Староверы в красноярском крае: Староверы: как живут в поселке, которого нет

Староверы: как живут в поселке, которого нет

Бурный по самые заборы занесен снегом. Поселок, разделенный рекой Тасеевой, лепится к двум берегам. На каждом по десятку домов и своя школа. За крепкими заборами под сугробами угадываются грядки и кусты. Дорог, связи, телевизоров здесь нет. Да и не нужны они, считают староверы. Здесь живут родами – и возвращаются даже те, кто уехал за границу.

Административная аномалия

Добраться до Бурного непросто: сначала до деревни Кирсантьево, где староверов и мирян 50 на 50, потом – по Тасеевой. Летом 20 км на моторке, зимой – на «Хивусе». Судно на воздушной подушке хорошо идет по чистому льду или открытой воде. Но мы приехали в неудачное время: после снегопада и внезапной декабрьской оттепели вода на реке пошла поверх льда. Как результат – груженый «Хивус» ровно на половине дороги садится, мотор не тянет по рыхлому снегу и воде. Глава Кирсантьево Николай Козырь, который сидит за штурвалом, и усом не ведет: то, что для нас транспортная катастрофа, для жителей Мотыгинского района норма жизни – здесь и не такое видали. Моментально принимает решение – оставить в «Хивусе» женщин, за мужчинами, оставшимися на реке, вернутся позже.

Нас встречает добротная деревушка с крепкими заборами и шапками снега на домах. Бурный – по имени порога недалеко от деревни. Порог сильный, непростой, говорят, что нередко во время сплава люди на нем гибнут. Когда-то на месте деревни был сплавной участок, за сезон здесь сплавляли миллионы кубов леса. Участок закрылся, и здесь стали селиться староверы.

– С Дальнего Востока пришли, с Маньчжурии, – староста деревни Перфилий Баянов хитро улыбается в бороду. – С Урала здесь есть, с Калужской области. Уругвая, Канады, обеих Америк…

Но как именно они появились в этом поселке, не говорит напрямую. Староверы принимают нас, чужаков, гостеприимно, накрывают роскошный стол: плов с красной рыбой – на дворе Рождественский пост, рыбные пироги, «компотовка» – слабый хмельной напиток. Но в дома не приглашают и, отвечая на вопросы, многого напрямую не говорят, а переспрашивать неудобно. Не для того их предки ушли от мира, чтобы потом каждому встречному-поперечному о себе рассказывать.

Поселок Бурный – административная аномалия: в советских паспортах старожилов значится «поселок Бурный», в современных все прописаны на одной из улиц Кирсантьево, оставшейся в 20 км от нас. (Это большая сложность для районных властей, которую всеми силами стараются решить: нет поселка – не заложишь горючее, чтобы до него добраться.) Да, у староверов есть паспорта, получают они и свидетельства о рождении на детей. ИНН уже «не по вере». Не по вере стричь волосы, носить короткие юбки. Нельзя краситься и плясать, а вот петь – можно. Но тоже не все подряд. Кроме духовных песен, девушки Бурного поют народные – и Кадышеву, ее можно. Пить и курить – грех. Телевизор, радио и телефон – грех. Но он все-таки у староверов есть – лежит в гараже, чтобы с ним можно было в город выехать. Техника есть у каждого, без нее никуда: лодка, снегоход – вот обязательный минимум. С ними ловко управляются даже 10-летние пацаны. И хоть нет в поселке телевизора и Интернета, все новости жители Бурного знают – и чуть ли не лучше городских. Газету выпишут – все вместе прочитают, потом по реке люди приходят, сами ездят – и уж про район все знают точно.

Сошлись – живите

Во всех старообрядческих деревнях, которых в Мотыгинском, да и в соседних районах немало, проблема одна – найти себе жену. Это общество живет обособленно, потому и создать семью, чтобы не было близкородственных связей, сложно. Проверяют связи до восьмого колена. Чаще всего присматривают невест в ближайших деревнях: отправляют парня свататься. А он потом на посиделках смотрит – приглянется девушка или нет. По вере жениться можно и с 15 лет, но это было раньше – сейчас таких случаев немного. И дело совсем не в Уголовном кодексе – большинство пар до загса просто не доходят, в миру о них не знают.

– По вере разводов у нас нет: сошлись, закон приняли – живите, – рассказывает улыбчивая Антонина, невестка старосты. Она в деревне что-то вроде повитухи: если роды будут сложными, рожениц отправляют в Мотыгинскую ЦРБ, нет – справляются на месте. – Венчание у нас есть. Но никакого белого платья и фаты, что вы. Сарафан и платок. В загс кто-то ездит, а мы с мужем не регистрированные – 18 лет просто живем и все. Дети на отца записаны.

Детей у 34-летней Антонины четверо. В староверческих деревнях дети есть всегда – вот и Бурновская начальная школа, над крыльцом которой до сих пор прибита табличка «РСФСР. Министерство просвещения», работает постоянно – лет 70 точно, говорят старожилы. В единственном классе учатся 4–6 детей. Школа – буквально три комнаты: печка, на которой сушатся лыжные ботинки, класс с методическими материалами, на стенах – рисунки и расписание. Все как в обычной городской школе: математика, русский, английский, рисование. Все сейчас ведет Ольга. Она – редкий пример приезжего человека, который раньше к староверам отношения никакого не имел. Ольга крестилась – и вслед за мужем переехала из Хакасии в Мотыгинский район. Сейчас она учитель, но только первых четырех классов. Полноценная средняя школа есть только в Кирсантьево – именно туда отправляют учиться детишек после четвертого класса. Да и то не все – Кирсантьево только наполовину своя, там много соблазнов, что, по мнению староверов, может детям навредить. Часто уезжают учиться и дальше – в город, но почти все после учебы возвращаются домой. Исключения очень редки.

Любят сказки и Барби

Для детей приезд чужих – настоящий аттракцион. Стоят группками – улыбаются, смотрят внимательно. Не сразу понимаешь, что в этом взгляде непривычно, и только через какое-то время становится ясно: девчонки смотрят прямым взглядом глаза в глаза, как взрослые, на равных. И сразу видно – кто чей ребенок, как в наших старых деревнях, здесь живут родами, на этом берегу Тасеевой буквально две фамилии у всех жителей. Видно, кто Баянов, а кто – Симушин. Дети охотно рассказывают нам, как любят школу, но не все уроки, потому что учительница строгая – требует. Больше всего им нравится окружающий мир, потому что «там всего помаленьку обо всем». Любят читать, но в основном русские народные сказки. А еще – играть в куклы, шить для них, есть и Барби, играют все вместе. И – обычные деревенские развлечения: зимой горка, летом речка. Родители, нет, не строгие, не ругаются, вот только бы получилось без бати съездить в Кирсантьево – и накупить всего в магазине. Так-то можно покупать, но батя сначала должен все «править». Как так «править» – девчонки стесняются, не рассказывают: по одной этой детали становится понятно: староверческие поселения – сложное общество, в котором долгие века живут по законам, непонятным нам, мирянам. Но зато, как говорит глава Николай Козырь, что такое полиция, здесь точно не знают – не бывает в Бурном преступлений.

Выезжать за пределы поселка можно спокойно – в город нужно то по делам, то в больницу.

– Но вот только кажется, что очень шумно там, и хочется быстрее вернуться домой, – говорит Антонина, поправляя платок. Родилась она в 40 км от Бурного, туда к ней муж свататься и ездил. – Для меня ничего сурового в такой жизни нет, я привыкла – мне кажется, я счастливый человек.

В пять вечера уже темнеет: в Мотыгинском районе световой день заканчивается на час раньше, чем в Красноярске. В 6–7 часов на охоту выйдут волки, которых в этих местах много. В 10 вечера в Бурном погаснет электричество – дизель работает только до этого времени: глава района предлагал продлить, но «зачем нам», говорят староверы. Деревня уснет, чтобы на следующий день женщины проснулись в 6 утра и начали свой ежедневный труд, который держит эту деревню.

Посёлок Бурный, где живут староверы

Поселок Бурный на реке Вельмо в Эвенкийском районе Красноярского края является одним из многочисленных посёлков Сибири, где живут староверы. Находится он за сотни километров от населённых пунктов. Несмотря на труднодоступность, здесь кипит жизнь. Жители хотят даже запустить тут свои туристические маршруты!

Спустя 84 года со дня основания посёлка в 2017-м в Бурном появилась местная власть — Бурненский сельсовет. А в нем круглосуточная связь с Большой землей, интернет и телевизор. Эти блага цивилизации предлагают всем, но староверы отказываются — «бесовство» им без надобности. При этом в местной школе ребятишки занимаются на компьютерах и пользуются на уроках интерактивной доской.

Как и во многих сёлах в Бурном развито производство меда, добыча зверя, рыбалка и сельское хозяйство. Суровый северный климат для сельчан не помеха — на их огородах растут арбузы! 

Уникальность Бурного заключается в том, что здесь до сих пор соблюдаются традиции. Как и встарь, все взрослые мужчины отпускают бороды, женщины носят головные платки и длинные юбки, не стригут волосы и не пользуются косметикой. Живущие в Приангарье староверы считаются беспоповцами — течением в старообрядчестве, в котором нет священнослужителей. Оно возникло еще во времена церковного раскола на Руси в XVII веке. Тогда среди староверов не оказалось епископов, а по каноническим правилам только они могут назначать священников и дьяконов. Вот и считают беспоповцы, что погибло истинное священство в годы никонианской реформы. С тех пор службу справляют грамотные общинники. В некоторых деревнях для этого выделяются особые дома — часовни, поэтому и называется это течение беспоповцев «Часовенное согласие». Таких в Красноярском крае большинство.

Семьи у староверов большие: 6-8 ребятишек — дело обычное. Всех нужно не только прокормить, но и одеть-обуть, выучить и женить. Задача не из легких. Симпатичных девушек и парней в Бурном немало, но многие из них приходятся друг другу родственниками, а староверы выверяют степень сродства между вступающими в брак до седьмого колена. Существует еще и запрет на «родственников по кресту»: нельзя жениться, к примеру, на крестнице и даже родственнице крестников. Поэтому за женихами и невестами молодежь в сопровождении старших родственников ездит в поисках суженого по другим староверческим деревням.

Двери в Бурном не закрываются. Вышел из дома, подпер дверь хворостиной или камнем, чтобы ветром не распахнуло, и все! В Бурном нет участкового. Все конфликты гасят внутри общины, не дают им разгораться.

Источник: tass.ru и kp.ru
Фото: Владимир Веленгурин


30 октября

Бранденбургский вечер в Красноярской филармонии

19 августа-13 ноября

Выставка Даши Намдакова «Трансформация»

23-26 ноября

Фестиваль профессиональных оркестров национальных народных музыкальных инструментов

27 октября-3 декабря

Фестиваль «Вселенная орган»

Написать

Old believers · Glossary · Tour Operator «Sayan Ring»

Region

allAltai mountainsBaikal lakeEvenkiaKhakassiaKrasnoyarsk regionNovosibirsk RegionTaymyr PeninsulaTomsk oblastTuva

Tour type

allArchaeological tours Bicycle toursBrand toursBus toursCombined tours Corporate toursCruisesEcological toursEsoteric tours Ethnographic toursEvent tours Excursion toursFishingFitness and yoga tours Horse турыДжип-турыМототурыПоходы в горыГорные лыжиНовый год и РождествоСаянское кольцо Лыжные турыПоездки на собачьих упряжках Туры на снегоходахИндивидуальные турыТематические турыГрупповые турыТуры с местными жителямиТранссиб Треккинг турыВодные турыСвадебные турыТуры выходного дня

Trip duration

  • Any
  • 1-3 days
  • 4-9 days
  • 10+ days

Trip time

allJFMAMJJASOND

Price, €

up to

Tour search

Как к нам добраться

2-01 офис,
ул. Урицкого, 117.
Красноярск, РОССИЯ

+7 (391) 2-220-900
+7 (391) 2-220-800

e-mail:
[email protected]
Часы работы:
С понедельника по пятницу с 10:00 до 19:00
Сб 11 утра — 16:00
Солнце — День Отключен

Есть несколько деревень в такими. верхняя часть реки Енисей, где живут старообрядцы. Здесь очень сильны традиции староверов. Они ничего не покупают в магазинах, кроме самого необходимого: соли, спичек или керосина. Их основные занятия — охота и земледелие. Старообрядцы очень сдержанны. С малознакомыми людьми предпочитают не общаться. Никто из них не впустит вас в дом и не сфотографируется с вами.

Питание старообрядцев строго определено. Самое главное правило – соблюдать пост. Чаепитие считается грехом. Старообрядцам в определенные дни разрешается есть мясо. Но есть также много правил, связанных с употреблением мяса.

Самые известные старообрядческие села Сизимского, Ержейского, Ужепского, Эрзинского и Катазинского края.

Сизим — последняя деревня, до которой можно добраться по дороге. Большинство населения составляют русские люди. Электричество здесь вырабатывается дизельной электростанцией. Также в поселке есть пилорама и лесхоз. За деревней Сизим абсолютно нет дорог. Есть тайга, где живут только старообрядцы.

Село Эрзин известно художником Бригадой Дюпчур. Он один из лучших тувинских камнерезов. Его работы выставлены во многих российских музеях. Бригад Дюпчур также известен как композитор и писатель.

Еще одной особенностью села Эрзин является центральная усадьба природного заповедника «Убс-Нурская котловина», которая была основана в 1993 году. 

Село Катазы было основано с единственной целью — заготовка сена для лошадей. Он находился на пути к золотым приискам. В 1960-х годах люди стали переезжать из Катазов в Ужеп, потому что детям нужно было ходить в школу. Последняя семья уехала из Катазы в 1963. В Катазах до 1990-х годов никто не проживал. Но после горбачевских реформ одна из семей — Пермяковых — вернулась в деревню. Восстановили деревню, закупили самую необходимую технику — трактора, снегоходы, лодки, моторы. Они также построили школу и туристический центр для охоты. Деревня Катазы прославилась тем, что в 1996 году ее посетил мэр Москвы.

 

Тур «Поездка к старообрядцам на реку Каа-Хем»

Пожалуй, трудно найти другой край, где степь, пустыня и горная тундра подошли бы так близко друг к другу. Всего несколько часов езды по Туве, и степной ландшафт сменяется сосновым бором, а ветреные голые полупустыни – стремительными горными реками. Верхняя часть Каа-Хема – настоящий оазис Южной Сибири. Воздух настолько вкусен, что его хочется пить.
В этом таежном крае уже несколько столетий можно встретить уникальных людей – так называемых «старообрядцев». Старообрядцы – это православные христиане, несогласные с церковной реформой XVII века и с тех пор живущие в изгнании, сохраняющие свою культуру и религию. С ними можно познакомиться, узнать секрет приготовления таежных пирогов без дрожжей и даже попробовать сделать валенки (традиционные сапоги из войлока, один из ключевых символов традиционной одежды на Руси).
Поездка в Каа-Хем – это хотя бы на несколько дней способ отвлечься от будней городской жизни, ощутить свободу, отдохнуть от суеты, прислушаться к своему внутреннему сердцу, насладиться природой и увидеть, как Россия жили столетия назад. Плюс Каа-Хем отличное место для рыбалки и старообрядцы в этом знают толк.

Место

Место и время сбора

Включено

Исключено

4

Оборудование
Купить оборудование

Скидка 10% по промокоду «Sibway Tour»

Аренда снаряжения

Подпишитесь на обновления и акции

Нажимая кнопку «Отправить», вы подтверждаете, что ознакомились с Условиями и принимаете их.

День 1

Трансфер Красноярск – национальный заповедник Ергаки. Отдых в лесном домике из кедрового дерева.

День 2

Переезд в Кызыл, столицу республики Тыва. Посетите Национальный музей, где можно увидеть знаменитое «Золото скифов», обнаруженное в 2001 году и изменившее представление об истории скифов. Золотые украшения были изготовлены более 10 веков назад и до сих пор представляют собой завораживающие экземпляры с замысловатыми узорами и поразительной точностью работы. Прогулка к обелиску «Географический центр Азии» в месте слияния рек Большой Енисей и Малый Енисей. Осмотр скульптурной группы «Царская охота», получившей престижную награду в Италии в 2013 году. Прибытие в лесной домик в деревне Сизым.

День 3

Знакомство с историей, традициями, обычаями старообрядцев села Сизым. Вы узнаете, что такое «собор», как старообрядцы находят невест, сколько платков положено носить замужним женщинам и другие интересные факты. Прогулка по реке Сизым. Русская баня «баня» с таежным веником (ветки сосны, которые замачивают в горячей воде и используют в бане для здоровья). Традиционный ужин со старообрядческим «квасом».

День 4

Поездка в соседнее старообрядческое село Ужеп. Вы встретите восход солнца на холме, окруженном тайгой, вас встретит семья старообрядцев; попробуете клюквенный ликер и традиционный обед. В зимнее время те, кто хочет дополнительных приключений, могут покататься на снегоходах (при наличии мест, за дополнительную плату). Возвращение в деревню Сизым. Русская баня.

День 5

Сфотографировать красивый рассвет перед завтраком (только для желающих). Мастер-класс по старообрядческой кухне: под чутким руководством опытного повара вы узнаете, как испечь таежные пироги, секрет острого соуса из хрена и как приготовить дрожжи из картофеля. Мастер-класс по старинному ремеслу – попробуйте свои силы в плетении теплых домашних ковриков. Для любителей рыбалки: в зимнее время можно посетить мастер-класс и получить возможность порыбачить (в зависимости от погоды), летом – прокатиться на катере вверх по Енисею через пороги и порыбачить в тихом захолустье. -воды. Во второй половине дня вас ждет конная прогулка по живописным окрестностям. Вечером послушаем рассказы мастера-травника о таежных травах и фитотерапии. Вы научитесь различать травяные чаи и готовить свой собственный травяной чай. Вечером травяная сауна (для тех, кто хочет попробовать).

День 6

Прогулка в село Ержей, знакомство с традициями мануальных терапевтов. Вы узнаете, какими методами терапии пользовались старообрядцы, и узнаете, зачем охотникам и рыбакам нужна мануальная терапия. Для тех, кто хочет попробовать что-то новое, мануальный терапевт может провести диагностику. (при наличии времени, за дополнительную плату). Мастер-класс по изготовлению «валенки» (традиционные сапоги из войлока). Зимой есть возможность покататься на снегоходе (заказывать заранее, за дополнительную плату). Совершите прогулку на закате к Горе Любви, откуда открывается великолепный вид на старообрядческую деревню. Русская баня и прощальный ужин со старообрядческой «коньячкой».

День 7

Трансфер Сизым – Кызыл.