Валентин Распутин – сибирский писатель о Сибири. Валентин распутин в красноярске
В Красноярск приехал известный прозаик Валентин Распутин
Красноярск, 8 июля 2004, 11:17 — REGNUM В Красноярск приехал известный иркутский писатель-прозаик, лауреат нескольких литературных премий Валентин Распутин. В аудитории Красноярского педагогического университета он провел встречу с общественностью, на которую собрались преподаватели вуза, студенты и абитуриенты, красноярские писатели и публицисты.
Распутин рассказал, что приехал сюда по приглашению вдовы Виктора Астафьева Марии Корякиной-Астафьевой, а также ректора КГПУ Николая Дроздова. Отметим, что длительное время писатели не встречались из-за возникших разногласий, и при жизни Астафьева им так и не удалось повидаться. Традиционно для таких встреч писатель кратко рассказал о своем творческом пути, положительно отозвался о Красноярске, в котором он долгое время работал корреспондентом, и где в 1967 году вышла в свет его первая книга "Человек с этого света".
Упомянув о своей новой книге "Дочь Ивана, мать Ивана", вышедшей в 2003 году, писатель заметил, что это, пожалуй, лучшая его книга, в которой собралось всё лучшее за время после долгого творческого затишья в 80-90-х годах. "Я не обольщаюсь, что многие станут читать ее, поскольку она тяжелая, - заметил Распутин. - Однако в наше время я и не мог написать иначе, про "цветочки-ягодки"".
Валентин Распутин сообщил, что намерен проехать по местам, где жили ныне умершие известные русские писатели: Евгений Носов, Василий Шукшин, Федор Абрамов. По его словам, он хочет посмотреть, "как люди чтят память своих знаменитых земляков". Распутин заявил, что, побывав на могиле Астафьева, почувствовал облегчение, "как после исповеди". Распутин не стал рассказывать подробно про свои творческие планы, сославшись на свой возраст, в котором "уже тяжело осуществить то, что задумано".
regnum.ru
Распутин Валентин Григорьевич · МБУК «ЦБС им. Горького» г. Красноярск
РАСПУТИН Валентин Григорьевич(15 марта 1937 - 14 марта 2015)
Родился в крестьянской семье, в селе Усть - Ада Иркутской области. С двухлетнего возраста он жил с семьей в селе Аталанка, в том же Усть - Удинском районе. После завершения строительства Братской ГЭС оба эти села попали в зону затопления.Валентин Григорьевич окончил историко-филологический факультет Иркутского университет, еще в студенческие годы был внештатным корреспондентом местной газеты «Советская молодежь», где печатались его очерки и рассказы. Первый рассказ «Я забыл спросить у Лешки» был опубликован в 1961 году в альманахе «Ангара». Первая книга «Край возле самого неба» вышла в Иркутске в 1966 году, а уже в 1967, в Красноярске, вышла книга «Человек с этого света».В 1962 году В. Распутин переехал в Красноярск, где в течении нескольких месяцев, на стыке 1962 и 1963 годов, работал в газете «Красноярский рабочий», писал заметки, репортажи, корреспонденции. Часто бывал на строительстве ГЭС и магистрали Абакан - Тайшет. В 1963 - 1965 годах работал спецкором в газете «Красноярский комсомолец», но главным делом для него стала литература. И если в первых его рассказах преобладала таежная романтика, то в зрелых повестях писателя больше всего привлекали нравственные проблемы, внутренний мир человека. Не случайно своими кумирами Валентин Распутин всегда считал Достоевского и Бунина.В 1965 году на Читинском совещании молодых писателей Сибири, участниками которого были такие будущие «звезды» литературы, как Александр Вампилов и наш земляк Роман Солнцев, Валентина Распутина поддержал известный прозаик Владимир Чивилихин (автор популярного в ту пору романа - эссе «Память»), который стал «крестным отцом» Распутина. В 1967 году он был принят в Союз писателей СССР. В том же году вышла повесть «Деньги для Марии», после которой Валентин Распутин стал одним из самых читаемых и почитаемых советских писателей.Среди писателей - «деревенщиков» он был одним из самых авторитетных. В своих знаменитых повестях «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой» Распутин не только оплакивал уходящую русскую деревню, но печалился и обо всей России, тревожился о её будущем. В 1985 году, когда только началась горбачевская «перестройка», вышла повесть Распутина «Пожар» с символическим эпиграфом из старой сибирской песни времён Гражданской войны: «Горит, горит село родное, горит вся родина моя…».С началом «перестройки» Распутин включился в широкую общественно-политическую борьбу. Он был одним из самых деятельных противников «поворота северных рек». В 1989-1991 годах депутат Верховного Совета СССР, выступал с горячими патриотическими речами, впервые процитировал слова П.А. Столыпина о «великой России» («Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия»). В июле 1991 года подписал обращение «Слово к народу». Летом 1989 года на первом съезде народных депутатов СССР В.Г. Распутин впервые высказал предложение о выходе России из СССР. В 1990-1991 годах член Президентского совета СССР.Награждён советскими 2 орденами Ленина (1984, 14.03.1987), орденами Трудового Красного Знамени (1981), «Знак Почёта» (1971), российскими орденами «За заслуги перед Отечеством» 3-й (08.03.2007) и 4-й (28.10.2002) степени, Александра Невского (1.09.2011), медалями. Лауреат Государственной премии СССР (1977, 1987), Государственной премии РФ за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности (2012), премии Президента РФ (2003), премии Правительства РФ (2010), премии Иркутского комсомола имени Иосифа Уткина (1968), премии имени Л.Н. Толстого (1992), премии Фонда развития культуры и искусства при Комитете культуры Иркутской области (1994), премии имени Святителя Иннокентия Иркутского (1995), Международной премии Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного «За Веру и Верность» (1996), премии Александра Солженицына (2000), литературной премии имени Ф.М. Достоевского (2001), премии имени Александра Невского «России верные сыны» (2004), Всероссийской литературной премии имени С.Т. Аксакова (2005), премии «Лучший зарубежный роман года. XXI век» (2005, Китай), премии Международного фонда единства православных народов (2011), премии «Ясная Поляна» (2012). Почётный гражданин Иркутска (1986) и Иркутской области (1998).По произведениям В.Г. Распутина поставлены фильмы: «Уроки французского» (1978), «Прощание», «Продаётся медвежья шкура» (оба – 1980), «Живи и помни» (2008). В последние годы В.Г. Распутин занимался в основном публицистикой, пишет статьи. В 2004 году опубликовал книгу «Дочь Ивана, мать Ивана». В 2006 году вышло третье издание альбома очерков писателя «Сибирь, Сибирь» (предыдущие издания 1991, 2000).Умер 14 марта 2015 года в Москве. Похоронен в Иркустке.
Основные произведения:
Рассказы• Уроки французского• Век живи - век люби: рассказы и очерки• На родине: рассказы и очерки• Земля Родины• На реке Ангаре• Что передать вороне?• Наташа• В ту же землю• Сеня едет• Поминный день• Вечером• По-соседски• Край возле самого неба• Человек с этого света• Скучать совсем некогда• Я забыл спросить у Лешки• Ветер ищет тебя• Продолжение песни следует• Эх, старуха• Василий и Василиса• Не могу-у...• Женский разговор• В больнице• Изба• Видение• В непогоду• Новая профессия• В одном городе• Отчие пределы• На родине Повести• Деньги для Марии• Живи и помни• Четыре повести• Дочь Ивана, мать Ивана• Нежданно-негаданно• Последний срок• Прощание с Матерой• В поисках берега• Пожар• Вниз и вверх по течению
Очерки• Костровые новых городов• Вниз по Лене-реке• Сибирь, Сибирь...• Поле Куликово• Абстрактный голос• Иркутск с нами• Байкал• Ближний свет издалека• Смысл давнего прошлого• Слово о патриотизме• Балканский узел• Разъезд Стофато• Земля твоя и моя• Знать себя патриотом• В судьбе природы - наша судьба• Воды наши - грехи наши• Левая, правая где сторона• Свет погашенных окон• Сумерки людей• О чем звонят колокола• Слово о Солженицыне• Великий строитель нравственного порядка, собиратель русской души• О Сергии Радонежском• Слово к народу• Только она одна знает• Если соберем любовь к России каждого в одну любовь - выстоим• Возрождайте Россию• Остаться человеком• Нет, не кончено с Россией• Думы о России• Чтобы защитить совесть• Второй Всемирный Русский Собор• Где моя деревня?• Продолжаемся в детях и внуках• Отчаяние или конформизм?• Прокляты, но не убиты• Мой манифест• Громкое имя Сибирь• Многобедное наше счастье - жить в России• О нравственной линии• Светоносное имя• Эти двадцать убийственных лет
Ещё можете посмотреть:
Памяти Валентина Распутина...
Видеоролики по произведениям В.Г. Распутина
"Уроки французского"
"Уроки французского"
"Уроки французского"
"Уроки французского"
"Живи и помни"
"Прощание с матёрой"
Фотогалерея писателей
назад
www.perensona23.ru
Валентин Распутин – сибирский писатель о Сибири
Валентин Григорьевич Распутин считается сибирским писателем не только потому, что родился здесь. Даже когда к нему пришла слава, он оставался жить и работать в Сибири. И, конечно, же Сибирь занимает немалое место в его творчестве.
Детство Распутина
Валентин Григорьевич родился 15 марта 1937 года в крестьянской семье в селе Усть-Уда Восточно-Сибирской области (с 26 сентября этого же года – Иркутская область), которая расположена на берегу реки Ангары. Рос в селе Атланка Усть-Удинского района.
Отец был заведующим почтовым отделением. Однажды, когда он плыл на пароходе, у него украли сумку с казёнными деньгами. Возместить пропажу он не смог, и отца Распутина судили и отправили на Колыму. Трое детей остались на попечении у матери.
Между тем, Валентин рос очень смышлёным мальчиком. Он прочитал все книги в доме, и с жадностью читал всё, что попадалось ему в руки: от вырезок из газет до этикеток. С такими задатками он без труда окончил начальную школу и был готов продолжать образование. Но ближайшая средняя школа была в Усть-Уде, на расстоянии 50 километров.
Несмотря на полуголодное существование, мать смогла собрать Валентина в Усть-Уду, и там он вынужден был жить один. Собственно, наверное, на этом моменте и закончилось детство Распутина. Эти тяжёлые времена он потом опишет в повести «Уроки французского», которая войдёт во все учебники по литературе.
Начало творческой карьеры
Окончив школу, Распутин поступил в Иркутский университет на филологический факультет. Помимо учёбы он подрабатывал. Денег хватало на то, чтобы полностью обеспечить себя и помогать семье.
В это же время Распутин начинает писать. Сперва это были незначительные заметочки в местную молодёжную газету. Но со временем Валентина Григорьевича приняли штатным журналистом в газету «Советская молодёжь».
В 1962 году Распутин переехал в Красноярск. Здесь он работал журналистом, но писал уже на серьёзные темы. Например, освещал строительство Саяно-Шушенской и Красноярской ГЭС. И именно в Красноярске он пишет своё первое литературное произведение – «Я забыл спросить у Лёшки». Вскоре он начал писать литературный очерк один за другим и даже выпустил книгу-сборник «Край возле самого неба».
Первые рассказы писателя печатали в «Комсомольской правде» и «Огоньке». Так произведения Распутина прочитали миллионы советских граждан.
Творческий путь Распутина
Миллионы читателей познакомились с его произведениями «Василий и Василиса», «Встреча», «Рудольфио», «Деньги для Марии».
В 1970 вышла его повесть «Последний срок», которая принесла ему мировую известность – произведение переведено на десятки языков. А спустя ещё 6 лет была опубликована повесть «Прощание с Матерой», которая считается главным произведением в творчестве Распутина.
В 1977 году напечатали повсеть «Живи и помни», за которую Распутин получил Государственную премию СССР.
Кадр из фильма «Живи и помни»Перестройку Распутин переживал очень тяжело и даже избирался депутатом, чтобы попытаться предотвратить те процессы, которые охватили страну. Эти переживания он отразил в повестях «Пожар» и «В больнице».
Общественная позиция Распутина
В конце жизни Распутин больше был замечен как общественный деятель, чем писатель.
В 2010 году он был избран в члены Партиаршего совета по культуре от РПЦ. В 2012 году за акцию в Храме Христа Спасителя он жестко критиковал группу PussyRiot и своих коллег, кто встал на их сторону.
Весной 2014 года Распутин был одним из тех, кто поставил подпись под обращением Союза писателей, в котором высказывалась поддержка президенту и парламенту в деле возвращения Крыма в состав России.
Официально датой смерти Распутина считается 14 марта 2015 года, поскольку умер Валентин Григорьевич в Москве. Но в родном Иркутске в этот момент уже было 15 марта (день рождения Распутина), поэтому в Сибири писателя поминают именно 15 марта. Похоронен Валентин Григорьевич в Иркутске.
Все произведения Распутина посвящены разным темам, разным проблемам человеческого бытия. Но есть в них одна общая черта – сибирские мотивы. Действие почти всех ключевых произведений Валентина Григорьевича происходят в Сибири, в его родных местах: в Красноярском крае или Иркутской области. Также в его произведениях подробно даны описания сибирской природы. Преждевсего, конечно, реки Ангары. Именно поэтому Распутин считается истинно сибирским писателем.
sib100.ru
Валентин Распутин
(Биография., Биография в произведениях)
Родился 15 марта 1937 года в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. После школы поступил на историке-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком "Я забыл спросить у Лешки" был опубликован в альманахе "Ангара" (1961).
Окончив университет в 1959, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан-Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники "Костровые новых городов" и "Край возле самого неба".
В 1965 Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири В. Чивилихину, который стал "крестным отцом" начинающего прозаика.
Первая книга рассказов Распутина "Человек с этого света" была издана в 1967 в Красноярске. В том же году вышла повесть "Деньги для Марии".
В полную силу талант писателя раскрылся в повести "Последний срок" (1970), заявив о зрелости и самобытности автора.
Затем последовали повести "Живи и помни" (1974) и "Прощание с Матёрой" (1976), поставившие их автора в ряд лучших современных русских писателей.
В 1981 вышли новые рассказы: "Наташа", "Что передать вороне", "Век живи — век люби".
Появление в 1985 повести Распутина "Пожар", отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя.
В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 вышли в свет его рассказ "В ту же землю"; очерки "Вниз по Лене-реке"; в 1996 — рассказы "Поминный день"; в 1997 — "Нежданно-негаданно"; "Отчие пределы" ("Видение" и "Вечером"
Биография Распутина – в его творчестве
Здесь даны и родословная писателя, и вся история ангарской деревни Аталанки, где родился Валентин Распутин. Дом и мир. Выходцы с русского севера, из мурманских краёв, а другой ветвью из архангельских основали на Ангаре две деревни, но теперь не осталось ни одной, обе ушли на дно. «Не каждому поколению приходиться пережить уничтожение колыбели, в которой формировалось его духовное существо». Поэтому картины природы в произведениях Распутина наполнены мистическим смыслом. «Какое огромное сердце может вместить подобный масштаб всенародного несчастья». Оттуда с берегов Ангары и главные герои писателя. Дедушка по отцу, в котором просматривалась примесь коренной сибирской породы, этакая «тунгуссковатость», и бабушка с её чисто русским, ликовым лицом, суховатым и удлинённым, - это рассказ «Василий и Василиса». Ещё бабушка Марья Герасимовна известна нам под именами старух Анны и Дарьи.
Несправедливая судьба отца, пострадавшего из-за украденной у него сумки с казёнными деньгами. Великое терпение матери. Всё это тоже в книгах Распутина.
Открылась ли в раннем детстве одарённость мальчика? Видела и поняла эту одарённость мать мальчика, если приняла решение учить сына дальше – при трёх детях и безотцовстве. Видел и дядя Ваня, шофер, привёзший мальчика в Усть-Уду райцентр. «Мы тебе парень, не дадим пропасть». Видели и земляки в деревнях, через которые мальчик бегал в каникулы домой за пятьдесят километров, окликали и наперебой поили чаем.
После школы в 1954 году поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» и был опубликован в альманахе «Ангара» (1961г.).
Окончив университет в 1959 году, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве красноярской ГЭС и магистрали Абакан – Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».
В 1956 году Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Чибу на совещание молодых писателей Сибири В. Чивилихину, который стал «Крёстным отцом» начинающего прозаика.
Первая книга рассказов Распутина «Человек с этого света» была издана в 1967 году в Красноярске. В том же году выходит повесть «Деньги для Марии».
В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1976г.), заявив о зрелости и самобытности автора. Затем последовали повести «Живи и помни»(1974г.), и «Прощание с Матёрой» 1976г.), поставивших их автора в ряд лучших современных русских писателей.
В 1981г. вышли новые рассказы: «Наташа», «Что передать вороне», «Век живи - век люби». Появление в 1985 году повести Распутина «Пожар» отличающейся остротой и современностью проблем, вызвало большой интерес у читателя.
В последние годы писатель много времени и сил отдаёт общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 году вышел в свет его рассказ «В ту же землю», очерки «Вниз по Лене – реке», в 1996г. рассказы «Поминный день», в 1997г. «Нежданно–негаданно», «Отчие приделы». Живёт и работает в Иркутске.
Критики отмечают - присущее Распутину чувство вины и боли за происходящее в мире приближает его произведения к классикам – Толстому и Достоевскому. Писатель показывает девальвацию ясного, простого, деревенского характера. Люди, оторванные от своих корней, превращаются в духовных «архаровцев». «Пожар», «Прощание с Матёрой», «Последний срок», «Живи и помни» - это живое свидетельство исчезающего мира деревни.
Имя Валентина Распутина в сознаниях читателей долгое время неотделимо было от доброго десятка имен его сверстников, которые все почти в одно время появились на страницах художественной периодики. Критики не без резона, объединила их понятием – молодая деревенская проза. Для них излюбленным жанром стала повесть, жизненным материалом – деревня – как правило, за уральским хребтом и на севере – вологодская, архангельская, костромская области. Героем – человек этой деревни – тот, что и доселе живёт на земле своих дедов, и тот, что в силу разных, объективных и суетных причин покинул родную землю, ушел в город и домой наезжает не часто и не надолго.
Как бы ни были близки друг другу по духу, по идейным и эстетическим устремлениям той или иной плеяды литературной – близнецов в литературе не бывает. Вот и в отношении В. Распутина тому, кто приглядывался к его творчеству с самых истоков, с первых публикаций в журналах Сибири – очерк «Вниз и вверх по течению» – несомненным становилось, что имя его чаще повторяется и звучит громче других имён. Так было когда после ряда очерковых публикаций – книжек появилась первая, получившая всесоюзное звучание, повесть Распутина «Деньги для Марии» (1967г.), так было и со следующей повестью «Последний срок» (1970г.), и со следующими «Прощание с Матёрой» (1976г.), «Пожар» (1986г.).
Повесть «Пожар» опубликованная журналом «Наш современник», в 1989 году была удостоена Государственной премии СССР.
В своих произведениях Распутин раскрывает единство людей с природой, таёжную романтику, старается разобраться в сложности внутреннего мира человека.
Валентин Распутин – художник, болеющий за человека, врачующий его раны.
Природа его творчества гуманность «Нет сейчас проблемы важней, чем высокое, достойное времени, нравственное утверждение человека», - говорит писатель, объясняя не только содержание собственного творчества, но и главное направление художественных исканий всей советской литературы.
В. Распутин вошел в нашу литературу сразу, почти без разбега и как истинный мастер слова.
Дочитывая его повесть, думаешь и убеждаешься в том, что узнал о героях этой повести всё сполна, что должен был о них узнать. Ни капли сомнения, будто бы автор чего–то не сказал о них или сказал не так. Прочитав повесть, не возникает желания чем–то дополнить автора, нет подозрения в каких – то вольных или невольных недомолвках, нет прерывности в линии поведения его героев. Автор не оставляет на наше усмотрение ничего – всё решает сам. Этим он достигает законченности своих произведений, законченности сюжета, мысли, чувства.
В своих повестях он ведёт речь о таких вещах и событиях человеческого существования, которым недомолвки и различные вариации попросту несвойственны, не в природе этих событий.
В повестях «Последний срок», «Живи и помни» речь идёт о жизни и смерти.
Природой предусмотрено так, что решающий факт жизни – рождение человека – навсегда остаётся для него тайным и неизвестным: никто не знает и не помнит своего рождения, не знает и не помнит своего раннего младенчества, смерть же факт сознательный.
Едва ли не каждый взрослый человек, тем более человек преклонного возраста, хоть раз да заглянул в лицо своей смерти, почувствовал её очевидную близость при каких – то экстремальных обстоятельствах. И если рождение человек не может приложить к себе, то чуждая смерть приложима к каждому из нас…
Немногие прослеживали её так внимательно на протяжении многих страниц, как это сделал Распутин в «Последнем сроке».
«Старуха Анна лежала на узкой железной кровати возле русской печки и дожидалась смерти, время для которой уже пришло, старухе было под восемьдесят», - так начинается повесть. «Ночью старуха умерла» - так она заканчивается.
Поведав о жизни и смерти простой русской женщины, писатель приблизил нас к неброской святящейся красотою изнутри русского народного характера. Анна умирает долго и трудно. Силы то совсем её покидают, то вдруг возвращаются вновь, обманув, хоть ненадолго, стоящую у постели смерть. В этот период в сознании Анны возникает её прошлое и настоящее, перед нами проходит вся её жизнь, жизнь человека с глубоко индивидуальной и в то же время такой типичной для её поколения, для всего послереволюционного крестьянства женской судьбой. Во внутренних монологах Анны, в её непрерывных раздумьях, когда каждое суждение, каждая сценка словно омыта чистотой и бескорыстием последнего, предсмертного чувства, здесь слышится голос мудрости, доброты и всепрощения – особенно тогда, когда трое из детей покидают мать в самый канун её смерти…
Да всепрощение и надежда, выстраданные собственной жизнью, которая подошла к концу, и в которой было всё: рождения и смерть, разлуки, радости, письма, ожидания и встречи. Будничный и навсегда поэтичный труд, которым создано всё вокруг неё…
На долю детей Анны выпало тяжелое военное детство без отца, раннее расставание с родным домом, годы одинокой жизни.
К старухе матери из разных городов и сёл собрались, чтобы проститься с ней, её взрослые дети – каждый со своим характером со своей судьбой. Мать при смерти, вот–вот умрёт и дети перед нею – только дети, и всеми владеет чувство потери, чувство долга по которому они, уже многие годы не встречались, оказались под одним кровом. И характеры их в этом общем чувстве как бы смешиваются, стираются, для них самих и сейчас не имеет значения. Но только становится матери лучше, стоит ей как бы воскреснуть и дети опять обретают свои характеры, свои привычки и различные свои взгляды на жизнь. Мать умирает, но при ней уже не все дети. Не дождались смерти, «последнего часа», матери. Разъехались дочери Люся и Варвара по своим делам и заботам, надеясь на благополучный исход.
Не ради смерти старухи Анны была написана повесть «Последний час», а ради живых, эта долгая смерть нужна была, чтобы показать нам сполна характеры каждого из детей Анны, каждого из живых в окружении умирающей. А перипетии смерти – это перипетии их жизней, их отношений друг к другу.
Автор глубоко проникает в мысли и чувства людей всех возрастов.
И здесь, в этой повести даётся безупречное соотношение между живым и умирающим. Между настоящим и прошлым, к которому старуха Анна и дети её то и дело невольно возвращаются. Все характеры детей Анны доступны и завершены. «Живи и помни» – повесть, продолжающая тему жизни и смерти. Главная героиня в этой повести Настёна Гуськова. И в этой повести смерть, но смерть
Трагическая. Гибнет чудесная и светлая женщина. Смерть её не в срок, и не во время пришла. Это не та смерть как у старой Анны из «Последнего срока», и поэтому гибель Настёны воспринимается нами как что-то несправедливое, как непростительная ошибка жизни, грубая и трагическая. По всем чувствам нашим, по симпатиям и антипатиям умереть должен был муж Настёны – Андрей Гуськов. Дезертируя с фронта в последние месяцы Великой Отечественной войны Андрей Гуськов по ночам пробирается после госпиталя в свою деревню Атамановку. Изначально он как будто не сомневается: вот он побудет дома, повидает близких, а дальше ему одна дорога – смерть. Он её заслужил, он её не боится. Но это логика труса, предателя, прикрывая свою трусость желанием увидеться с родными людьми, Андрей сознаёт, что всё, что он думал, не так и не то. Просто он боится смерти, боится страшно и безудержно. Его страх смерти и есть та единственная слабость и сила, толкнувшая его на побег с войны.
Достигнув Атамановки, скрываясь в её окрестностях, Андрей живёт в состоянии глухой и всё более ожесточенной войны с окружающим его миром: лесом, рекой, живностью в тайге, мужиками из собственной деревни, за которыми наблюдает издалека. В этой исступленности, с которой он преследует коз, просматривается, не только желание насытится едой, но и желание из преследуемого самому превратится в преследователя, самоутвердится в своей силе над слабыми и ни в чём не повинным созданиями. Он не добил раненое животное, а стоял и смотрел, стараясь не пропустить ни одного движения этой мучительной агонии. От своего животного страха перед наказанием и смертью Гуськов постепенно начинает «озверевать». Сначала воя из желания передразнить волка, повадившегося в зимовье, постепенно Гуськов чувствует, что именно в этот «тонкий и длинный, режущий по живому, жалобный и убийственный стон» способен хоть как–то облегчить, выразить его зарастающую звериной шкурой душу. Страх за свою жизнь, отсутствие общения с людьми, жизнь в тайге среди зверей всё это постепенно превращает его в зверя. Настёна с каждой встречей всё меньше узнавала мужа. Этой женщине светлой и чистой выпало решать, действовать и при этом любить и ненавидеть одновременно. Она чувствовала, глядя на мужа «что она сразу же покрывается противной звериной шерстью и что при желании она может по-звериному же и завыть».
Андрей трус, предатель, эгоист. Но Настёна вдруг, в одночасье обнаружила, что её муж, её любимый, её суженный, долгожданный и желанный вернулся, но вернулся тайно, тишком вернулся. Не героем, не победителем, не рядовым, хотя был участником событий, которыми живут души народные и её Настина душа простая жила.
У одной подруги мужа убило на войне, у другой калека домой вернулся, а у Настёны дезертиром вернулся, преступником…
Встреча с мужем для Настёны была долгожданной и желанной, но превратилась в «воровскую и жуткую». Не об этом мечталось Насте долгие дни ожидание встречи.
Мы ощущаем бездонную сложность ставшего перед нею вопроса – как быть? Перед каким неописуемо сложным испытанием поставила её жизнь. Трагедия всегда заключает в себе вину и рок. Это испытание превышало силы Настёны. Застигло её глубокое, чистое от природы, но ещё не сформировавшееся чувство врасплох. Течение событий и внешне и внутренне ведёт к единственному верному и возможному психологическому руслу – самоубийству.
Самоубийство Настёны удесятеряет вину Андрея. Нет, она не простила Андрею его вины, но она как сильная и любящая натура, не в силах принять как искупление, как спасение людское наказание. Она сама себя приговорила и наказала смертью. Это как бы ощущение, тот единственный маг, которым в её представлении она сможет искупить, и сбыть свою вину перед людьми и собой.
А. Гуськов став дезертиром не вдруг, а, идя к этому всем своим неизменным, жестоким, эгоистичным началом сам загнал себя в западню своей слабостью, бесхарактерностью, животным страхом смерти. Не мысля себе пути назад, единственный выход видит в том,
чтобы превратится в зверя, которому ничего на свете не жаль, ничего не надо, кроме удовлетворения животных потребностей. Трагедия Настёны – это не только личная, но и глубоко общественная трагедия, поскольку в ней не остаётся безучастным не один житель села Атамановка. Лицо народа сурово непреклонно. Люди шли на любые жертвы ради победы в справедливой, освободительной войне. Эта война и в голодной сибирской деревушке двадцати с небольших домах, война в душе каждого её жителя, и значит, они не могут не видеть в дезертире своего врага, не могут терпеть его существования рядом со своим. А то, что дезертир из их среды, из их деревни ещё больше усиливает чувство ненависти к нему. Поэтому отец Андрея, старик Гуськов, догадываясь о том, что сын его где–то здесь рядом, и тот жесток и непреклонен по отношению к нему, сыну своему. Кто знает, что произойдет, если отец и сын встретятся лицом к лицу где–нибудь в тайге? Может быть тихо, деловито, со страшной болью в сердце и со слезами на глазах отец сам бы вынес и исполнил бы смертный приговор дезертиру, чтобы очистить свою совесть и совесть всего селения Атамановки. Совесть народа, которому он принадлежит.
«Живи и помни» – поясной поклон нынешнего поколения всем, кто прошёл и выстоял войну, кто не согнулся и не победил в тылу и на полях сражений. Повествуя о днях минувших, это произведение Распутина целиком обращено в день сегодняшний. Оно завёт сегодняшнего читателя жить честно и прямо. Служить родине самоотверженно, по закону того истинного благородства, которое в родстве со своим народом неотделённости от него и состоит. А нет первые же шаги неверные, даже малая твоя ошибка приведёт неизбежно к полному поражению, трагедии, позору.
Герои Распутина живут как будто бы только сами по себе, думают ограниченно, не касаясь проблем общечеловеческих, а в то же самое время они очень даже общечеловечны.
В «Прощании с Матёрой» Распутин ещё больше раскрывает перед нами, читателями, эту общечеловечность своих героев. «Что должен чувствовать человек, ради которого жили поколения?», …- спрашивает автор. Он снова очень просто, житейски и обобщённо ведёт речь о человеке вообще. Вновь и вновь писатель обобщается коренным вопросом жизни и смерти человека, истоком и целью его существования, его отношение с обществом и природой. Только теперь – это почти сегодняшний день с его радостными и нелёгкими проблемами, и в центре внимания писателя – уже не два и не три человека, а судьба целой деревни, которой уготовано встать на перекрёстке противоречивых созидательных забот века 19-го.
Матёра, остров на реке Ангоре должен уйти под воду. Ниже по Ангоре строят плотину для электростанции. Вода по реке и речкам поднимется и разольётся, затопит многие земли, в том числе и Матёру. Вся деревня должна выселится на правый берег Ангары. Вчитываясь в повесть «Прощание с Матёрой» невольно оглядываешься на события четвертьвековой давности, когда проблема преобразования природы, самоголика земли для нужд человека впервые в весь рост стали перед народом, который только – только залечил сияющие раны и боли войны. Когда народ собрался для нового дерзкого прыжка в будущее. При решении задач более масштабных люди ведут себя осмотрительней. Сложность и хрупкость взаимосвязей человека, общества, природы стало очевидно. Охрана окружающей среды, равновесие в природе экологическое эхо – это и многое другое поставлено во главу угла в повести «Прощание с Матёрой» эта попытка взглянуть на созидательную деятельность человека с того берега, так сказать, берега которому суждено, будет стать дном будущего моря. Это не только допустимое, но и закономерная попытка, необходимая для дальнейшего развития и жизни страны. В повести постоянно звучит голос старухи Дарьи и её подруг. Этот остров их жизнь прошлое, их земля, их верование, традиции, устой, могилы предков. «Матёра» – это земля, вскормившая поколения селян и обухоженная ими, политая потом их, благодатная эта земля будущее новых поколений селян – вдруг стала для духовно выхолощенных «товарищей» вроде Жука – безликой «территории». Сами же матёрцы стали «граждане затопляемые». Вот и беседуют, размышляют за чаем, старушки как оно там будет на другом берегу. Удобен ли берег тот будет для домов, погребов, плодородна ли будет земля. С болезнью следят за легко оторвавшемся от своего родного гнезда Андреем.
В книгу Героя Социалистического Труда В. Г. Распутина входит повесть «Прощание с Матёрой», «Пожар», составившие волнующую диалогию о трагических судьбах сибирских крестьян, которые испытали в периоды застоя и гигантомании, ликвидации, «неперспективных» деревень испытывают до сих пор разрушительные последствия неразумного хозяйствования, хищнического отношения к природным богатствам и людям.
Одним из самых ярких образов является невидимая фигура хозяина из повести «Прощание с Матёрой». Хозяин понимает, что прощание с миром деревни неизбежно. « Кому–то надо начинать последнюю верность, с кого–то надо начинать». Всё что живёт на свете, имеет один смысл – смысл службы. И всякая служба имеет «конец». Прозе Распутина свойственна глубокое внутреннее напряжение при внешней отстранённости автора, что приближает её к языку библейских притч.
«Прощание с Матёрой» опубликовано в 1976 году в журнале «Наш современник», а затем вышло в однотомнике с другими произведениями Распутина в издательстве «Молодая гвардия». Повесть «Пожар» опубликованная журналом «Наш современник» в 1989 году удостоено Государственной премии СССР.
В мае 2000 года писателю была вручена премия Александра Солженицына за пронзительное выражение поэзии и трагедии народной жизни, вращённости с русской природой и речью, душевностью и целомудрие в воскрешение добрых начал.
Список литературы
Н. Тендитник «Очерк жизни и творчества В. Распутина».
Б. Пайкин «Строгая литература»
Н. Машовец «Общность цели»
en.coolreferat.com
Распутин, Валентин Григорьевич — Википедия
Валенти́н Григо́рьевич Распу́тин (15 марта 1937, село Усть-Уда[4][5], Восточно-Сибирская область — 14 марта 2015, Москва) — русский советский писатель и публицист, общественный деятель. Один из наиболее значительных представителей «деревенской прозы».
Герой Социалистического Труда (1987). Лауреат двух Государственных премий СССР (1977, 1987), Государственной премии России (2012)[6] и Премии Правительства РФ (2010). Член Союза писателей СССР с 1967 года.
В 1994 году выступил инициатором создания Всероссийского фестиваля «Дни русской духовности и культуры „Сияние России“» (Иркутск)[7].
Биография
Родился 15 марта 1937 года в селе Усть-Уда Восточно-Сибирской (ныне Иркутская область) области в крестьянской семье. Мать — Нина Ивановна Распутина, отец — Григорий Никитич Распутин. С двух лет жил в деревне Аталанке Усть-Удинского района. Окончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа, об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского», 1973. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» в 1961 году.
В 1979 году вошёл в редакционную коллегию книжной серии «Литературные памятники Сибири» Восточно-Сибирского книжного издательства. В 1980-х годах был членом редакционной коллегии «Роман-газеты».
Жил и работал в Иркутске, Красноярске и в Москве.
9 июля 2006 года в результате авиакатастрофы, произошедшей в аэропорту Иркутска, погибла дочь писателя[8], 35-летняя Мария Распутина, музыкант-органист[9]. 1 мая 2012 года в возрасте 72 лет умерла жена писателя — Светлана Ивановна Распутина[10].
Смерть
14 марта 2015 года был госпитализирован, находился в коме[11][12]. 14 марта 2015 года, за 4 часа до своего 78-летия, Валентин Григорьевич Распутин скончался во сне, а по иркутскому времени это было 15 марта, поэтому земляки считают, что он умер в свой день рождения[13][14][15]. 16 марта 2015 года в Иркутской области был объявлен траур. 19 марта 2015 года писатель был похоронен в Знаменском монастыре Иркутска.
Видео по теме
Творчество
Окончив университет в 1959 году, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан — Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».
В 1965 году показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири Владимиру Чивилихину, который стал «крёстным отцом» начинающего прозаика. Среди русских классиков своими учителями Распутин считал Достоевского и Бунина.
С 1966 года — профессиональный литератор, с 1967 года — член Союза писателей СССР.
Первая книга «Край возле самого неба» вышла в Иркутске в 1966 году. В 1967 году в Красноярске была издана книга «Человек с этого света». В том же году повесть «Деньги для Марии» была опубликована в иркутском альманахе «Ангара» (№ 4), а в 1968 году она вышла отдельной книгой в Москве в издательстве «Молодая гвардия»[16].
В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970), заявив о зрелости и самобытности автора.
Затем последовали: рассказ «Уроки французского» (1973), повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976).
В 1981 году вышли новые рассказы: «Наташа», «Что передать вороне?», «Век живи — век люби».
Появление в 1985 году повести «Пожар», отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя.
В последние годы писатель много времени и сил отдавал общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 году вышли в свет его рассказ «В ту же землю»; очерки «Вниз по Лене-реке». На протяжении 1990-х годов Распутин опубликовал ряд рассказов из «Цикла рассказов о Сене Позднякове»: Сеня едет (1994), Поминный день (1996), Вечером (1997).
В 2006 году вышло третье издание альбома очерков писателя «Сибирь, Сибирь…» (предыдущие издания 1991, 2000).
В 2010 году Союз писателей России выдвигал кандидатуру Распутина на присуждение Нобелевской премии по литературе.
В Иркутской области его произведения входят в региональную школьную программу по внеклассному чтению[17].
В 2013 году с Виктором Кожемяко опубликовал книгу «Эти двадцать убийственных лет».
Повести
Рассказы и очерки
- Я забыл спросить у Лёшки... (1965)
- Край возле самого неба (1966)
- Костровые новых городов (1966)
- Уроки французского (1973)
- Век живи – век люби (1982)
- Сибирь, Сибирь (1991)
- Эти двадцать убийственных лет (в соавторстве с Виктором Кожемяко) (2013)
Экранизации
- 1969 — «Рудольфио», реж. Динара Асанова
- 1969 — «Рудольфио», реж. Валентин Куклев (студенческая работа во ВГИК) Рудольфио (видео)
- 1978 — «Уроки французского», реж. Евгений Ташков
- 1980 — «Встреча», реж. Александр Итыгилов
- 1980 — «Продаётся медвежья шкура», реж. Александр Итыгилов
- 1981 — «Прощание», реж. Лариса Шепитько и Элем Климов
- 1981 — «Василий и Василиса», реж. Ирина Поплавская
- 1985 — «Деньги для Марии», реж. Владимир Андреев, Владимир Храмов
- 2008 — «Живи и помни», реж. Александр Прошкин
- 2017 — «Последний срок». Канал «Культура» экранизировал спектакль Иркутского драматического театра им. Охлопкова
Общественно-политическая деятельность
С началом «перестройки» Распутин включился в широкую общественно-политическую борьбу, занимал последовательную антилиберальную позицию, подписал, в частности, антиперестроечное письмо с осуждением журнала «Огонёк» («Правда», 18 января 1989), «Письмо писателей России» (1990), «Слово к народу» (июль 1991), обращение сорока трёх «Остановить реформы смерти» (2001). Крылатой формулой контрперестройки стала процитированная Распутиным в выступлении на I Съезде народных депутатов СССР фраза Столыпина: «Вам нужны великие потрясения. Нам нужна великая страна». 2 марта 1990 года в газете «Литературная Россия» опубликовано «Письмо писателей России», адресованное Верховному Совету СССР, Верховному Совету РСФСР и ЦК КПСС, где, в частности, говорилось:
«В последние годы под знамёнами объявленной „демократизации“, строительства „правового государства“, под лозунгами борьбы с „фашизмом и расизмом“ в нашей стране разнуздались силы общественной дестабилизации, на передний край идеологической перестройки выдвинулись преемники откровенного расизма. Их прибежище — многомиллионные по тиражам периодические издания, теле- и радиоканалы, вещающие на всю страну. Происходит беспримерная во всей истории человечества массированная травля, шельмование и преследование представителей коренного населения страны, по существу объявляемого „вне закона“ с точки зрения того мифического „правового государства“, в котором, похоже, не будет места ни русскому, ни другим коренным народам России».
Был среди 74 литераторов, подписавших это обращение[18].
В 1989—1990 — народный депутат СССР.
Летом 1989 года на первом съезде народных депутатов СССР впервые высказал предложение о выходе России из СССР. Впоследствии утверждал, что в нём «имеющий уши услышал не призыв к России хлопнуть союзной дверью, а предостережение не делать с одури или сослепу, что одно и то же, из русского народа козла отпущения».
В 1990—1991 — член Президентского совета СССР при Горбачёве[19]. Комментируя в позднейшей беседе этот эпизод его жизни, писатель считал работу в совете безрезультативной и сожалел о согласии в нём участвовать[20].
В декабре 1991 года был одним из тех, кто поддержал обращение к Президенту СССР и Верховному Совету СССР с предложением о созыве чрезвычайного Съезда народных депутатов СССР[21].
В 1996 году был одним из инициаторов открытия Православной женской гимназии во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Иркутске.
В Иркутске содействовал изданию православно-патриотической газеты «Литературный Иркутск», входил в совет литературного журнала «Сибирь».
В 2007 году выступил в поддержку Геннадия Зюганова[22]. Являлся сторонником КПРФ.
С почтением относился к исторической роли Сталина и к его восприятию в общественном сознании[23]. С 26 июля 2010 года — член Патриаршего совета по культуре (Русская православная церковь)[24]
30 июля 2012 высказался в поддержку уголовного преследования известной феминистской панк-группы Pussy Riot; вместе с Валерием Хатюшиным, Владимиром Крупиным, Константином Скворцовым опубликовал заявление под названием «Молчать не позволяет совесть». В нём он не только ратовал за уголовное преследование, но и весьма критически отозвался о письме деятелей культуры и искусства написанном в конце июня, назвав их соучастниками «грязного ритуального преступления»[25].
6 марта 2014 года подписал обращение Союза писателей России к Федеральному собранию и Президенту России Путину, в котором выразил поддержку действиям России в отношении Крыма и Украины[26].
Семья
Отец — Григорий Никитич Распутин (1913—1974), мать — Нина Ивановна Распутина (1911—1995).
Супруга — Светлана Ивановна (1939—2012), дочь писателя Ивана Молчанова-Сибирского, родная сестра Евгении Ивановны Молчановой, супруги поэта Владимира Скифа.
Сын — Сергей Распутин (род. 1961), преподаватель английского языка.
Дочь — Мария Распутина (8 мая 1971 — 9 июля 2006), музыковед, органист, преподаватель Московской консерватории[27][28][29][30][31], погибла в авиакатастрофе 9 июля 2006 года в Иркутске, в память о ней в 2009 году советский русский композитор Роман Леденёв написал «Три драматических отрывка» и «Последний полёт»[32], в память о дочери Валентин Распутин передал Иркутску эксклюзивный орга́н, сделанный много лет назад петербургским мастером Павлом Чилиным специально для Марии[33].
Библиография
- Избранные произведения в 2-х томах. — М.: Молодая гвардия, 1984. — 150 000 экз.
- Избранные произведения в 2-х томах. — М.: Художественная литература, 1990. — 100 000 экз.
- Собрание сочинений в 3-х томах. — М.: Молодая гвардия — Вече-АСТ, 1994. — 50 000 экз.
- Избранные произведения в 2-х томах. — М.: Современник, Братск: ОАО «Братсккомплексхолдинг»., 1997.
- Собрание сочинений в 2-х томах (Подарочное издание). — Калининград.: Янтарный сказ, 2001. (Русский путь)
- Собрание сочинений в 4 томах (комплект). — Издатель Сапронов, 2007. — 6000 экз.
- Малое собрание сочинений. — М.: Азбука-Аттикус, Азбука, 2015. — 3000 экз. (Малое собрание сочинений)
- Распутин В. Г. У нас остается Россия: Очерки, эссе, статьи, выступления, беседы / Сост. Т. И. Маршковой, предисл. В. Я. Курбатова / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2015. — 1200 с.
Награды
Награждение Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. 26 декабря 2002 года
Государственные награды:
Церемония вручения Большой литературной премии России за 2011 год.1 декабря 2011 года
Премии:
- Лауреат Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности 2012 года (2013)[38]
- Лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (2003)[39],
- Лауреат премии Правительства России за выдающиеся заслуги в области культуры[40] (2010),
- Лауреат Государственной премии СССР (1977, 1987),
- Лауреат премии Иркутского комсомола им. Иосифа Уткина (1968),
- Лауреат премии им. Л. Н. Толстого (1992),
- Лауреат премии Фонда развития культуры и искусства при Комитете культуры Иркутской области (1994),
- Лауреат премии им. Святителя Иннокентия Иркутского (1995),
- Лауреат премии журнала «Сибирь» им. А. В. Зверева,
- Лауреат премии Александра Солженицына[41] (2000),
- Лауреат Литературной премии им. Ф. М. Достоевского (2001),
- Лауреат премии им. Александра Невского «России верные сыны»[42] (2004),
- Лауреат премии «Лучший зарубежный роман года. XXI век» (Китай, 2005),
- Лауреат Всероссийской литературной премии имени Сергея Аксакова (2005),
- Лауреат премии Международного фонда единства православных народов[43] (2011),
- Лауреат премии «Ясная поляна»[44] (2012),
Почётный гражданин Иркутска (1986)[45], Почётный гражданин Иркутской области (1998)[46].
Память
- 19 марта 2015 года имя Валентина Распутина было присвоено средней школе № 5 в Урюпинске (Волгоградская область)[47].
- Имя Валентина Распутина присвоено научной библиотеке ИГУ[48].
- Журнал «Сибирь» № 357/2 (2015) полностью посвящён Валентину Распутину[49][50].
- Имя Валентина Распутина будет присвоено средней школе в Усть-Уде (Иркутская область)[51].
- Имя Валентина Распутина будет присвоено школе в Братске[52].
- В 2015 году имя Валентина Распутина было присвоено Байкальскому международному фестивалю научно-популярных и документальных фильмов «Человек и Природа»[53].
- 15 марта 2017 года в Иркутске был открыт музей Валентина Распутина[54].
Примечания
- ↑ 1 2 Internet Movie Database — 1990.
- ↑ SNAC
- ↑ 1 2 Babelio
- ↑ Н. М. Рупосов, А. В. Лобов. Усть-Уда: старая и новая. Официальный сайт органа местного самоуправления. Администрация Усть-Удинского городского поселения Усть-Удинского района. Проверено 8 марта 2015.
- ↑ Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги, 2005, с. 164: «Родился я в трёхстах километрах от Иркутска, — рассказывает писатель, — в Усть-Уде, что на Ангаре. Так что я — коренной сибиряк, или, как у нас говорят, тутошний. Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил и воевал… Словом, был, как все. Мать работала, была домохозяйкой, едва-едва управлялась с делами и семьей, — ей забот, сколько помню, всегда хватало.».
- ↑ День России 12 июня отмечается по всей стране
- ↑ Сияние России | Иркипедия — портал Иркутской области: знания и новости
- ↑ Артём Костин. Писатель Валентин Распутин плакал в аэропорту…, Известия (10 июля 2006). Проверено 14 марта 2015.
- ↑ Елена Яковлева. Маруся родилась как утешение. В семье Распутиных дежурят друзья // Российская газета. — 11.07.2006. — № 4114.
- ↑ Умерла жена писателя Валентина Распутина, Комсомольская правда (4 мая 2012). Проверено 14 марта 2015.
- ↑ Писатель Валентин Распутин попал в больницу и находится в коме.
- ↑ Писатель Валентин Распутин госпитализирован в Москве и находится в коме.
- ↑ Умер писатель Валентин Распутин, lenta.ru (01:12, 15 марта 2015). Проверено 14 марта 2015.
- ↑ Скончался писатель Валентин Распутин
- ↑ Скончался «патриарх» советской «деревенской прозы» Валентин Распутин — РИА-Новости
- ↑ Литературная Сибирь / Сост. Трушкин В. П. — Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1971. — С. 324—325.
- ↑ Писатели Восточной Сибири: Учебная хрестоматия для 5—6-х классов общеобразоват. школ / Автор-сост. Шахерова О. Н. — Иркутск: Символ, 2001. — 304 с. — ISBN 5-7971-0101-7. — С. 237—244.
- ↑ Сергей Чупринин. Русская литература сегодня. Новый путеводитель. М., 2009
- ↑ Кто есть кто в мировой политике / Отв. ред. Л. П. Кравченко. — М.: Политиздат, 1990. — С. 6.
- ↑ Бондаренко В. Г. Пламенные реакционеры. Три лика русского патриотизма. — М.: Алгоритм, 2003. — С. 503—504. — 752 с. — 3000 экз. — ISBN 5-9265-0101-6
- ↑ Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990—1993 гг.) Т. 6: Дополнительные, мемуарные, справочные материалы, стр. 543—552. М., Фонд конституционных реформ. 2010. ISBN 978-5-9901889-2-1
- ↑ Писатель Валентин Распутин: Для того, чтобы Россия поднялась на ноги нужен такой человек, как Зюганов!. Проверено 18 февраля 2013. Архивировано 26 февраля 2013 года.
- ↑ Беседа Валентина Распутина с Виктором Кожемяко // «Наш современник»
- ↑ Состав Патриаршего совета по культуре
- ↑ Расписались за бога
- ↑ http://www.rospisatel.ru/pismo-sp-ukr.htm
- ↑ М. В. Распутина на сайте Московской консерватории
- ↑ Святейший Патриарх Алексий выразил соболезнование писателю Валентину Распутину в связи с трагической гибелью его дочери в авиакатастрофе
- ↑ Жить и помнить. На гибель Марии Валентиновны Распутиной
- ↑ Виктор Кожемяко. Лик Марии. 9 июля — годовщина авиакатастрофы в Иркутске // Советская Россия, июль, 2007
- ↑ О сборнике статей памяти Марии Распутиной
- ↑ Снежана Сунцова. Две премьеры // Трибуна молодого журналиста, № № 8 (115), ноябрь 2011
- ↑ Валентин Распутин подарил Иркутску эксклюзивный орган.
- ↑ Указ Президента Российской Федерации от 8 марта 2008 года № 287 «О награждении орденом „За заслуги перед Отечеством“ III степени Распутина В. Г.»
- ↑ Указ Президента Российской Федерации от 28 октября 2002 года № 1265 «О награждении орденом „За заслуги перед Отечеством“ IV степени Распутина В. Г.»
- ↑ [s:Указ Президента РФ от 01.09.2011 № 1137|Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2011 года № 1137 «О награждении орденом Александра Невского Распутина В. Г.»]
- ↑ Ведомости Верховного Совета СССР. – М.: Издание Верховного Совета СССР, 1984. – № 47 (21 ноября). – 861 – 872 с. – [Статьи 831 – 847.]
- ↑ Указ Президента Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № 542 «О присуждении Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности 2012 года»
- ↑ Указ Президента Российской Федерации от 13 февраля 2004 г. № 194 «О присуждении премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2003 года»
- ↑ Валентин Распутин и Даши Намдаков получили премии Правительства России
- ↑ «за пронзительное выражение поэзии и трагедии народной жизни, в сращённости с русской природой и речью; душевность и целомудрие в воскрешении добрых начал»
- ↑ «за повесть „Дочь Ивана, мать Ивана“»
- ↑ Валентин Распутин удостоен премии Международного фонда единства православных народов
- ↑ Распутин стал лауреатом премии «Ясная поляна»
- ↑ Валентину Распутину вручён знак «Почётный гражданин города Иркутска»
- ↑ Иркутская область. Официальный портал
- ↑ Школа в Урюпинске получила имя Валентина Распутина — Интерфакс
- ↑ Имя Валентина Распутина присвоено научной библиотеке ИГУ
- ↑ Литинформбюро № 32 — Литературная газета
- ↑ Вести. Ru: Журнал, посвящённый Валентину Распутину, презентовали в Иркутске
- ↑ Школу в Усть-Уде достроят и присвоят ей имя Валентина Распутина | ВСП.RU
- ↑ Школе в Братске присвоят имя Валентина Распутина
- ↑ Кинофестивалю «Человек и Природа» присвоено имя Валентина Распутина | Портал Иркутской области
- ↑ https://news.mail.ru/society/29084201/
Литература
- Каминский П. П. Время и бремя тревог. Публицистика Валентина Распутина: Монография. — 2-е изд., стереотип. М.: Флинта, Наука, 2013. — 240 с. — 300 экз. — ISBN 978-5-9765-1337-2, ISBN 978-5-02-037742-5
- Тендитник Н. С. Мастера. — Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1981. — 304 с. — С. 5—124. — 5000 экз.
- Распутин // Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги / Под ред. Н. Н. Скатова. — М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. — Т. 3. — С. 164—169. — 830 с. — 5000 экз. — ISBN 5-94848-307-X.
- В. Г. Распутин. Биобиблиографический указатель. — Иркутск: Издатель Сапронов, 2007. — 472 с. — ISBN 978-5-94533-077-9. — сост.: Г. Ш. Хонгордоева, Э. Д. Елизарова.
- А. Румянцев Валентин Распутин. М.: Молодая гвардия, 2016. — 448 с. — 3000 экз. (Жизнь замечательных людей)
Публикации в прессе
Ссылки
Распутин, Валентин Григорьевич. Сайт «Герои страны».
wikipedia.green
В День памяти Валентина Распутина
В 1954 году Валентин Григорьевич окончил школу с золотой медалью и поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. С 1957 года Распутин работал корреспондентом газеты «Советская молодежь». В это же время познакомился с Александром Вампиловым. После окончания университета Валентин Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан — Тайшет. Очерки и рассказы о том, что видел Распутин, вошли в сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».
Первая книга Валентина Григорьевича «Край возле самого неба» увидела свет в Иркутске в 1966 году. В 1967 в Красноярске был издан «Человек с этого света», тогда же вышла повесть «Деньги для Марии». В полную силу талант писателя раскрылся в «Последнем сроке», написанном в 1970 году и заявившем о зрелости и самобытности автора. Повесть «Живи и помни» Валентин Распутин написал в 1974 году, а спустя два года свет увидело произведение «Прощание с Матёрой».
В 1981 году вышли рассказы «Наташа», «Что передать вороне», «Век живи — век люби». Появление в 1985 году повести Распутина «Пожар», которая отличалась остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя. В последние годы писатель много времени отдавал общественной и публицистической деятельности. На протяжении 90-х годов прошлого столетия Распутин опубликовал рассказ «В ту же землю», очерки «Вниз по Лене-реке», ряд рассказов из «Цикла рассказов о Сене Позднякове». В 2003 году была опубликована книга «Дочь Ивана, мать Ивана». В 2006 году вышло третье издание альбома очерков писателя «Сибирь, Сибирь...».
Иркутский академический театр и Валентина Распутина всегда связывала крепкая дружба. Валентин Григорьевич являлся вдохновителем и бессменным участником Международного фестиваля им. Вампилова и Литературных вечеров «Этим летом в Иркутске». Спектакли по его произведениям, среди которым были «Живи и помни», «Деньги для Марии», «Прощание с Матёрой», «Последний срок», производили большое впечатление на иркутского зрителя на протяжении более чем сорока лет. Последняя из этих постановок — «Последний срок» — была признана лучшей на многих российских и международных театральных фестивалях и форумах. О ней тепло отзывался и сам писатель.
14 марта Валентина Григорьевича не стало... Но память о нем живет в его творчестве, в его произведениях, с которыми мы знакомимся в книгах и на сценах театров. Она будет жить и в новом спектакле Иркутского драмтеатра «Прощание с Матёрой», премьерный показ которого состоится 15 марта 2017 года, в день 80-летия со дня рождения Валентина Распутина.
www.dramteatr.ru
Распутин Валентин | Литературный портал
Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 в крестьянской семье. Мать — Распутина Нина Ивановна, отец — Распутин Григорий Никитич. Детство Валентин Григорьевич провел в деревне Аталанка. Закончив местную начальную школу, он вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского» — 1973). После школы поступил на историко-филологический факультет (Иркутский государственный университет). В студенческие годы он стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» (1961).
В 1979 году вошёл в редакционную коллегию книжной серии «Литературные памятники Сибири» Восточно-Сибирского книжного издательства (Иркутск). В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета».
Окончив университет в 1959 году, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан — Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».
В 1965 году Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири В. Чивилихину, который стал «крёстным отцом» начинающего прозаика.
С 1966 г. Распутин — профессиональный литератор. С 1967 г. член Союза писателей СССР. Первая книга Валентина Распутина «Край возле самого неба» вышла в Иркутске в 1966 году. В 1967 году в Красноярске была издана книга «Человек с этого света». В том же году повесть «Деньги для Марии» была опубликована в иркутском альманахе «Ангара» (№ 4), а в 1968 году она вышла отдельной книгой в Москве в издательстве «Молодая гвардия» .
В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970), заявив о зрелости и самобытности автора.
Затем последовали рассказ «Уроки французского» (1973), повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976).
В 1981 году вышли новые рассказы: «Наташа», «Что передать вороне», «Век живи — век люби». Появление в 1985 г. повести Распутина «Пожар», отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя.
В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 г. вышли в свет его рассказ «В ту же землю»; очерки «Вниз по Лене-реке». На протяжении 1990-х годов Распутин опубликовал ряд рассказов из "Цикла рассказов о Сене Позднякове": Сеня едет (1994), Поминный день (1996), Вечером (1997), Нежданно-негаданно (1997), По-соседски (1998).
В 2004 г. опубликовал книгу «Дочь Ивана, мать Ивана».
В 2006 г. вышло третье издание альбома очерков писателя «Сибирь, Сибирь» (предыдущие издания 1991, 2000).
Произведения входят в региональную школьную программу по внеклассному чтению.
adebiportal.kz