Содержание
Городские проекции: Проспект Мира
У каждого города есть своя главная улица — на ней, как правило, сосредоточена вся деловая, культурная, общественная жизнь. Сюда приводят гостей города и приезжают просто прогуляться. Здесь много памятников архитектуры и просто красивых дворов. Тут полно магазинов, кафе, ресторанов… По сути, это сердце города, и у Красноярска оно тоже есть. Итак, сегодня в нашей рубрике “Городские проекции” мы рассказываем о проспекте Мира.
Картинка кликабельна
На проспекте Мира расположено 50 памятников архитектуры. Три из них — федерального значения.
Здание Енисейского губернского правления (1887 год)
(пр. Мира, 31/ ул. Парижской Коммуны, 22).
Здесь в конце XIX века располагались Енисейское губернское правление (местное высшее административно-полицейское учреждение) и губернская типография, а также канцелярия тюремного инспектора. Но памятником федерального значение это здание стало в 1974 году потому, что в марте — апреле 1897-го в этом доме неоднократно бывал Владимир Ильич Ленин. Именно тут решалось, где пройдёт сибирская ссылка вождя мирового пролетариата.
Здание женской гимназии, 1880—1885 годы
(пр. Мира, 83)
Здание было специально построено для Красноярской женской гимназии на пожертвования горожан. В советское время в нём размещался главный административный корпус и исторический факультет Красноярского педагогического института. В настоящее время здесь находится факультет начального образования педагогического университета.
Здание Духовного братства, 1912—1916 годы
(проспект Мира, 98)
Дом построен по проекту архитектора Леонида Чернышева (автора проекта здания краеведческого музея). В облике здания Духовного братства также сквозят ориентальные мотивы. Первоначально оно было задумано как источник средств для обучения семинаристов, доходный дом, а в конце концов приютило братьев по Духу, представителей творческой интеллигенции. Именно в нём расположился Красноярский государственный художественный институт.
Епархиальное училище, 1854
(пр. Мира, 37, лит. А, А9)
Это здание в псевдорусском стиле построено крупнейшим красноярским архитектором Владимиром Соколовским. Открытие епархиального училища состоялось 5 октября 1886 года. А в 1917 году в этом доме находился Красноярский комитет РСДРП(б), редакции большевистских газет “Красноярский рабочий” и “Сибирская правда”. Здесь же проходили пленумы Красноярского Совета рабочих и солдатских депутатов в 1917—1918 годах. И в том числе и поэтому в 1980 году здание стало памятником регионального значения.
Дом полковника Волкова, конец ХIХ века
(пр. Мира, 47)
Этот дом расположен на месте усадьбы, принадлежавшей полковнику Акиму Васильевичу Волкову. В 70 годах ХIХ века хозяин этого участка оставил службу и стал купцом второй гильдии. Разрушительный, страшный пожар 1881 года не обошёл стороной и владения Волкова. Но уже в 1882 году Аким Васильевич приступил к строительству двухэтажного каменного дома, который и по сей день стоит на главной улице Красноярска.
Здание администрации Красноярского края (Дом Советов), проект 1930 годов, постройка 1955 года
(п. Мира, 110)
Конкурс на возведение этого здания был проведён ещё в 1930-х годах. Тогда был принят проект московского архитектора Виноградова. Закладка фундамента осуществлена в 1936-м, на месте разобранного Кафедрального собора Рождества Богородицы, но война прервала строительство. Вернулись к этой теме только в 1950-х. Изменения в изначальный проект и рабочие чертежи были подготовлены с участием Мирона Мержанова, личного архитектора Сталина, который не избежал репрессий и был приговорён к десяти годам лагерей. В 1953 году Мержанова переслали в Красноярск, где он создал ряд проектов, в том числе и новый вариант Дома Советов.
Акцент
В 1890-х годах выходит решение городской Думы о строительстве на Воскресенской улице только двух- и трёхэтажных каменных зданий. В конце XIX века почти все административные, торговые и учебные заведения концентрируются здесь.
Исторические ворота
Исторические ворота, которые расположены в начале главной улицы старого Красноярска, торжественно отрыли в сентябре 2003 года в честь 375-летия города. Автор проекта — народный архитектор Арэг Демирханов. Общая высота сооружения составляет 18 метров. На пилонах установлены таблички с текстом. Так, на одной из таких пластин процитирован государев указ: “На этом месте в Качинской землице вверх по Енисею, на Красном Яру, поставить острог. Государь Михаил Фёдорович Романов, Москва”. Венчает арку герб города.
Арэг Демирханов, народный архитектор России:
— Исторические ворота символизирую память, а память — это главный определяющий признак человека. Исторические ворота являются входом в первый Красноярск, который был создан по высочайшему государеву указу. И очень важно прочитать тексты, которые размещены на пилонах врат: в них содержатся свидетельства прошлого, о которых должен знать каждый житель.
Говоря об этом объекте, я хочу обязательно подчеркнуть, что очень благодарен администрации Красноярска, которая согласилась выстроить в самом начале центральной улицы нечто функционально ненужное, но очень важное с точки зрения сохранения памяти.
Протяженность 3,6 километра
14 светофорных объектов (каждый объект — комплекс светофоров на переходе или перекрёстке)
14 пешеходных переходов
Мостовая:
В 1889 году городская Дума издала постановление об устройстве деревянных тротуаров и заборов на Воскресенской. В 1914 году вся центральная улица, к радости горожан, была вымощена булыжником.
246 опор освещения на проспекте Мира
Уличное освещение города началось с Воскресенской улицы. В 1870-е годы в каждом квартале поставили по четыре фонаря со стеариновыми свечами. В 1881 году город перешёл на освещение керосиновыми лампами, установленными первоначально на главной улице.
О том, что уже в 1730-х годах в Красноярске примерно в том месте, где сейчас находится проспект Мира, была улица, называемая Большой, мы сегодня можем узнать из анкет двух исследователей ХVIII века — историка, географа, этнографа и археолога Василия Никитича Тапищева и исследователя Сибири Герхарда Фридриха Миллера. Оба они в конце 1730-х годов составляли анкеты, в которых отражали все особенности местности. И там есть прямые указания на улицу Большую. Она не была так чётко выверена, как современный проспект Мира. Но всё же имела право называться главной.
Важной вехой в истории улицы стал… пожар 1773 года. Тогда огонь уничтожил практически весь Красноярск: осталось только 30 домов. Для восстановления поселения из Тобольска был прислан сержант геодезии Пётр Моисеев, который дал городу линейную планировку петербургского типа. С востока на запад были проложены три параллельные улицы. Центральная из них, та самая Большая, была спрямлена. Но начиналась также от Базарной (Соборной) площади. В том же году на площади был построен каменный Воскресенский собор. От него и получила новое название главная улица.
В середине 1820-х в бюро под началом архитектора Вильяма Гесте был разработан перспективный генеральный план города. Главная улица города — Воскресенская — стала линейным центром, парадным коридором, связывающим Старобазарную и Новособорную площади (ныне — площади Мира и Революции).
Какие названия носила главная улица Красноярска:
1730-е — 1773 — Большая
1773 — 1921 — Воскресенская
1921 — 1937 — Советская
1937 — 1961 — проспект имени И. В. Сталина
с 1961-го — проспект Мира
Геннадий БЫКОНЯ, профессор, доктор исторических наук:
— Улица Большая, которую затем переименовали в Воскресенскую, была для Красноярска стержневой. Несколько веков подряд, с семнадцатого по девятнадцатый, она определяла развитие города. Именно на ней в 1788 году построили первый каменный частный дом в нашем городе, на ней расположено много других исторических объектов. Правда, жаль, что не все из них сохранились до нынешнего времени. Так, тот самый первый каменный дом, принадлежавший воеводе, был снесён в 1960-м — тогда на его месте собирались построить Дворец молодёжи.
Всего на проспекте Мира находится 11 памятников и скульптур (включая те, которыми украшены два из восьми фонтанов).
Памятник В. Ф. Войно-Ясенецкому (Архиепископу Луке)
Открыт 15 ноября 2002 года на углу проспекта Мира и улицы Горького, в сквере архиерейского дома. Автор памятника — скульптор Борис Мусат.
Памятник Андрею Поздееву
Его открытие, которое состоялось 27 сентября 2000 года, и было приурочено ко дню рождения художника. Высота памятника два метра пять сантиметров. Авторы — архитектор Михаил Меркулов и скульптор Юрий Злотя.
Скульптура В. М. Ленина на здании Сибирского государственного технологического университета (проспект Мира, 82)
Само здание главного корпуса старейшего красноярского вуза является памятником архитектуры регионального значения. Оно является редким в Красноярске представителем конструктивизма, смягчённого элементами оформления в классическом духе. Строительство велось в основном силами студентов под руководством инженера Феликса Игнатьевича Гурского.
Львы у входа в здание на проспекте Мира, 84
Административное здание, в котором находится Управление Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Красноярскому краю, не является памятником архитектуры. Однако он, несомненно, украшает главную улицу, в том числе и потому, что у главного входа расположили скульптуры львов. А лев, как известно, символ Красноярска.
Ротонда Пушкин и Натали
Ротонда с изваяниями Александра Пушкина и Натальи Гончаровой появилась в Красноярске в 2008 году, авторы композиции — народный архитектор России Арэг Демирханов и скульптор Константин Зинич.
Фонтан “Адам и Ева” (в народе также известный как “Валентин и Валентина”) открыт на пересечении проспекта Мира и улицы Перенсона в 1999 году. Автор скульптуры — Константин Зинич.
Зачистка реестра в Красноярске ::: Хранители Наследия
Главная
Новости
Наследие России
Памятники в регионах
Зачистка реестра в Красноярске
Зачистка реестра в Красноярске
20.10. 2020
Правительство Красноярского края добивается в октябре 2020 года исключения из Единого госреестра объектов культурного наследия России двух памятников регионального значения в краевом центре – «в связи с полной физической утратой». Правительство региона направляет с этой целью обращения в федеральный орган охраны культурного наследия (Минкультуры РФ), предварительно согласовывая их с Законодательным собранием края.
Речь идет о памятниках, имеющих официальные наименования «Железнодорожный вокзал, 1950 г.» (Красноярск, ул. 30 Июля, 1) и «Дом, в котором в 1905 г. проходили заседания Совета рабочих и солдатских депутатов. В 1917–1918 годах здесь находился Красноярский районный комитет партии большевиков», 1905 г., 1917–1918 гг. (Красноярск, ул. Профсоюзов, 35).
Заксобрание Красноярского края вынесло постановления о согласовании обоих обращений.
Вокзал 1950 vs 1961 года
С железнодорожным вокзалом в Красноярске дело обстоит не так просто. Во-первых, никакого вокзала 1950 года в краевом центре нет и не было. Однако эта дата почему-то фигурирует в реестрах памятников регионального значения.
В действительности красноярский вокзал в стиле «советского неоклассицизма» был построен в 1961 году по проекту архитекторов К.И. Митина и Д.К. Волошина на месте первого городского вокзала 1895 года. Под госохрану он был поставлен в 1986 году решением Красноярского крайисполкома (№ 345 от 24 декабря), почему-то с неверной датой.
Красноярский железнодорожный вокзал в 1961 (вверху) и 2002 гг.
Вокзал 1961 года, в свою очередь, был кардинально реконструирован (см. заглавное фото) в 2003–2004 гг., к 70-летию Красноярского края. Авторы проекта – главный инженер А.В. Розуменко, архитекторы И.М. Башкиров, Ф.Н. Бунтовский, А.И. Булгаков из новосибирского института «Сибжелдорпроект» – получили за него диплом конкурса «Золотая капитель» 2005 г. Центральная и боковые части вокзала были надстроены несколькоми этажами, здание увенчано внушительным куполом и шпилем, облицовано гранитом, оснащено лифтами. Площадь вокзала увеличилась почти вдвое – до 12 300 кв. м.
Все это было проделано невзирая на статус вокзала как охраняемого объекта. И несмотря на то, что по тогдашним отзывам специалистов, вокзал 1961 года в началу XXI века «в целом избежал серьезных переделок и сохранил свой исторический облик».
Так Красноярск получил современный транспортный объект, но в значительной степени потерял исторический вокзал 1961 года. Однако он не был полностью утрачен, поэтому сообщать такие сведения в федеральный орган охраны памятников, мягко говоря, не слишком корректно.
К тому же снятие перестроенного здания с госохраны открывает дорогу новым переделкам, а «при необходимости» и полному сносу.
Скорее всего, с этой целью все и затеяно.
Но было бы гораздо разумнее и честнее, если уж реестровые записи приводить в соответствие с реальностью – изменить предмет охраны памятника, оставив в нем уцелевшие от 1961 года элементы.
И к обращению в Минкультуры приложить объяснительную – каким образом в 2003–2004 гг. охраняемый памятник архитектуры был перестроен до неузнаваемости и в какую сторону смотрел при этом тогдашний региональный госорган охраны наследия.
Клуб имени Карла Либкнехта
Дом на улице Профсоюзов, 35, в котором заседали красноярский Совет и райком большевистской партии, был известен в городе как клуб им. Карла Либкнехта. В этом случае обращение в Москву с просьбой снять памятник с госохраны соответствует суровой реальности.
Здание представляло собою не только историческую, но и архитектурную ценность, имея явные признаки неоклассицизма начала ХХ в. Оно было построено в 1900 году по инициативе Владислава Клочковского, первого начальника главных красноярских железнодорожных мастерских, как общественное Железнодорожное собрание. Открылось оно 22 ноября 1900 года спектаклем по пьесе Н. В.Гоголя «Женитьба». В годы революции 1905-1907 гг. здесь заседал Совет рабочих и солдатских депутатов. В 1917–1918 гг. Железнодорожное собрание превратилось в «пролетарский клуб» Красноярской организации РСДРП, где проходили вечера, спектакли, диспуты, митинги города, а также общие собрания большевиков Красноярска. После 1917 года зданием именовалось «рабочим клубом», но использовалось и как штаб-квартира партийных и комсомольских органов. 31 января 1928 года здесь выступал перед трудящимися нарком просвещения А.В. Луначарский.
В дальнейшем здание стало клубом железнодорожников имени Карла Либкнехта. 30 октября 1984 года оно было снесено по указанию руководства Красноярска. Сносили, как вспоминают очевидцы, в течение трех дней. Участок потребовался для строительства нового цеха, который так здесь и не появился. Сейчас на месте клуба –частная автостоянка.
Здание было поставлено под госохрану в 1980 году (решение Красноярского крайисполкома № 384-15 от 16 июня). Оно было подтверждено его же решением № 345 от 24.12.1986 года – несмотря на то, что памятника к этому времени уже не существовало.
Фото: my.krskstate.ru; открытые источники
УтратыРеестрыГосохранаГосуправлениеКрасноярский край
На главную
Украинская архитектура, исторические памятники под угрозой уничтожения
Украина является домом для ряда важных культурных пространств и исторических зданий, возраст большинства из которых составляет много сотен лет. Софийский собор в Киеве, пожалуй, самая известная достопримечательность страны, узнаваемая по своим золотым куполам. Фото Владимира Синдеева/NGetty Images
Новости @ Северо-восточная домашняя страница
Другая жертва войны в Украине – архитектура
0%
Далее
Этот репортаж является частью продолжающегося освещения российско-украинской войны. Посетите нашу специальную страницу , чтобы узнать больше по этой теме.
За человеческими жертвами войны в Украине стоит еще одна трагедия: потеря — потенциальная, а в некоторых случаях уже осознанная — исторических памятников, архитектуры, произведений искусства и общественных площадей.
«Кажется банальным беспокоиться о физических структурах, когда на карту поставлены человеческие жизни, которые нельзя ничем заменить», — говорит 9.0017 Люси Молсби , адъюнкт-профессор истории архитектуры в Северо-восточном университете. «Но здания и места — это больше, чем их материалы — они напоминают об общей, коллективной истории и воспоминаниях. Это памятники надеждам и мечтам, и именно это люди видят в их повреждении или разрушении. Вот почему потеря здания, памятника или важного общественного места может иметь такие последствия».
Украина является домом для ряда важных культурных пространств и исторических зданий, возраст большинства из которых составляет много сотен лет. Софийский собор в Киеве, пожалуй, самая известная достопримечательность страны, узнаваемая по своим золотым куполам. Комплекс более 1000 лет , и Посольство Украины при Святом Престоле и Большая украинская католическая архиепархия Киево-Галицкая обратились к России с призывом не бомбить его.
Слева направо: Дэн Коэн, декан библиотек и заместитель ректора по информационному сотрудничеству в Северо-восточном университете, и Люси Молсби, доцент кафедры истории архитектуры в Северо-восточном университете. Любезно предоставлено фото и фото Адама Гланцмана/Северо-восточного университета
Собор является одним из семь объектов из Списка всемирного наследия ЮНЕСКО, представляющего собой подборку мест по всему миру, которые «представляют выдающуюся универсальную ценность для человечества» и, как таковые, «должны быть защищены для того, чтобы будущие поколения могли их ценить и наслаждаться», согласно ЮНЕСКО , Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.
Среди других объектов Всемирного наследия – многовековые деревянные церкви, именуемые церков ; резиденция буковинских и далматинских митрополитов XIX века; и другие исторические достопримечательности.
Столкнувшись с широкомасштабными беспрепятственными бомбардировками из России, все эти объекты находятся в серьезной опасности.
Уже сейчас в северном городе Харькове российские нападавшие нанесли удар по площади Свободы, одной из крупнейших общественных площадей в Европе, где находится Госпром, или Дом государственной промышленности. Здание 20-го века под номером находится на рассмотрении ЮНЕСКО под номером в качестве объекта всемирного наследия. Два важных здания поблизости, Харьковский государственный академический театр оперы и балета и Харьковская филармония, были превращены в руины во время бомбардировки, сообщает New York Times9.0017 сообщает .
Президент Украины Владимир Зеленский в обращении к Европарламенту сказал : «Каждая площадь сегодня, как бы она ни называлась, будет называться площадью Свободы, в каждом городе нашей страны. Нас никто не сломает».
Молсби говорит, что преднамеренное нападение на культурные артефакты — это стратегия, которую иногда используют в военное время.
«Уничтожение культурного наследия — это стратегия, потому что она особенно деморализует», — говорит она. «Когда люди покидают свои дома в чрезвычайной ситуации, они берут свои фотографии или память о своей бабушке».
Нацеливание на культурные или исторические объекты, по словам Молсби, «обеспечивает потерю доступа к этой истории».
Если только архивариусы, библиотекари и другие специалисты в области цифровых гуманитарных наук не могут защитить документы, чертежи, литературу, фотографии и другие материалы, служащие свидетельством сообщества. И эта работа уже ведется, говорит Дэн Коэн , декан библиотек и вице-проректор по информационному сотрудничеству в Северо-Восточном университете.
Группа «профессионалов в области культурного наследия», включая библиотекарей, архивариусов, исследователей и программистов, лихорадочно работает над архивированием «подверженных риску [веб]сайтов, цифрового контента и данных в украинских учреждениях культурного наследия, пока страна находится под атакой », согласно 9Сайт группы 0017 . Организация называется «Сохранение украинского культурного наследия онлайн», или СУЧО.
Добровольцы могут зарегистрироваться , чтобы помочь оцифровать важные, исторические или уникальные документы, фотографии и веб-сайты для потомков.
«Эти цифровые библиотеки, которые синтезируют, сохраняют и делают широко доступными записи регионов, штатов, наций, людей и сообществ, имеют долгую историю — SUCHO — это просто последняя версия», — говорит Коэн.
Действительно — и это также отмечает Молсби — уничтожение культурных и исторических мест и материалов в Украине также является последним в долгой истории преднамеренного стирания.
«Эта история была игрой из на Ближнем Востоке в течение десятилетий , и разрушения там уходят гораздо глубже во времени», — говорит Молсби. По словам Коэна, Совет по библиотечным и информационным ресурсам реализует программу , аналогичную SUCHO, которая посвящена цифровому архивированию материалов из стран Ближнего Востока.
И хотя архитектура не может быть заархивирована в Интернете, очень подробные цифровые сканы и визуализации исторических зданий и памятников могут быть. Тщательное лазерное сканирование собора Нотр-Дам в Париже оказалось необходимым для восстановления его частей после пожара в здании в 2019 году.
«Большая часть человеческого самовыражения принимает форму письма, искусства, архитектуры. , музыка — эти неотъемлемые части культуры и истории», — говорит Коэн. «Эти материалы — клей общества. Сохранение их означает сохранение ориентиров, с которыми люди чувствуют себя связанными».
По вопросам СМИ обращайтесь к Шэннон Нарги по телефону [email protected] или 617-373-5718.
- Темы
- Общество и культура
архитектура
архивы
цифровые гуманитарные науки
Россия Украина Война
- Кредиты
- Автор Молли Каллахан.
Historische Gebäude Und Denkmäler In Den Straßen Der Stadt Irkutsk In Krasnojarsk Krai Russland Stockfoto und mehr Bilder von Alt
Bilder
- Bilder
- Fotos
- Grafiken
- Vektoren
- Videos
Historische Gebäude und Denkmäler in den Straßen der Город Иркутск в Красноярском крае, Россия.
Beschreibung
Historische Gebäude und Denkmäler in den Straßen der Stadt Irkutsk в Красноярском крае, Россия.
Essentials Kollektion
9,00 € für dieses Bild
Günstige und flexible Optionen für jedes Budget
Umfasst unsere Standardlizenz.
Erweiterte Lizenz hinzufügen.
Bildnachweis: Avstraliavasin
Maximale Größe: 2598 x 1700 пикселей (22,00 x 14,39 см) — 300 DPI — RGB
Сток -Фатогр -ID: 1133821829
Hochgeladen Am:
Категория:Фото | Alt
Suchbegriffe
- Alt,
- Architektur Fotos,
- Außenaufnahme von Gebäuden Fotos,
- Blau Fotos,
- Christentum Fotos,
- Eleganz Fotos,
- Fotografie Fotos,
- Geschichtlich Fotos,
- Geschützte Naturlandschaft Фото,
- Золото — Edelmetall Фото,
- Гольдфарбиг Фото,
- Химмель Фото,
- Исторический Бауверк Фото,
- Holz Fotos,
- Horizontal Fotos,
- Im Freien Fotos,
- Irkutsk Fotos,
- Kathedrale Fotos,
Alle anzeigen
Kategorien
- Reiseziele
- Städte und Gemeinden
- Architektur
- Berlin
- Verkehrsmittel
Häufig gestellte Fragen
- Was ist eine lizenzfreie Lizenz?
- Bei lizenzfreien Lizenzen bezahlen Sie einmalig und können urheberrechtlich geschützte Bilder und Videoclips fortlaufend in privaten und kommerziellen Projekten nutzen, ohne bei jeder Verwendung zusätzlich bezahlen zu müssen.