Содержание
В глухой красноярской тайге возродили эвенкийскую лайку — Новости
В мире животных
Михаил Пустовой
13 марта, 2022, 15:44
Фото: ohotaslaikoi.ru
Восстановление исчезающей эвенкийской лайки – теперь реальность. В глухой тайге труднодоступного Эвенкийского района Красноярского края, после нескольких лет селекции, кинологи вывели чистокровных щенков. В питомнике на озере Оморо растут первые четыре кутёнка, сообщает «7 канал Красноярск».
Смешивание с пришлыми породами поставило под угрозу изолированный вид эвенкийской аборигенной лайки. Эвенкийские шпицы славятся крепким здоровьем, отвагой, охотничьим азартом и стойкостью в столкновениях с медведем. Чтобы не дать породе пропасть в 2019 году энтузиасты из Куюмбинского общества охотников основали проект «Возрождение эвенкийской аборигенной лайки».
Селекционеры возрождали породу по методике сибирского кинолога Бориса Корнейчука. Лаек, наименее смешанных с другими собаками, искали по дальним стойбищам оленеводов в районе Суринды и других отдаленных мест. Чтобы найти подходящих кандидатов на селекцию, участники проекта пять раз оправлялись в экспедиции.
Питомцев, с уже более аутентичным генотипом, поселили в вольере на озере Оморо. В декабре 2021 года родились первые полностью чистокровные эвенкийские аборигенные лайки. Вскоре кинологи начнут воспитывать из щенков охотничьих собак. Меценатом проекта выступает компания «Роснефть».
Лучшие материалы недели и обзоры новостей можно получать по электронной почте.
Подписка оформлена, спасибо!
далее в рубрике
Жители Эвенкии заявили о рекордных 73-градусных морозах
В расположенном за Полярным кругом якутском посёлке Ессей в Эвенкии, по словам жителей, наблюдали аномальную стужу в минус 73 градуса по Цельсию.
Для «Восток Ойл» заработала доставка грузов по Севморпути
С открытием зимней навигации в акватории Северного морского пути возобновилась логистика для нефтегазового проекта «Восток Ойл».
Арктика за неделю: важнейшие темы арктической повестки с 9 по 13 января
Дайджест опубликованных на текущей неделе статей генерального директора Проектного офиса развития Арктики Александра Стоцкого.
Арктика сегодня. Арктические акватории внесли заметный вклад в вылов морской рыбы и морепродуктов
4,9 млн тонн морской рыбы и морепродуктов выловили российские рыбаки на протяжении 2022 года.
В Северном рыбохозяйственном бассейне добыто более 500 тысяч тонн морепродуктов
Северный рыбохозяйственный бассейн охватывает морские и внутренние воды Карелии, Мурманской и Архангельской областей (включая НАО), реки и озера Коми, Кировской и Вологодской областей.
Эвенкийская лайка — Охотники.
ру
Лайки, как и прочие домашние животные, формировались в условиях содержания и использования человеком, то есть в условиях определяющего воздействия антропогенного фактора
фото: Вячеслав Харук
Центральная Сибирь является в какой-то степени «спорной» территорией для собаководов-лаечников России. Что же все-таки представляет собой понятие «Восточная Сибирь», к какой природно-географической зоне относится Красноярский край, и что представляют собой местные промысловые лайки этого края?
В географическом отношении под Восточной Сибирью обычно всегда подразумевалось Предбайкалье и Забайкалье, в которые входят Иркутская и Читинская области, а также Бурятская АССР. А Красноярский край с Эвенкией, Хакассия и Тыва всегда относились к Средней и Центральной Сибири. Лишь в плане экономического районирования административно-территориальньные подразделения Центральной Сибири относятся к Восточносибирскому экономическому району, что вряд ли может служить основанием для типологических построений природоведческого характера.
Заводское разведение восточносибирской лайки к востоку от Енисея на основе новой породной классификации, предложенной в 1947 году, было начато лишь после создания в 1968 году Иркутского питомника. Комплектование его племенным материалом велось путем закупки щенков и взрослых собак из промысловых районов Иркутской области, Бурятской АССР и отчасти юго-востока Эвенкийского национального округа Красноярского края. Но надо отметить, что идея ведения единой породы восточносибирской лайки на всей территории Сибири к востоку от Енисея вряд ли могла быть изначально состоятельной (в пользовательно-промысловом варианте) по следующим причинам: Во-первых, не только в целом для всей указанной территории, но даже собственно для Восточной Сибири была характерна значительная разнотипность промысловых собак. Так, например, М. Г. Волков по результатам обследования лаек в четырех районах северной Бурятии в 1957 году уже указывал на несостоятельность временного стандарта восточносибирской лайки, устраняющего из племенного использования значительное поголовье лаек Забайкалья, обладающих замечательными охотничьими качествами. Во-вторых, ведение единого породного типа лаек в различных ландшафтно-климатических зонах огромной территории при безусловном превалировании бессистемных вязок и при отсутствии строгой направленной селекции в условиях естественного разведения практически невозможно исходя из известных научных концепций. Для подтверждения этого положения процитирую академика Н. П. Дубинина: «На протяжении своего эколого-географического ареала каждый вид, благодаря действию множества разнообразнейших факторов как полной, так и неполной изоляции, разбивается на огромное количество популяций, комплекс которых и слагает вид».
В свое время отечественное собаководство ушло от определения лаек по этническому принципу, перейдя к классификации на зонально-территориальной основе. Вероятно, это решение можно было бы считать рациональным лишь в отношении обеспечения условий упорядоченного ведения лаек в крупных центрах охотничьего собаководства, но не в отношении местного аборигенного поголовья. У сибирских охотников-промысловиков, в том числе и у охотников Красноярья, так и осталось в обиходе название «эвенкийская лайка». Сохранилась и сама «эвенкийка», хотя ее описания нет в специальной литературе и для этой породы никогда не разрабатывались стандарты. Но еще в 1898 году известная исследовательница лаек России М.Г. Дмитриева-Сулима не только описала тунгусскую (эвенкийскую) лайку во всем ее многообразии, но и выделила два ее основных подтипа: среднесибирский и восточносибирский.
Известно, что лайки, как и прочие домашние животные, формировались в условиях содержания и использования человеком, то есть в условиях определяющего воздействия антропогенного фактора. Здесь нелишне заметить, что эвенки в Российской Федерации расселены на обширной территории: в основном от Енисея на западе до южной части Охотского побережья на востоке; заполярной тундры на севере до Амура и северных районов Бурятии на юге. Они в большей степени, чем другие народы Сибири, сохраняли в прошлом кочевой образ жизни. Таким образом, эвенки проживают в различных природных зонах, соответствующих различным эколого-географическим ареалам, особенности которых формируют в каждом случае специфические черты хозяйственно-бытового уклада. Если принять как неоспоримое суждение о том, что типы собак формировались и формируются в жестком соответствии с культурно-хозяйственными традициями их владельцев, то становится объяснимым факт многоликости эвенкийской лайки. По этой причине затруднительно или вовсе невозможно говорить о ее едином типе.
Нельзя сказать, что исследования собак Средней Сибири никогда не проводились в должном объеме. Первые описания тунгусской лайки можно найти у князя А.А. Ширинского-Шихматова, Л.П. Сабанеева, М.Г. Дмитриевой-Сулимы. В советский период обобщенное описание лаек бассейна Енисея мы находим у патриарха советского собаководства А.П. Мазовера, производившего «инвентаризацию» собак различных регионов Советского Союза для нужд армии: «Ездовые собаки бассейна Енисея представляют собой довольно разнородную группу сильных и крупных собак, но все же уступающих в росте и силе своим восточным собратьям. Эта группа сложилась под влиянием ряда пород и имеет соответственно тому несколько типов. В районе Подкаменной Тунгуски превалирует крепкая мощная собака, сравнительно небольшого роста, с широкой в черепе головой и высоким острым ухом. Она приближается к типу собак эвенков, широко распространенных в Байките и Илимпее».
В 1939 году красноярским книжным издательством была выпущена книга В.В. Рябова «Эвенкийская лайка и охота с ней». В ней автор сделал, как он выразился, «первую попытку определения типа эвенкийской лайки, которая до сих пор не изучена и ни в одном из трудов по лайкам как разновидность не описана». И уже в 1991 году при описании племенной группы собак в пос. Суринда автор данной статьи выявил возможность выделения суриндинского подтипа эвенкийской лайки. Основной ошибкой большинства исследователей было то, что их описания носили регистрационный характер без вскрытия причин, условий образования той или иной естественной микропопуляции, в то время как в каждом случае был бы желателен детальный анализ каждого подтипа эвенкийской лайки. Например, возможность определения каких-то закономерностей в распределении различных подтипов местных лаек Красноярья и Эвенкии стала возможной лишь после проработки материалов по миграции аборигенного населения и по его этнокультуре. В результате в пределах Красноярского края были уточнены границы двух ареалов промысловых собак, разнящихся по своему генотипу: ареал лаек хантейского типа – на левобережье Енисея, в среднем и нижнем его течении, и ареал лаек изначально эвенкийского типа – на правобережье Енисея вплоть до границы края с Иркутской областью.
В последние 30–40 лет в край завозились в значительном количестве западносибирские лайки заводского разведения. Вот какое мнение о подобной интродукции высказал в одной из своих книг по собаководству А.Т. Войлочников: «Многие охотоведы не уделяют местным лайкам должного внимания, часто они способствуют их исчезновению, завозя породных западносибирских лаек в те немногие места, где еще имеются очаги местных лаек. Появление же новой (хотя и близкой) породы в районе с примитивным ведением собаководства неизбежно ведет к метизации и исчезновению как местного, так и завезенного породного типа. В последние годы метисные лайки, происходящие от аборигенных и породных западносибирских, встречаются во многих районах Средней и Восточной Сибири». В настоящее время весьма существенна опасность вырождения местных лаек в результате не только межпородной гибридизации, но и за счет излишнего внутрипородного аутбридинга (в результате дестабилизации генотипов идут интенсивные процессы деградации с образованием примитивных форм).
В ходе неформальных обсуждений проблемы эвенкийской лайки местной среднесибирской популяции с охотниками, предпринимателями и представителями местных властей разного уровня выявлена общая заинтересованность в проведении работ по сохранению и воспроизводству ее качественного поголовья. Более того, администрацией Эвенкийского муниципального района было высказано мнение о том, что поскольку сложившаяся популяция эвенкийской лайки в ее современном разнообразии отражает специфику быта национальной общности, а также специфику местных природных условий, то необходимо ведение в Эвенкийском муниципальном районе одновременно нескольких ее основных внутрипородных типов, что позволило бы избежать нежелательного искусственного сужения генофонда. Пока еще существуют естественные микроочаги разведения лаек с отличными охотничьими качествами и неплохими экстерьерными признаками в следующих населенных пунктах Эвенкии: Эконда, Чиринда, Суринда, Стрелка-Чуня, Юкта. Представляют интерес также собаки в поселках: Ванавара, Полигус, Оскоба и Мирюга. В поселках Кузьмовка, Бурный и Суломай в собаках может отмечаться присутствие хантейско-кетских кровей. Для проведения работ по сохранению генофонда эвенкийских лаек со стороны научных учреждений, в первую очередь академических, желательна проработка проблемы с утверждением научной программы, а со стороны административно-государственных структур – воссоздание охотхозяйственной отрасли. Будет отрасль – будет существовать промысловая лайка, будет сохранен и ее бесценный генофонд!
Леонид Корнейчук
1 марта 2011 в 16:04
Охотники собрались в усадьбе Тургенева
Гостей ждало театрализованное представление, в котором профессиональные артисты орловского театра исполняли роли Тургенева, Фета, Некрасова и Толстого. На открытой сцене выступали коллективы народного творчества из Орла и Брянска. Были представлены выставки народного творчества, охотничьих трофеев, ловчих птиц и охотничьих собак.
Сохраним рабочих лаек
Люди, опомнитесь! В Интернете видишь ролики, как привязанный медведь таскает и уродует словленную им собаку, у которой нет ни инстинкта самосохранения, ни ловкости. Разве такая лайка нужна охотнику? Корень проблемы вижу в шоу-состязаниях, где правят исключительно деньги, амбиции владельцев и падкие до зрелищ «окололаечные тусовщики».
История сибирских хаски
Часть первая – Сибирское происхождение
Мик Брент – Ловец снов Сибирские хаски/Ассоциация социального обеспечения сибирских хаски (Великобритания) Тихоокеанская экспедиция)
Собаки, которых мы теперь знаем как сибирских хаски, являются удивительным примером селекционного разведения с течением времени для получения формы, которая идеально соответствует функции, для которой они были разработаны. Представьте себе сложные характеристики, если бы мы попытались вывести такую породу сегодня:
Нам нужна порода, которая:
- Выживает и эффективно функционирует при температурах до -50°C без каких-либо искусственных вспомогательных средств;
- Неустанно тяните легкие сани день за днем на огромные расстояния в арктических/субарктических условиях и получайте от этого удовольствие!
- Выживать и процветать при минимальном количестве еды;
- Быть достаточно умным, чтобы принимать инструкции от водителя саней, но также иметь независимое мышление и достаточно аналитического мышления, чтобы быть в состоянии игнорировать такие инструкции, если они могут привести команду к опасности;
- Выжить и комфортно функционировать при температуре до 35°C
- Быть способным охотиться и добывать себе пищу, если это необходимо;
- Быть в состоянии жить счастливо с большим количеством других собак с минимальным трением;
- Любить людей вообще и детей в частности, чтобы их можно было использовать зимой, чтобы спать с детьми и согревать их;
- Выгляди всегда прекрасно
- Сочетайте бесконечную работоспособность и аппетит к работе с возможностью спать везде и всюду одним махом;
- Уметь прыгать/лазать по высоким заборам
- Быть способным копать ямы и туннели для побега, достойные «Великого побега» или «Кольдица»
- Быть способным (при возможности) уничтожить практически все за секунды;
- Сочетайте в себе качества железной и трудолюбивой ездовой собаки с качествами самой мягкой домашней собачки.
Сибирский хаски, являющийся прямым потомком ездовых собак, выведенных в течение нескольких тысячелетий чукчами Северо-Восточной Сибири, выполняет все эти «функции» в своей красивой и эффектной «форме».
Чукчи, чье название образовано либо от чукотского слова «чукча», означающего «богатый северным оленем», либо от русского «чавчу», означающего «оленеводы», в основном были оленеводами, проживающими в глубине страны на тундра со своими оленьими стадами. Как и саамы Лапландии, кочевники-оленеводы использовали продукты своего оленеводства для изготовления инструментов, одежды, жилищ и, конечно же, для обеспечения основы своего рациона и транспорта.
Меньшая часть чукчей – «приморские: чукчи» – жили в летних прибрежных селениях и охотились на тюленей, моржей и китов в пищу, а для передвижения использовали собачьи упряжки. В ландшафте Чутоки (Чукотская земля) преобладают тундры с вкраплениями низкогорий, с участками тайги на юге и западе. Животный мир Чукотки включает карибу (помимо домашних северных оленей, которые содержатся в стадах), волков, медведей (гризли и полярных), песца, моржа, тюленя, кита, журавлей и различных арктических птиц. Летние температуры может быть очень теплой, в то время как зимы (буквально) арктические. На Чукотке самые большие сезонные колебания температуры в любой точке мира.0003
Приморские чукчи жили в летних поселках от 10 до 20 палаток, что вдвое больше, чем у оленеводческих чукотских поселков. Это были значительные контакты и торговля между двумя группами, и действительно, в некоторых районах обе группы жили вместе и культивировали образ жизни, который включал как оленеводство, так и прибрежную охоту.
Их ездовые собаки имели решающее значение как для выживания приморских чукчей, так и для жизнеспособности их общин. Многие черты, характерные для сегодняшних сибирских хаски, восходят к чукотским собакам, которым несколько тысячелетий назад. Их темперамент, например, должен был быть достаточно уравновешенным, чтобы они могли мирно сосуществовать как с людьми, так и с другими собаками. Они могли дружно работать в составе упряжки из 20 и более собак, а их темперамент был решающим фактором выживания — на льду при арктической температуре крупная собачья драка могла обернуться трагедией, если из-за раненых собак команда и семья замерзли до смерти. смерть. Чукотские собаки также были достаточно покладистыми, чтобы спать с детьми как «собачьи пуховые одеяла». Температуру в ночное время измеряли по количеству собак, необходимых для того, чтобы согреть детей – например, ночь с тремя собаками, ночь с четырьмя собаками и т. д.
Экономическое и социальное значение чукотских собак отразилось и на их месте в чукотской религии и мифологии. Чукотская легенда гласит, что две ездовые собаки охраняли райские врата, где они обладали силой отвергать любого, кто жестоко обращался с собаками во время их пребывания на земле. Другая легенда утверждала, что во время голода популяции людей и собак подвергались риску уничтожения голодом. В живых остались только два маленьких щенка, но с мертвой матерью у них было мало шансов выжить. Женщина-чукча вскармливала щенков грудью, тем самым обеспечивая выживание породы и созависимый характер отношений между человеком и собакой. По иронии судьбы, эта ситуация должна была быть воспроизведена в реальности в 1860-х годах, когда выживанию породы снова угрожал голод. На этот раз чукотские ездовые собаки выжили благодаря разумному скрещиванию с другими местными породами (см. ниже).
Общепринятое мнение о происхождении породы утверждает, что чукотские собаки были прямыми потомками непрерывной линии чистого разведения, насчитывающей около 1000, 2000 или 3000 лет (в зависимости от того, какой книге/статье/веб-сайту вы предпочитаете верить) . Реальность несколько сложнее и интереснее. Многие коренные сибирские народы использовали ездовых собак в качестве транспорта на протяжении тысячелетий. В самом деле, ориентир в 3000 лет, который так часто используется при обсуждении истории сибирских хаски, сам по себе может быть серьезно занижен. Выдающийся русский исследователь-археолог Н.Н.Диков обнаружил в погребениях Камчатского полуострова собак породы лайка возрастом 10 000 лет.
(Образ жизни на собачьих упряжках на Камчатке – Б.И.Широкий – Информационный бюллетень P.A.D.S. №5) собака, чьи генетические линии отличались от волка на протяжении многих тысяч лет. Интересно, что это исследование показывает, что повторяющийся миф о скрещивании собак и волков у северных народов — это всего лишь миф, в котором нет ни исторической, ни генетической правды.
(«Генетическая структура чистокровной домашней собаки» – Наука, том 304, 21 мая 2004 г.)
Возможно, коряки, юкагиры, чукчи, камчадалы и многие другие палеосибирские время в их истории были настолько географически, культурно и экономически изолированы друг от друга, что
«…длительный обмен между народами Сибири и туземцами Аляски действительно существовал с древнейших времен до нового времени».
(Джон Дуглас Таннер младший – Тропы Аляски, Сибирские собаки, стр. 15)
Весьма вероятно, что некоторое скрещивание их собак вполне могло быть случайным результатом такого взаимодействия. Действительно, археологические раскопки древних стоянок Ипуитак в Пойнт-Хоуп на Аляске в 1940-х годах обнаружили останки собак возрастом около 2000 лет, которые были положительно идентифицированы учеными как собаки сибирских, а не местных аляскинских пород.
(John Douglas Tanner Jr. — Alaskan trails, Siberian Dogs, стр. 15)
Дополнительные доказательства такого возможного межпородного скрещивания на протяжении тысячелетий можно увидеть из того факта, что исследования «древних пород», упомянутые выше, также обнаружили, что генетически, аляскинский маламут и сибирский хаски были очень тесно связаны:
«Кроме того, показано, что аляскинский маламут очень тесно связан с сибирским хаски, а место его происхождения находится далеко на западе Аляски, через Берингов пролив от родины предков сибирского хаски».
(http://www.workingdogweb.com/RSH-2004-2.htm — «Новый прорыв в генетике собак»
Гораздо позже (как упоминалось выше) серия разрушительных 1860-е годы привели к гибели подавляющего большинства их собак, многие умерли от голода, а некоторые были убиты и съедены отчаявшимися чукчами, чтобы прокормить свои семьи.0003
(Thompson & Foley – The Siberian Husky)
После этого опустошения чукчи постепенно восстановили свое поголовье ездовых собак, скрещивая своих немногих оставшихся собак с другими доступными породами, включая\в первую очередь более мелких, рыжих, похожих на лис тунгусских шпицев. .
(Thompson & Foley – Сибирский хаски)
Обе собаки выше – более лохматая «волчья» и меньшая, более плоскошерстная «лисья» (на фото 1904 г.) – чукотские собаки.
С середины XVII века возрастающее воздействие русского влияния – культурного, политического и экономического – начало менять аспекты жизни чукчей:
«Этнические русские впервые столкнулись с чукчами в 1642 году, когда казак Иван Ерастов встретил их на Река Алазея. В 40-х годах 16 века русские построили на Камчатке два острога, и торговцы, звероловы и охотники использовали эти остроги как базу и установили постоянную связь с чукчами. Этот контакт принес чукчам много проблем. Среди населения распространились такие болезни, как грипп, эпидемический паротит, оспа и другие, а алкоголизм стал проблемой, так как русские торговцы часто расплачивались водкой».
(Центр русистики (НИПИ) – http://www2.nupi.no/cgi-win//Russland/etnisk_b.exe?Chukchi
На протяжении второй половины XVII и большей части XVIII в. Народы Сибири (и особенно чукчи, которых называли «северными апачами!» из-за их ожесточенного сопротивления вторжению) подвергались усиленному военному, торговому и культурному давлению со стороны царской России. политику геноцида против чукчей, и в серии стычек чукчам на собачьих упряжках удалось их обогнать и избежать окончательной схватки.В 1649 г., Анадырь был основан как укрепленный город-форпост Российской империи, но в течение следующих 100 лет или около того он стал огромной тратой российских ресурсов. В период между 1710 и 1764 годами содержание форта в Анадырске стоило около 1 380 000 рублей. , но район вернул только 29 150 рублей налогов. Русские контролировали землю, но не людей, и это стоило им дорого. Казаки были незаурядными воинами, но не понимали ни местности, ни арктических условий и несли страшные потери (из-за негостеприимных условий — не чукчи). После серии жестоких военных кампаний Россия решила попробовать другой подход и попыталась контролировать Чукотку с помощью торговли, а не насилия. Был заключен договор с чукчами о предоставлении им независимости.
К несчастью для чукчей, в конечном счете их победили, во-первых, последствия открытия Чукотки для торговли, а во-вторых, бюрократическая «потребность» новых коммунистических правителей России (после большевистской революции 1917 г.) контролировать и стандартизировать все в название «пролетарская эффективность». Новый Советский Союз изначально предложил чукчам сделку о свободной торговле. Непреднамеренным побочным эффектом расширения торговли стало распространение эпидемии оспы. Чукотский народ был уничтожен. Непреднамеренно ослабив чукчей болезнью, Советы сняли бархатную перчатку и преднамеренно казнили всех чукотских вождей деревни (которые также оказались самыми опытными и успешными собаководами). Затем Советы разработали свои собственные программы по разведению собак, предназначенные для создания идеальной народной ездовой собаки.
Как будто этого уровня бюрократического контроля-чудачества было недостаточно, в 1952 году Советы выступили с заявлением, в котором отрицалось, что чукотская собака когда-либо существовала как отдельная порода и что «сибирский хаски» был породой, созданной в США, происхождение которой не имело ничего делать с Сибирью. Удивительно, но хотя Советский Союз уже сам по себе стал историей, многие современные российские историки собаководства все еще придерживаются этой «официальной» точки зрения. Чтобы убедиться в этом, просто просмотрите веб-сайт Российской организации «Первобытные аборигенные собаки» (PADS) — сибирский хаски не входит в число аборигенных собак, которых они признают.
(http://www.pads.ru):
«Уместно упомянуть, что американцы вывели и вывели ездовую собаку по кличке сибирский хаски, а термин «хаски» можно перевести как «лайка». эта порода, в нашем понимании, не имеет никакого отношения к сибирским собакам, как я их понимаю. Сибирский хаски — культивируемая специализированная порода, полученная американскими кинологами путем селекции наших ездовых собак, завезенных из северо-восточных районов Чукотки, Колымы и Камчатки».
Наши северные собаки – Б.И.Широкий – в информационном бюллетене PADS #8
Хотя в каком-то смысле это понятно – в конце концов, сибирский хаски уже нельзя считать примитивной аборигенной породой, отрицать его родство с такими собаками кажется странным — в конце концов, у каждого сибирского хаски в мире есть предки, восходящие к горстке целых собак/сук, импортированных в США в начале 20-го века.
«Вся порода сибирских хаски восходит к той же дюжине собак 1930-е: Криванка, Тоска, Церко, Герцог, Танта из Алески, Сигрид III из Фоксстанда, Смоки из Сеппалы, Сепп III, Смоки, Душка, Каблуна, Роллинсфорд Нина из Мэрилим. Есть еще два или три других, ни один из которых не составил бы более половины одного процента собачьей родословной сегодня».
J.Jeffrey Bragg – http://seppalasleddogs.com/seppala-breeding-5.htm
К сожалению, в результате российского вторжения, голода, болезней и советской политики чукотская собака как отдельная порода сибирской «Лайка» больше не существует в сколько-нибудь значимом количестве, если вообще существует на своей родине. При этом энтузиасты ездовых собак на Камчатке работают с немногими оставшимися аборигенными собаками, чтобы восстановить камчатскую ездовую собаку, и в рамках этой программы инициировали гонку на собачьих упряжках «Берингия» — самую длинную гонку на собачьих упряжках в мире, которая длилась почти 2000 лет. километров. Гонка проводится из деревни на Камчатке (например, Эссо) через Палану в Корякском крае, в деревню на крайнем севере (например, Марково). Маршрут Эссо-Марково в 1980 км — самая длинная в мире трасса для собачьих упряжек, на ее преодоление уходит три недели.
Берингийская раса – с http://www.thearctic.is
По иронии судьбы, поскольку порода подвергалась все большей угрозе самому своему существованию на своей родине, она начала закрепляться на новом континенте только через в нескольких милях от Берингова пролива. Ездовые собаки использовались на Аляске на протяжении тысячелетий, как и в Сибири. Приток тысяч людей в результате Клиндайкской золотой лихорадки привел к резкому увеличению потребности в ездовых собаках. Тысячи собак (часто совершенно непригодных для работы в арктических/субарктических условиях) были привезены на север из Канады и США. «Зов предков» Джека Лондона — это беллетризованная история об одной такой собаке — Баке, кресте сенбернара.
Новое население Аляски, часто с деньгами в карманах, нуждалось в отдыхе после работы на золотых приисках. Игорные заведения, салуны и бордели процветали, как и новый вид спорта — гонки на собачьих упряжках. Вероятно, начавшись с пьяных хвастовств в барах о том, у кого команда лучше или быстрее, в гонках на собачьих упряжках вскоре появились организованные мероприятия. Клуб собаководства Nome был сформирован и организовал крупнейшее из мероприятий — All Alaska Sweepstakes Race. Первый забег состоялся в апреле 1908 года, и вскоре гонка стала ежегодной и демонстрацией необычайных способностей «маленьких сибирских крыс».
Мик Брент
Авторские права – Ловец снов Сибирские хаски/Ассоциация благосостояния сибирских хаски (Великобритания) 2008
Предки хаски начали возить сани для людей почти 10 000 лет назад | Наука
Гренландские ездовые собаки за работой
Маркус Триенке / Wikimedia Commons
Согласно новому генетическому исследованию, которое согласуется с археологическими данными, современные ездовые собаки со всей Арктики могут проследить свою родословную до Сибири. Известные нам сегодня породы, такие как хаски и маламуты, происходят от линии, хорошо зарекомендовавшей себя в Сибири 9500 лет назад и с тех пор имеет решающее значение для выживания человека в Арктике.
«Мы знаем, что современные ездовые собаки принадлежат к человеческой культурной группе, инуитам, и это, вероятно, общее происхождение аляскинских и сибирских хаски, аляскинских маламутов и гренландских ездовых собак, потому что эти собаки тесно связаны», — говорит Миккель. — Холдер Синдинг, соавтор нового исследования, опубликованного в журнале Science , и популяционный генетик из Тринти-колледжа в Дублине.
Ученые секвенировали геномы 10 современных гренландских ездовых собак и сравнили их не только с 9500-летняя ездовая собака (представлена нижней челюстью, найденной на острове Зохова в Сибири), а также 33000-летний волк с Таймырского полуострова в Сибири. Их анализ показывает, что большинство предков современных арктических ездовых собак происходят от той же отдельной линии, что и 9500-летняя сибирская собака. Это особенно верно в отношении гренландской ездовой собаки, которая, учитывая относительную изоляцию своего родного острова, меньше всего смешивается с другими группами собак и наиболее близко представляет первоначальную родословную.
Доказательства древних генов от 33000-летнего сибирского волка также появились у современных собак. Удивительно, но доказательства североамериканского происхождения волков отсутствовали в образцах современных ездовых собак, хотя эти два вида жили в непосредственной близости через Арктику в течение тысяч лет и имеют знакомые физические черты и воющие крики. Отсутствие генов североамериканского волка у современных ездовых собак является загадкой, особенно потому, что жители Арктики знают, что ездовые собаки смешиваются со своими дикими родственниками. Возможно, говорит Синдинг, предки собак могли находиться среди многих популяций североамериканских волков, которые были уничтожены.
«Эти плейстоценовые волки очень старые, они предшествовали одомашниванию собак, поэтому они совсем не подходят для этой подписи, которую мы обнаруживаем», — говорит Синдинг. «Кто на самом деле знает, какое разнообразие волков было вокруг даже всего несколько сотен лет назад? В этой истории наверняка есть что-то еще».
Гренландские ездовые собаки
Карстен Эгеванг / Киммек
Длинная родословная
Участок на острове Зохов, где был обнаружен геном ездовой собаки возрастом 9500 лет, также содержит вещественные доказательства наличия упряжек и материалов для упряжи. Анализ костей привел одну группу ученых к предположению, что это место может представлять собой самое раннее известное свидетельство разведения собак с целью катания на упряжках, и что этот процесс мог начаться еще 15 000 лет назад.
Генетическая история ездовых собак совпадает с археологическими данными. В совокупности результаты показывают, что собаки были созданы почти 10 000 лет назад и провели эти многие тысячелетия, делая то же самое, что и сегодня.
«Для меня одним из наиболее важных аспектов этого исследования является то, как оно показывает важность использования всех доступных археологических данных наряду с анализом древней генетики», — говорит Карли Амин, зооархеолог из Эксетерского университета. Амин не участвовал в исследовании, но в прошлом году стал соавтором исследования о том, как ездовые собаки сопровождали расселение инуитов по североамериканской Арктике.
У жителей этого места были веские причины хотеть ездовых собак. Найденные на Зохове останки белых медведей и северных оленей показывают, что охотники имели широкий диапазон и каким-то образом доставляли в свой лагерь добычу крупных животных. Инструменты предполагают еще более широкое путешествие. Найденные здесь обсидиановые орудия были доставлены на расстояние более 900 миль. Авторы предполагают, что для преодоления таких расстояний древним арктическим народам могли понадобиться собачьи упряжки.
Гренландские ездовые собаки
Карстен Эгеванг / Киммек
Общие с белыми медведями
Синдинг и его коллеги также обнаружили гены, которые, по-видимому, уникальны среди ездовых собак по сравнению с их собачьими родственниками. Возможно, неудивительно, что многие из выдающихся адаптаций связаны с едой.
Ездовые собаки, как и арктические народы, с которыми они живут, постоянно питались необычной пищей, включая жир тюленей и китовый жир. Инуиты и их собаки научились есть огромное количество жира, но при этом избегать сердечно-сосудистых заболеваний. Их генетические решения этой проблемы совершенно разные; метод ездовой собаки соответствует другому символу Арктики — белому медведю.
«У белого медведя есть очень специфический ген, который помогает ему есть неограниченное количество ворвани без сердечно-сосудистых заболеваний», — говорит Синдинг. «Мы видим, что почти точно такой же ген очень сильно отобран у собак».
Другие адаптации, обнаруженные в генах ездовых собак, похоже, демонстрируют совместную эволюцию с видами, которые не похожи, но имеют те же проблемы. В геноме шерстистого мамонта есть тщательно отобранные тепловые рецепторы, которые помогают этим животным ощущать изменения температуры, и эти особенности отмечают большую разницу между ними и их родственниками-слонами.