Триумфальная арка в красноярске: Триумфальная арка 375-летия Красноярска

Триумфальная Арка в честь 375-летия Красноярска



Красноярск — административный, промышленный и культурный центр Восточной Сибири, расположенный на обоих берегах реки Енисей. Основанный в 1624 году как крепость, опорный пункт для закрепления русских на Среднем Енисее, Красноярск с первых дней был вынужден оружием и дипломатией утверждать свое право на существование в вооруженной борьбе с киргизскими князьями. По численности гарнизона с начала XVIII века Красноярск был одной из крупнейших крепостей Сибири (1708 год — 849 человек). Первые красноярцы набирались из добровольцев на Урале и в Западной Сибири.

Сегодня город значительно преобразился с тех времен. Знаменательным событием для всех горожан стало 5 сентября 2003 года, когда завершилось строительство Триумфальной Арки, в честь воинов-сибиряков, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны. Идея построить подобный мемориал в Красноярске пришла в голову главе города, после посещения Парижа. Аналогичные идеи возникали и у красноярских ветеранов.

Перед строительством триумфальной арки объявили конкурс, на который было представлено 17 проектов местных скульпторов и архитекторов. Лучшим был признан вариант заслуженного архитектора России Владимира Ульянова. Сейчас Арка, построенная по его проекту, красуется между Площадью Мира и началом улицы Мира  При выборе места были учтены все исторические факты. Именно здесь, предположительно, находится место первой высадки казаков на берег Енисея. В годы Великой отечественной, здесь находились гарнизонные казармы, отсюда на поля сражений уходили сформированные в Сибири соединения. 

Триумфальная Арка сооружалась в сжатые сроки. В начале сентября 2003 года прошло торжественное открытие Триумфальной Арки Красноярска – исторических ворот города. Архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний освятил памятник. Первоначально планировалось назвать Арку в честь сибиряков-победителей
в Великой Отечественной войне, однако окончательно было принято решение
назвать ее «375 лет созидания и развития» (в честь 375-летия
Красноярска).

Назад/Главная

09.06.23
ЦБ РФ в шестой раз подряд оставил ключевую ставку на уровне 7,5%

Совет директоров Банка России на заседании в пятницу принял решение снова сохранить ключевую ставку на уровне 7,5% годовых.

08.06.23
«Домклик» нарастит долю одобрения недвижимости по ипотеке до 90%

Доля одобрения роботом-юристом объекта недвижимости в рамках ипотечных сделок может вырасти в «Домклик» до 90%, сообщает исполнительный директор по работе с партнерами сервиса Дмитрий Чернов.

07.06.23
МосгорБТИ разработал сотню дизайн-проектов для квартир

МоргорБТИ разработало более 100 дизайн-проектов для квартир москвичей, сообщает департамент городского имущества.

06.06.23
Маткапитал могут разрешить использовать на реконструкцию таунхаусов

Комиссия правительства РФ по законопроектной деятельности одобрила инициативу по использованию материнского капитала для реконструкции домов блокированной застройки – например, таунхаусов, сообщил председатель правления Ассоциации юристов России. ..

06.06.23
«Яндекс Недвижимость» начала работать с жильем в Турции

«Яндекс Недвижимость» добавила в каталог предложения по покупке квартир в Турции.

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

по вопросам
недвижимости


+7 (495) 647-00-04

триумфальная арка в честь 375-летия Красноярска







admin




0 Комментариев
Архитектура Красноярска, Достопримечательности Красноярска, Красноярск

Триумфальные арки есть в Париже, Москве и многих других мировых столицах. Есть такое сооружение и в главном городе Сибири. За свою недолгую жизнь арка уже успела стать архитектурной гордостью и одним из символов Красноярска.

 

Содержание

  • 1 История Триумфальной арки в Красноярске
  • 2 Кому посвящена Триумфальная арка
  • 3 Как выбирали место для установки арки
  • 4 Триумфальная арка в наши дни

История Триумфальной арки в Красноярске

 

Идея возвести какое-нибудь знаковое и даже монументальное сооружение в центре Красноярска в воздухе витала уже не один десяток лет. Однако взялись основательно за нее лишь в 2002 году, в преддверии очередного юбилея города. И замахнулись власти не на что-нибудь, а самую настоящую Триумфальную арку. Был объявлен конкурс, в ходе которого предполагалось выбрать лучший проект. Свои работы представили на суд жюри 17 местных архитекторов. В итоге лучшей была признана идея Владимира Ульянова.

Работы по возведению начались очень быстро. С открытием планировалось успеть к дню 375-летия Красноярска. И, действительно, несмотря на все преграды и сложности ленточку торжественно перерезали в сентябре 2003 года.

 

Кому посвящена Триумфальная арка

 

Многие считают, что красноярская Триумфальная арка посвящена 375-летию города. На самом деле это не так. Действительно, открытие было приурочено к юбилею. Однако не о нем напоминает арка, а героях, живших в Сибири и погибших во время Великой Отечественной войны. Назвать ее планировалось так же, однако в итоге было принято решение связать имя с городским юбилеем. До сих пор у этого варианта есть немало противников, поднимающих вопрос о переименовании.

 

 

Как выбирали место для установки арки

 

Краевое руководство долго спорило о том, где же установить арку. Бесспорно, она прекрасно бы смотрелась где угодно и гармонично вписалась в любую площадь. В итоге остановились на том месте, где соединяются улицы Металлургов и партизана Железняка. Почему именно здесь? Согласно историческим данным, именно в этом районе много лет назад высадились на берег первые казаки, ставшие основателями Красноярска. То есть по праву можно сказать, что именно там где сейчас установлена Триумфальная арка началась сибирская столица.

 

Триумфальная арка в наши дни

 

Арка быстро полюбилась местным жителям. Возле нее стали назначать встречи, признаваться в любви, фотографироваться в день свадьбы. И, конечно же, снимок на фоне одной из главных городских достопримечательностей стал своеобразной туристической традицией. Некоторые даже считают, что тот, кто дотронется до ярки, непременно вернется в столицу Сибири.

Нарвские ворота в Санкт-Петербурге, Россия

Нарвская триумфальная арка возведена в память о войне 1812 года. Деревянная триумфальная арка спроектирована по проекту известного итальянского архитектора-классика Джакомо Кваренги. Кваренги также построил павильон Концертный зал (1782-88), Александровский дворец в Пушкине (1792-1800) и Смольный институт (1806-08) в Санкт-Петербурге. Нарвская Триумфальная арка была специально построена на Нарвском шоссе для встречи солдат, возвращавшихся из-за границы после победы над Наполеоном. Арка располагалась примерно на полпути между площадью Стачек и Обводным каналом.

В 1820-х годах известный русский архитектор Василий Стасов взял обветшавшую деревянную арочную конструкцию Кваренги и переделал ее, сохранив при этом суть первоначальной композиции Кваренги. Место для арки Стасова было выбрано на Петергофской дороге недалеко от моста через реку Таракановку. С тех пор река была засыпана. 26 августа 1827 г., в связи с празднованием 15 -й годовщины Бородинского сражения, в присутствии офицеров, солдат и ветеранов Великой Отечественной войны был зарыт грунт на месте новой арки. 1812.

Однако строительство новой арки по сути началось в 1830-х годах после долгих споров о том, какой материал использовать для фасада новой арки. Стасов предложил построить свод из кирпича, а для фасада использовать медные листы. Его идея была новаторской в ​​российских и западноевропейских строительных кругах того времени. Медные фасадные листы, детали орнамента и скульптуры из меди и арочные украшения были изготовлены на местном заводе. Строительство арки было завершено осенью 1833 г., но официально она была открыта годом позже, 17 августа 1834 г.

Однопролетная триумфальная арка по своей композиции похожа на древнеримские триумфальные арки, которые обычно строились на площади у въезда в город.

Стасов во многом опирался на великую историчность арки — победу над Наполеоном в войне 1812 года — в мастерском использовании украшений и скульптуры арки.

Арку венчает впечатляющая триумфальная колесница, запряженная шестью пони. Колесница и пони изготовлены из чеканной меди по модели русского скульптора Петра Клодта. Статуя победного лаврового венка, которую держит в протянутой руке грациозная и мощная женская фигура, стоящая на колеснице, отлита по модели русского скульптора Степана Пименова. Внушительные и богато украшенные модели крыльев аллегорических фигур, установленных над колоннами, выполнены русскими скульпторами М. Крыловым и Н. Токаревым.

Две статуи древнерусских воинов изготовлены из чеканной меди по модели Пименова и В. Демут-Малиновского. И. Леппе создал модели крылатых женских фигур в арке, олицетворяющих славу.

Планы по созданию музея в память о победе над Наполеоном в войне 1812 года в камере над аркой еще не реализованы.

Во время Великой Отечественной войны арка сильно пострадала, но была бережно восстановлена ​​до нынешнего состояния в 1951.

Адрес: Площадь Стачек.

Мемориал.

Триумфальная арка в Москве.

В середине 1814 года у Тверских ворот (в конце современной улицы Горького) была построена деревянная Триумфальная арка для торжественной встречи победоносных русских войск, возвращавшихся из Западной Европы. Памятник быстро обветшал и через двенадцать лет, в 1826 году, было принято решение заменить деревянную Триумфальную арку на каменную. В том же году выдающийся русский архитектор Осип Бове разработал проект. Но решение о новой планировке парадной площади на въезде в Москву из Петербурга было принято, и первоначальный проект нуждался в корректировке. Новый вариант, над которым Бове работал почти два года, был принят в апреле 1829 г..

Церемония закладки камня состоялась в том же году 17 августа. В основание будущего памятника была замурована бронзовая плита с надписью: «Эти Триумфальные ворота построены в память о победе русских воинов в 1814 г. и восстановление великолепных памятников и зданий нашей столицы Москвы, разрушенных в 1812 г. нашествием галлов и двухсот языков с ними».

Строительство Триумфальной арки (первого и единственного памятника, возведенного после войны 1812 года в Москве в виде арки) затянулось на пять лет из-за безденежья и равнодушия городских властей. Только 20 сентября 1834 года состоялось открытие этого самобытного памятника, отражавшего военную мощь, славу и величие России и героизм ее воинов-победителей. Бове создал яркий и выразительный образ непокоренной Москвы, восставшей «из пепла и руин», как было написано на одной из надписей на арке.

Триумфальная арка простояла у Тверских ворот 102 года. В 1936 году Советское правительство решило перепланировать площадь у Белорусского вокзала и расширить ее, чтобы разгрузить транспортное сообщение между улицей Горького и Ленинградским шоссе. Были снесены Триумфальная арка, караульные помещения (здания для военных постов) и остатки кованой ограды. Богатое скульптурное убранство арки хранилось 32 года в филиале Щусевского архитектурного музея на территории бывшего Донского монастыря. Даже сейчас можно увидеть справа от северного входа в Большой собор фрагменты старинной лепнины, чугунные плиты с рельефами воинских доспехов и геральдическими знаками, основание и капитель одной из колонн.

В 1966 году Московский Совет депутатов трудящихся принял решение о реконструкции Триумфальной арки на новом месте. Детали проекта прорабатывала архитектурная группа Седьмой мастерской «Моспроекта-3». Задача перед ними стояла непростая: в одном из карнизов, венчавших арку, нужно было разместить 1276 самостоятельных деталей. Перед архитекторами, художниками и инженерами стояла задача воссоздать первоначальный вид памятника по сохранившимся обмерам, чертежам и фотографиям и восполнить недостающие элементы орнамента. За дело взялся под руководством одного из старейшин московской реставрации В. Либсона головной коллектив реставраторов в составе архитекторов Д. Кульчинского и И. Рубена, инженеров М. Гранкиной и А. Рубцовой.

Скульпторы-реставраторы Художественно-промышленного комбината Министерства культуры СССР (тот, что на улице Профсоюзной) внимательно изучили архивные материалы и подготовили гипсовые слепки и формы для деталей, которые необходимо было отлить заново. Было изготовлено более 150 моделей, каждая из которых является точной копией отреставрированного декоративного элемента.

Опытные мастера художественного литья в гипсовых формах заново отлили отдельные фигуры, утраченные части воинских доспехов, гербы древнерусских городов, а также рельефы с воинской атрибутикой взамен оригиналов, находившихся собран в стенах вестибюля музея-панорамы «Бородинская битва» в 1962.

Охотники приложили немало усилий для отливки. Потребовалось большое мастерство, чтобы собрать из незаконченных деталей рельефы со сценами античных воинов и пирамиды воинских доспехов, восстановить утраченные фрагменты чугунных «полотен» Триумфальной арки.

Вопрос о новом месте для размещения арки и объеме реставрационных работ вызвал много споров и предложений. Некоторые считали, что Триумфальную арку нужно восстановить на Ленинградском шоссе, недалеко от Белорусского вокзала. Другие предлагали перенести арку за черту города на Поклонную гору и восстановить ее в том виде, в каком она была создана Бове, с симметрично расположенными по обеим сторонам арки небольшими, богато украшенными гауптвахтами. Подобно мощным крыльям, караульные помещения были соединены с телом арки ажурной кованой решеткой. Этот ансамбль стал удачным архитектурным завершением одной из главных московских магистралей. Однако архитекторы Четвертой мастерской «Моспроекта-1», решившие жилищные проблемы, были убеждены в необходимости восстановления Триумфальных ворот как памятника, без гауптвахты, на въездной площади Кутузовского проспекта.

Проблема установки этого грандиозного памятника не ограничивалась выбором места на Кутузовском проспекте. Если Бове поместил арку в пригороде столицы, среди небольших зданий, где она выступала центром архитектурной композиции, то перед современными градостроителями стояла задача встроить монумент в сложившийся городской ландшафт, среди высотных зданий, высота намного превышала высоту арки. Необходимо было разместить памятник так, чтобы его не окружали многоэтажки и он не терялся между ними, а уникальное декоративное назначение арки было видно издалека. Архитекторы нашли самое подходящее место на нынешней площади Победы. На этот раз Триумфальную арку предполагалось возвести без караульных помещений и перил. Он должен был быть построен не как свод ворот с проходом через них, а как отдельно стоящий памятник, вокруг которого с обеих сторон обтекал транспортный поток, чтобы он объединял и украшал пространство между окружающими зданиями и в то же время время не слилось с ним..

После того как исполком Моссовета одобрил реконструкцию въездной площади на Кутузовском проспекте, строители приступили к работе. Перед ними стояла задача сделать абсолютно ровной поверхность вокруг будущей арки, сровнять с землей возвышенность у Старо-Можайского шоссе, построить новый проезд шириной 15 метров для транспорта и построить подземный переход, соединяющий обе стороны проспекта с полоса посередине, где арка должна была быть поднята.

Возведение памятника с любовью выполняли облицовщики, бетонщики, слесари, каменотесы и сварщики 37-го строительного треста доков и мостов.

6 ноября 1968 года замечательное творение Бове обрело вторую жизнь. Трудом проектировщиков, реставраторов и строителей реконструирован самый грандиозный в Москве монумент в честь побед русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Ныне Триумфальная арка стоит на площади Победы, недалеко от Поклонной горы, образуя единый историко-мемориальный комплекс с музеем-панорамой «Бородинская битва», «Кутузовской избой» и рядом другие памятники.

Лицевая сторона арки обращена к въезду в столицу. Размещая его таким образом, архитекторы соблюдали старинную традицию, согласно которой главные фасады триумфальных ворот и арок всегда обращены к дороге, ведущей в город.

Основание памятника образует однопролетная арка с шестью парами 12-метровых чугунных столбов пышного коринфского ордера, расположенных вокруг двух арочных опор (или пилонов). Столбы весом 16 тонн каждый были заново отлиты московским заводом «Станколит» из деталей единственного сохранившегося старого столба. Между каждой парой столбов, в образованных ими нишах, на высоких пьедесталах видны мощные литые фигуры воинов с сердцевидными панелями и длинными копьями, в старинных русских кольчугах и шлемах, с накинутыми на плечи плащами в манера римских мантий. Бородатые лица воинов суровы и выразительны. Ритмичные, несколько искусственные позы воинов и их облегающие туники римского типа отдают дань господствующему классическому стилю начала XIX века.

Над фигурами воинов, на верхней части пилонов, искусно исполнены, изящны и полны динамизма горельефы. В рельефе «Изгнание французов», названном создателями «Изгнание галлов из Москвы» или «Избиение двухсот языков», можно увидеть рукопашный бой на фоне зубчатой ​​Кремлевской стены. Русские воины в старинных доспехах, неудержимо приближаясь плотными рядами справа, теснят врага, войско которого бежит, бросая оружие. На переднем плане можно увидеть русского воина. В левой руке он держит круглый щит с гербом России. Взмахом правой руки он заносит меч над поверженным врагом. Эта реалистичная фигура русского воина олицетворяет мощь народа России, поднявшегося на борьбу с завоевателем. Вражеский ужас и чувство обреченности противостоят твердой уверенности и безграничной решимости русских воинов, освободителей Москвы. Выразительно выполнена фигура павшего вражеского воина с обнажённой грудью.

Мастерски решена задача композиции. Впечатление движения усиливается созданием пространственной глубины. Фигуры на переднем плане и в глубине рельефа различаются по размеру, а ближайшие к зрителю фигуры представляют собой почти самостоятельные скульптуры. Однако это не мешает горельефу удачно вписаться в плоскость стены Триумфальной арки. Здесь условность и реальность сливаются воедино. Рельеф выполнен с большим патриотическим чувством, страстью и глубоко жизненным мастерством.

Другой горельеф «Освобожденная Москва» выполнен в более спокойной манере. Лежащая русская красавица олицетворяет Москву. В руке она держит щит со старинным московским гербом, на котором изображен святой Георгий, убивающий змея. Она одета в платье и мантию крестьянки, а ее голову украшает небольшая корона. Правую руку она протягивает императору Александру I. Его можно увидеть в богатом наряде римского императора. Эти центральные фигуры окружены изображениями Геракла с дубиной на правом плече, Минервы, старика, женщины и юноши. Позади них зубчатая Кремлевская стена служит фоном.

В одежде фигур можно увидеть сочетание русских национальных черт с античными, как это было и на предыдущем рельефе. Без сомнения, этот горельеф значительно уступает «Изгнанию французов», хотя по своей направленности они сходны друг с другом, выходя за традиционные рамки классицизма и приобретая черты романтизма.

Традиционные фигуры Славы, трубящие о победе, парят в пилонах над изгибом арки. По всему периметру сильно выступающего карниза размещены гербы всех административных областей России, жители которых участвовали в борьбе с захватчиками.

На карнизе аллегорические статуи Победы, застывшие в спокойных позах, отчетливо выделяются на фоне светлого фойе мансарды. Сидящие фигуры ориентированы строго по вертикали с вертикалями пилонов, как бы венчая каждую пару столбов. У ног Победы нагромождены военные трофеи. Классически суровые лица оживляются легкими улыбками.

Арку венчает колесница Славы, которая как бы летит над аттиком арки. Шесть коней, двигаясь размеренными шагами, влекут колесницу. В колеснице гордо стоит крылатая богиня Победы. С высоко поднятыми лаврами в правой руке она венчает победителей. Твердые, округлые формы ее тела источают энергию. Взгляд этой древнегреческой богини обращен ко всем, кто входит в столицу. Она как бы спешит вперед, чтобы возвестить им радостную весть о победе русского оружия.

Интересно отметить, что митрополит Московский отказался освятить Триумфальную арку при ее открытии в 1834 году из-за наличия на ней скульптурных изображений мифологических богов.

В центре чердака, над дорогой, по обеим сторонам арки видны мемориальные доски с надписями. Надпись на той, что обращена к городу, состоит из слов М. Кутузова, обращенных в 1812 г. к русским войскам: «Прошел сей славный год. Что не минует, что не умолкнет, славные дела и подвиги, совершенные в этом году. Своей кровью вы спасли Отечество. Храбрые и победоносные войска! Каждый из вас – спаситель Отечества, и с этим именем вас приветствует Россия». На главном фасаде повторяется текст врезной таблички. Читая эти строки, мы, потомки героев 1812 года в пятом поколении, теряем ощущение времени и словно стоим бок о бок с теми, кто сражался под стенами Москвы, кто поднимал город из руин. , совершивших свой ратный и трудовой подвиг более 160 лет назад.

Стены арки облицованы белым камнем, добытым под Москвой в селе Татарово. В свое время Бове частично использовал белый камень, отделывавший реконструированный в то время Мытишинский водопровод. Умелое сочетание в одном памятнике разнообразных материалов и контрастных цветов — черной чугунной лепнины и белого камня — усиливает художественную выразительность памятника.

В этом памятнике архитектурная и скульптурная концепции находятся в абсолютном единстве. Расположение скульптур арки, задуманное и выполненное виртуозно, учитывает игру света и тени. В этом легко убедиться, если обойти арку на восходе или на закате, то есть при ее максимальном освещении. Столбы и фигуры воинов не соприкасаются со стенками арки, поэтому свет как бы обтекает их и, отражаясь от белых стен, дополнительно освещает сзади и сбоку черные фигуры.

Создатели также великолепно решили стройные архитектурные пропорции всех элементов Триумфальной арки. Мысленно увеличьте высоту фигур воинов, и они будут мешать вашему восприятию горельефов. Измените размеры пьедестала арки, и возникнет необходимость изменить размеры чугунных столбов. Поднимите арку выше ее нынешних 28 метров, и все ее скульптурные украшения станут мелкими и потеряются на фоне проема стен. Все это подтверждает правильность выбранных пропорций и их строгую взаимозависимость.

Талантливые русские скульпторы Иван Петрович Виталий и Иван Тимофеевич Тимофеев помогли выразить мысль Бове о ясном и спокойном сознании победы. Большую часть работы они выполнили по чертежам архитектора, наметившим общие линии скульптурного убранства арки. В творчестве Виталия и Тимофеева чувствуется стремление к простоте и правдивости. Их работа отличается сдержанностью и величавым спокойствием.

Совершенная красота форм, живость лепки и твердость линий говорят о глубоком понимании скульпторами сути античного искусства и появлении в их произведениях реалистических мотивов. Главная заслуга Виталия и Тимофеева в том, что в композиции Триумфальной арки монументальная скульптура удачно сочетается с массивными архитектурными формами.

Имена ее создателей и история строительства и обновления Триумфальной арки записаны на мемориальной чугунной доске, помещенной под сводом арки: «Московские Триумфальные ворота построены в 1829 г. -1834 г. в честь побед русского народа в Отечественной войне 1812 г. по проекту архитекторов Осипа Ивановича Бове и скульпторов Ивана Петровича Витали и Ивана Тимофеевича Тимофеевых. Арка реставрирована в 1968 году.»

С момента реконструкции арки прошло девять лет, и в сентябре 1977 года ее снова окружили строительные леса. Кровельщики, пескоструйщики, герметики, сварщики, слесари, слесари, гранильщики и каменщики треста «Мосстрой-7» трудились в течение нескольких недель, одна группа сменяла другую. Резиновую кровлю арки под копытами бронзовых коней заменили мастикой Теокол с прослойкой из стекловолокна, более устойчивой к влиянию дождей, снега и солнца. Цинковое покрытие заменено на медное с усиленной системой крепления. Ржавчина, появившаяся кое-где на отлитой скульптуре, была удалена полировкой поверхности до блеска, а затем покрытием этих мест суриком и специальной черной краской с темно-зеленым оттенком, имитирующим патину. Был отреставрирован гранитный постамент, очищены стена и надписи, выровнена брусчатка на площади вокруг арки.