные концерты в местных конгресс-центрах. Было распространено много христианской литературы. Один мужчина был доставлен в реабилитационный центр. Господь наш добрый и милостивый!

Коллектив проекта «Год за Иисуса»,
Храм Воскресшего Христа Спасителя, г. Канск, Красноярский край

Российская Церковь Христиан Веры Евангельской

____________________________________________________________
* В 1666 году Русская Православная Церковь распалась. Тех, кто не принимал реформ, преследовали. Многие бежали в отдаленные уголки Российской империи, где до сих пор живут их потомки. Они известны как старообрядцы.

  • Предыдущая статья
    Деревня Мелюхино Коми-Пермского района услышала Евангелие

  • Следующая статья
    Добрая почва детских сердец

Тур «Поездка к старообрядцам реки Каа-Хем»

Наверное, трудно найти другой регион, где степь, пустыня и горная тундра так близко подошли бы друг к другу. Всего несколько часов езды по Туве, и степной ландшафт сменяется сосновым бором, а ветреные голые полупустыни – стремительными горными реками. Верхняя часть Каа-Хема – настоящий оазис Южной Сибири. Воздух настолько вкусен, что его хочется пить.
В этом таежном крае уже несколько столетий можно встретить уникальных людей – так называемых «старообрядцев». Старообрядцы – это православные христиане, несогласные с церковной реформой XVII века и с тех пор живущие в изгнании, сохраняющие свою культуру и религию. С ними можно познакомиться, узнать секрет приготовления таежных пирогов без дрожжей и даже попробовать сделать валенки (традиционные сапоги из войлока, один из ключевых символов традиционной одежды на Руси).
Поездка в Каа-Хем – это хотя бы на несколько дней способ отвлечься от будней городской жизни, ощутить свободу, отдохнуть от суеты, прислушаться к своему внутреннему сердцу, насладиться природой и увидеть, как Россия жили столетия назад. Плюс Каа-Хем отличное место для рыбалки и старообрядцы в этом знают толк.

Место

Место и время сбора

Включено

Исключено

Оборудование0084

Купить оборудование

Скидка 10% по промокоду «Sibway Tour»

Аренда снаряжения

Подпишитесь на обновления и акции

Нажимая кнопку «Отправить», вы подтверждаете, что ознакомились с Условиями и принимаете их.

День 1

Трансфер Красноярск – национальный заповедник Ергаки. Отдых в лесном домике из кедрового дерева.

День 2

Переезд в Кызыл, столицу республики Тыва. Посетите Национальный музей, где можно увидеть знаменитое «Золото скифов», обнаруженное в 2001 году и изменившее представление об истории скифов. Золотые украшения были изготовлены более 10 веков назад и до сих пор представляют собой завораживающие экземпляры с замысловатыми узорами и поразительной точностью работы. Прогулка к обелиску «Географический центр Азии» в месте слияния рек Большой Енисей и Малый Енисей. Осмотр скульптурной группы «Царская охота», получившей престижную награду в Италии в 2013 году. Прибытие в лесной домик в деревне Сизым.

День 3

Знакомство с историей, традициями, обычаями старообрядцев села Сизым. Вы узнаете, что такое «собор», как старообрядцы находят невест, сколько платков положено носить замужним женщинам и другие интересные факты. Прогулка по реке Сизым. Русская баня «баня» с таежным веником (ветки сосны, которые замачивают в горячей воде и используют в бане для здоровья). Традиционный ужин со старообрядческим «квасом».

День 4

Поездка в соседнее старообрядческое село Ужеп. Вы встретите восход солнца на холме, окруженном тайгой, вас встретит семья старообрядцев; попробуете клюквенный ликер и традиционный обед. В зимнее время те, кто хочет дополнительных приключений, могут покататься на снегоходах (при наличии мест, за дополнительную плату). Возвращение в деревню Сизым. Русская баня.

День 5

Сфотографировать красивый рассвет перед завтраком (только для желающих). Мастер-класс по старообрядческой кухне: под чутким руководством опытного повара вы узнаете, как испечь таежные пироги, секрет острого соуса из хрена и как приготовить дрожжи из картофеля. Мастер-класс по старинному ремеслу – попробуйте свои силы в плетении теплых домашних ковриков. Для любителей рыбалки: в зимнее время можно посетить мастер-класс и получить возможность порыбачить (в зависимости от погоды), летом – прокатиться на катере вверх по Енисею через пороги и порыбачить в тихом захолустье. -воды. Во второй половине дня вас ждет конная прогулка по живописным окрестностям. Вечером послушаем рассказы мастера-травника о таежных травах и фитотерапии. Вы научитесь различать травяные чаи и готовить свой собственный травяной чай. Вечером травяная сауна (для тех, кто хочет попробовать).

День 6

Прогулка в село Эржей, знакомство с традициями мануальных терапевтов. Вы узнаете, какими методами терапии пользовались старообрядцы, и узнаете, зачем охотникам и рыбакам нужна мануальная терапия. Для тех, кто хочет попробовать что-то новое, мануальный терапевт может провести диагностику. (при наличии времени, за дополнительную плату). Мастер-класс по изготовлению «валенки» (традиционные сапоги из войлока). Зимой есть возможность покататься на снегоходе (заказывать заранее, за дополнительную плату). Совершите прогулку на закате к Горе Любви, откуда открывается великолепный вид на старообрядческую деревню. Русская баня и прощальный ужин со старообрядческой «коньячкой».

День 7

Трансфер Сизым – Кызыл. В Кызыле мы посетим центральный рынок и попробуем традиционные молочные лакомства Тувы, такие как несоленый сыр «быштак», сухой творог «курут» и даже молочную водку «арака». Переезд в национальный заповедник Ергаки.