|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
300 иркутских грузовиков застряли на границе с Красноярским краем. Граница иркутской области и красноярского краяКрасноярск—Иркутск—Улан-Удэ или 3 130 км за восемь днейИтак, к делу, то есть к поездке. С вечера был проложен маршрут, выписаны большие населенные пункты на всякий случай, и в шесть утра я стартовал из Красноярска. Отойду немного от темы, что в Бурятию я поехал «домой», там живут родители, поэтому и было решено на несколько дней ехать на машине.
Сборы и выезд из КрасноярскаКак бы это ужасно ни звучало, но красноярский участок дороги до Канска меня просто шокировал, так как поездил на своем небольшом веку немало и повидал дорог разных. Заправив полный бак, выехал из города и пошел прямым ходом на Канск! Доехав до последнего города Красноярского края на трассе М-53, снова доливаем бак до полного и идем дальше, так как дорога не маленькая, как никак 1 537 км. Авто у меня уже, как заметили, Примус, так называемый в народе Mazda Premacy 2002 г. в. 4WD. До Канска шел примерно 120-130 км/ч, так как больше дорога не позволяла. От Канска примерно та же история, пока не добрался до границы с Иркутской обл. Административная граница Красноярского края и Иркутской обл.Как ни странно, вместе с границей закончилась и плохая (ну, как сказать плохая, средней степени) дорога. В Иркутской области с дорогами все обстоит совсем по-другому. Вот она, эта дорога, сменившая колдобины Красноярского края. Там можно свободно 160 и 170 км/ч, но только в машине шумновато становится, а так все отлично.Первым городом в Иркутской области был Тайшет, но он остался где-то слева от трассы, проверив документы на посту ДПС, инспектор пожелал мне счастливого пути, что тоже играет немалую роль. Я еду дальше. Следующей большой остановкой был Нижнеудинск. Почему говорю остановкой, потому что в самом городе была жуткая пробка. Никогда не думал, что в таком маленьком городе может быть пробка больше, чем в час пик в Красноярске, потому что по городку я ехал почти час из-за ремонта моста. Вот он, виновник пробок:
После Нижнеудинска внезапно налетела гроза, причем немалая, ехать быстро просто не получалось только из-за того, что машину на мелких скоплениях воды в асфальте бросало из стороны в сторону и ловить ее приходилось рулем почти через каждые 2-3 минуты. А вот сейчас самое интересное начинется. Помнится с позапрошлого года (ехал по этому же маршруту), после Тулуна должно быть примерно 200 км гравийного участка, скорость на котором не удавалось превышать больше 35 км/ч, а на этот раз я даже не ожидал, что гравийки осталось всего 3 участка (3 км, 6 км, и 21 км). Первый участок гравийной дороги. На подъезде к Иркутску, а это было где то уже в 21:00 по местному, решил не заезжать в Иркутск и проскочить по обездной дороге М-53 ― М-55 и, проехав перевал, понимаю, что ночевать не буду останавливатся, так как до намеченной цели оставалось всего 347 км. И вот он, свежий воздух и БАЙКАЛ! Десятиминутный осмотр машины, проверка жидкостей и снова в путь. Последний раз заправляюсь и еду дальше, доехав до границы с республикой Бурятия, останавливаюсь минут на десять, чтобы сфотать наши достопримечательности. И решив, что остался небольшой участок, который я знаю как свои пять пальцев, я крупно ошибся, потому что вся дорога от Выдрино оказалась перекопанной и везде ремонт, там-то я и наскочил на закатанный кусок грунта, загнул защиту выхлопной трубы и порвал подушку двигателя, из которой в дальнейшем вытек весь гель. Итак, в два часа я уже заехал в Улан-Удэ. . Вот, в принципе, такое небольшое путешествие в одни руки я совершил за 20 часов с остановками на отдых и так далее. А вот несколько фото из обратного пути: Даже такое попадалось на обратном пути. Так как обратная дорога казалась дольше, то этот указатель вызвал немало положительных эмоций. Вот и все, просьба строго не судить. Источник: travel.drom.ru avtoklass.su на границе с Красноярским краемУсть-Илимский район образован в 1968 году. Расположен в северо-западной части Иркутской области на 58 географической параллели. Абсолютные высоты в пределах района изменяются от 185 до 946 м, что отражается на климате, характере почв, растительности и речном стоке. Граничит с Чунским, Братским, Нижнеилимским, Усть-Кутским и Катангским районами Иркутской области; на севере и северо-западе его граница совпадает с границей Иркутской области и Красноярского края; внутренние границы совпадают с границами города Усть-Илимска. Район имеет выход на областной центр и другие города через автомобильную трассу Усть-Илимск-Братск и выход на железнодорожную линию Тайшет-Братск-Лена через железнодорожную ветку Хребтовая-Усть-Илимск. Расстояние от Усть-Илимска до ближайшего крупного города – Братска по железной дороге составляет 475 км, по автомобильной дороге – 260 км; до областного центра – Иркутска – по железной дороге 1458 км, воздушным путем – 700 км, по автомобильной дороге – 980 км. Усть-Илимский район располагается в пределах Средне-Сибирского плоскогорья. Приравнен к районам Крайнего Севера и находится вне зоны интенсивного освоения и заселения, на удалении от транзитных железнодорожных магистралей. Географическое положение района можно считать, в целом, недостаточно благоприятным вследствие относительно суровых природно-климатических условий. Площадь территории Территория площадью 36,6 тыс. кв.км, включающая в себя 9 поселений, 14 населенных пунктов, из них 10 поселков, 3 села, 1 деревня. Численность населения Численность населения района составляет 21,4 тыс. чел. Средняя плотность населения 0,58 чел. на 1 кв. м. Климат Средняя температура января в пределах района изменяется от -240С на юго-западе до -280С на северо-востоке. При резких похолоданиях абсолютные минимумы температуры в долине Ангары опускаются до -570С, что связано с сильным выхолаживанием приземного слоя воздуха в условиях преобладания антициклонального режима погоды при господстве континентальных умеренных воздушных масс. Плотные выхоложенные массы воздуха нечасто пропускают сюда влажные и более теплые воздушные массы с запада. Поэтому в зимнее время здесь преобладает малооблачная морозная погода со слабыми ветрами юго-западного направления; много дней с туманами. Лето в долине Ангары продолжается более 50 дней. Самый теплый летний месяц – июль. Максимальные температуры наблюдаются при проникновении с юго-запада сильно прогретых континентальных воздушных масс. Однако в условиях резко континентального климата и в летнее время в районе за счет прохладных ночей возможны значительные суточные колебания температур. Природные ресурсы Природно-ресурсный потенциал района оценивается как высокий. Относительно небольшой удельный вес в нем занимает такая составляющая как минерально-сырьевой потенциал, причем степень освоения полезных ископаемых невелика. Лесосырьевые ресурсы района весьма значительны – 639,6 млн. куб. м, в том числе на ценные хвойные породы приходится 86% объема. Однако доля эксплуатационного запаса в общем запасе насаждений составляет 60,9%, причем по хвойным – всего 53,3%, что связано с интенсивной эксплуатацией лесов в предшествующие 30 лет и с наличием больших массивов лесов ограниченного пользования I и II групп. При расчетной лесосеке в 6169,1 тыс. куб. м в 2009 г. фактически заготовлено 70,5% ее объема. Удельный вес хвойных пород в заготовках достигает 97%. Район имеет значительную площадь охотничьих угодий – 3417,8 тыс. га, в том числе охотзаказник «Эдучанский», и традиционно относится к числу охотпромысловых. Однако в связи с ростом лесозаготовок район утратил большую часть лучших охотугодий, и в результате сохранения этой тенденции перспективы промысла еще более сужаются. Водные ресурсы Наиболее значимую роль в общем природно-ресурсном потенциале района играют гидроэнергетические ресурсы, потенциальные запасы которых оцениваются в 22,2 млрд. кВт-ч. Гидроэнергоресурсы Илима и часть гидроэнергоресурсов Ангары уже задействованы Усть-Илимской ГЭС в г. Усть-Илимске (среднегодовая выработка – 21,7 млрд. кВт-ч). С вводом Богучанской ГЭС в Красноярском крае и заполнением одноименного водохранилища до проектной отметки (с подпором до плотины Усть-Илимской ГЭС) будут дополнительно задействованы гидроэнергоресурсы Ангары ниже Усть-Илимска, которые в пределах района оцениваются в 6,4 млрд. кВт-ч. Воднотранспортное значение Усть-Илимского водохранилища существенно снижается его замкнутостью «глухими» плотинами (без судопропускных устройств) Братской и Усть-Илимской ГЭС, а Ангары – малыми гарантированными глубинами. Хотя Усть-Илимское водохранилище является важным рыбопромысловым водоемом, подавляющая часть рыбных запасов представлена малоценными частиковыми видами, прежде всего, окунем и плотвой, что отрицательно сказывается на экономической эффективности промысла. Минеральные ресурсы В районе разведано и начато освоение Жеронского месторождения каменного угля с проектной мощностью строящегося разреза в 3 млн. т угля в год (в 40 км северо-восточнее г. Усть-Илимска). Уголь Жеронского месторождения по качественным характеристикам способен использоваться не только для обеспечения местных нужд (главным образом котельных), но и в облагороженном виде может поставляться водным путем в Красноярский край и на экспорт. Не менее важным полезным ископаемым района являются магнетитовые железные руды Нерюндинского, Капаевского, Поливского, Молдаванского и других месторождений. В районе выявлено также месторождение цеолитов (Бадарминское) и имеются перспективные проявления цеолитов. Разведано 6 месторождений естественных строительных материалов, из которых 3 эксплуатируются (Кашимское, «Карьер № 45», Долеритовое) и 3 подготовлено к освоению (Яросамское, Силахтинское, «Карьер № 78») – все вблизи г. Усть-Илимска. Земельные ресурсы Усть-Илимский район располагает очень большими земельными ресурсами, прежде всего лесными землями (91% территории) и в меньшей мере землями сельскохозяйственного назначения (2,8%). Площадь собственно сельскохозяйственных угодий относительно невелика – 28,4 тыс. га (0,8% территории). Пахотный фонд представлен преимущественно почвами, освоенными из-под таежных лесов, естественный растениеводческий потенциал которых почти в 1,5 раза ниже среднеобластного для зерновых культур и в 2 раза – для овощей, картофеля и кормовых угодий. Климатические условия также в целом неблагоприятны для растениеводства и уровень урожайности всех культур в районе ниже среднеобластного. Земельно-ресурсный потенциал позволяет развивать сельское хозяйство пригородного типа при обязательной интенсификации повышения плодородия почв. По информации официального сайта администрации Усть-Илимского района Иркутской области. www.irk.kp.ru 300 иркутских грузовиков застряли на границе с Красноярским краемУже неделю грузовики с прицепами стоят на федеральной трассе М-53, на границе между Красноярским краем и Иркутской областью. Движение из-за разрушения участка федеральной трассы остановлено в обе стороны. Дальнобойщики почти неделю живут в "КАМАЗах" и жгут бензин, чтобы согреться. - Мы предупреждаем водителей, что на трассе за Тайшетом гигантская пробка, - говорит инспектор Тайшетского поста ДПС Евгений Морозов. -Но куда им деваться-то? Из города они уже выехали, у них груз. Едут дальше, чтобы стоять в пробке. Со стороны Иркутска на Красноярск ежедневно проходит больше 80 большегрузных машин. За неделю, пока они не могут попасть дальше подъезда к Нижнему Ингашу, с нашей стороны скопилось больше 300 машин. И из Красноярска к нам не могут проехать примерно столько же автомобилей. - Проезда нет вообще. Закрыта и объездная дорога, и главная трасса. Пропускают только легковушки и небольшие грузовички, - говорит сотрудник Тайшетского ГИБДД Елена Князева. - А во многих грузовиках сокоропортящийся груз. Сейчас холодно, снег. Но продукты все равно придут в негодность. Да и людей, которые на сухпайке уже несколько дней живут в машинах, жалко. На посту ДПС в Нижнем Ингаше подтверждают выводы коллег из Иркутской области. Положение сложилось очень серьезное. Все-таки федеральная трасса перекрыта.А на трассе впережку с болотной жижей застряли большегрузные фуры. На дороге, которую недавно начали ремонтировать, начал проваливаться асфальт. Рабочие засыпали провалы на дороге специальной смесью с крупными камнями, но через некоторое время дорожное полотно вновь уходит под землю. Дорожники решили засыпать трассу более крупными камнями. Разрубили скалу и отсыпали скальником разрушенную дорогу. Но, после прохождения одной фуры весом в 60 тонн вся насыпь уходила под землю и дорога превращалось в месиво. - Мы пригласили московских специалистов, - поясняет Евгений Арнаутов руководитель отдела пропаганды ГИБДД по Красноярскому краю, - они обследовали данный участок, произвели необходимые замеры и определили, что под дорогой находится водяная "линза", которая поглощает камни и насыпь. В настоящее время принято решение выложить данный участок дороги бетонными плитами. Площадь плиты достаточно большая: камень уйдет, а плита удержится. В настоящее время плиты подвезли и уже производится их монтаж. Движение транспорта осуществляется в ночное время, когда почва подмерзает и дорога не проваливается. Еще проблема в том, что наши дороги не рассчитаны на большегрузные автомобили весом в 60 или 80 тонн. Водители, которые застряли в гигантской пробке, в шоке от состояния наших дорог.- Вначале размыло небольшой участок дороги, в итоге он превратился в болото, - рассказывает Дмитрий, которому пришлось по пути из командировки ехать по М-53. - Справа и слева от дороги - тоже болото, дальше - тайга. Объезда нет. В итоге со стороны Красноярска стоят около 100 "дальнобоев", и со стороны Иркутска схожая картина. Между ними мотаются 20 камазов - возят скальный грунт с карьеров, пытаются засыпать этот грязевой котлован. Все безрезультатно - потому что камни тупо уходят в землю, в болото. Мы ходим, все по уши в грязи, на ботинках и кусочка чёрного нет - все в глине, джинсы в глине, руки окоченели. За состояние трассы М-53 отвечает компания "БайкалУпрАвтодор". - Когда расширяли участок дороги, из-за ухудшения погодных условий разрушилось земляное полотно протяженностью порядка 250 метров, - рассказывает заместитель начальника управления "БайкалУпрАвтодор" Денис Юминов. - Сейчас на месте работает техника, которая пытается разобраться с дорожными проблемами. По данным на сегодняшнее утро, разрушенный участок федеральной трассы в Нижнеингашском районе края так и не восстановлен. ЗВОНОК В НИЖНИЙ ИНГАШ Главный специалист отдела ГО и ЧС администрации Нижнеингашского района Красноярского края Михаил Кучков: -Всем водителям обеспечили горячее питание. - Серьезные проблемы с пропуском большегрузных фур по трассе М-53 начались 4 дня назад. К сожалению, решить их быстро не удается. Сейчас на трассе скопилось много машин, больше 200 точно. Вчера мы заложили плитами самый опасный участок дороги. Но как только пустили фуры, они продавили другие несколько метров - уже перед этими плитами. Пришлось начать все снова. Сегодня идет укладка плит, машины стоят. А до этого по пропускам в первую очередь протаскивали в обе стороны примерно по 10 машин. В первую очередь - тех, у кого груз опасный или скоропортящийся. Фуры застревали на провале асфальта и несколько метров приходилось тащить их кранами. Тут виновата не только дорога, но и сами хозяева грузов - почти все автомобили идут с большим перегрузом. Дальнобойщики ночуют в машинах, их ведь не бросишь. Но горячее питание им обеспечили, местный предприниматель постарался. Рядом есть магазинчик. И автобус мы пускаем в поселок несколько раз в день - для желающих. www.krsk.kp.ru На чужой территорииПоселок, привыкший жить в Красноярском крае, оказался в границах Иркутской областиНебольшой, в одну улицу, поселок Хиндичет всегда территориально считался частью Абанского района Красноярского края. Вот только последнее уточнение границ, которое проводилось в Иркутской области в 2012 году, выявило несовпадение юридической и фактической границ между Иркутской областью и Красноярским краем. Поселок, как выяснилось, располагается на территории Иркутской области. Согласование границ заняло несколько лет. В итоге соседним регионам все же удалось прийти к единому решению. Пересечение границ субъектовГраница Иркутской области до последнего согласования имела текстовое описание, утвержденное решением исполнительного комитета Иркутского областного совета депутатов трудящихся от 5 августа 1971 года. Позже возникла необходимость утверждения границы Иркутской области законом и описания границы региона в соответствии с земельным и градостроительным законодательством. Министерством имущественных отношений Иркутской области в 2012 году был заключен государственный контракт по уточнению и согласованию границы Иркутской области и составлению ее описания в форме карты (плана) объекта землеустройства. — Раньше, когда было текстовое описание границы, например, достаточно было, что она просто проходила по реке. Теперь необходимо координатное описание, — поясняет Алексей Антонов, коммерческий директор ООО «Аланс», исполнителя по данному контракту. В итоге компания составила описание границы Иркутской области в форме карты (плана) объекта землеустройства, подготовила картографический материал с целью постановки ее на государственный кадастровый учет. Тогдашний министр имущественных отношений Антон Протасов рассчитывал, что все работы, в том числе согласование, удастся завершить в том же, 2012 году. Но не тут-то было! Самым длительным оказался этап согласования прохождения границы с органами власти смежных субъектов, а это сразу несколько регионов: Республика Саха (Якутия), Забайкальский край, Республика Тыва, Красноярский край, Республика Бурятия. И этот процесс до сих пор не завершен. Как нам сообщили в министерстве имущественных отношений региона, на 1 ноября 2016 года в ГКН согласованы границы Иркутской области только с Республикой Тыва и Забайкальским краем. При согласовании границ с республиками Бурятия и Саха выявилось пересечение границ субъектов. Позже они будут устраняться. Договорились с соседямиКуда серьезнее встал вопрос прохождения границы между Иркутской областью и Красноярским краем. Небольшой поселок Хиндичет, согласно описанию, входит в границы Иркутской области. Однако его жители всегда считали, что их населенный пункт входит в состав Покатеевского сельского поселения Абанского муниципального района Красноярского края. Они и в выборах красноярских участвовали, и налоги туда платили. Закон Иркутской области № 100-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований Тайшетского района Иркутской области» подтверждает позицию селян: согласно закону, данный поселок не входит в границы ни одного муниципального образования нашего региона. Таким образом, здесь имеет место несовпадение юридической и фактической границы между Иркутской областью и Красноярским краем. Длительное время обсуждался вопрос прохождения границы между субъектами. Население Хиндичета, а официально там зарегистрировано чуть более ста человек, привыкло жить в Красноярском крае, и вряд ли сообщение о смене места жительства с Красноярского края на Иркутскую область людей обрадовало бы, ведь пришлось бы менять массу документов. Помимо этого, пришлось бы вносить изменения в огромное количество законодательных, нормативно-правовых актов. В итоге правительствами двух регионов было решено закрепить вариант прохождения границы Иркутской области, при котором поселок Хиндичет, озеро Хомитей и прилегающие земли будут находиться на территории Красноярского края. Это решение воспринялось жителями Хиндичета как абсолютно логичное. Как рассказала Наталья Сильченко, глава Покатеевского сельсовета, куда входит поселок, Хиндичет, согласно градостроительным документам, всегда был на территории края. — Столбики, обозначающие границу, стояли за огородами местных жителей, то есть за территорией поселка, — говорит Наталья Сильченко, настаивая на том, что Хиндичет никогда и не входил в состав Иркутской области. Хиндичет сегодня очень маленький поселок. Местные жители живут там на единственной улице, да и то непостоянно. Некогда добротный поселок с леспромхозом, клубом, начальной школой, ФАПом, пекарней и прочими учреждениями соцкультбыта сегодня едва выживает. Местные жители, которые еще в состоянии работать, в основном трудятся вахтовым методом. Причем за заработками в основном уезжают в Иркутскую область, благо ближайший к ним поселок нашей области, Новобирюсинский, находится всего в 22 км от Хиндичета. Позитивно восприняли закрепление поселка за Красноярским краем и в Новобирюсинском МО, куда, согласно уточненным данным границ территорий, мог отойти Хиндичет. — Нам еще один поселок в муниципальном образовании не нужен, — говорит глава Новобирюсинского МО Галина Цимм. — Нормальной дороги до них нет и не было, она и сейчас значится как лесная. Из-за близости к нам неудивительно, что жители Хиндичета едут сюда на заработки, в основном на лесозаготовку. Но работать — это одно, а оказаться частью Иркутской области — это совершенно другое. Требовалось бы вносить множество изменений в документы. Между тем окончательное решение передать Хиндичет Красноярскому краю принято, а сведения о границе Иркутской области, разделяющей наш регион с соседними, еще не внесены в кадастр недвижимости. Завершить все работы не удается из-за отсутствия финансирования, которое пока на эти работы не выделено. baikal-info.ru Иркутская область - это... Что такое Иркутская область?Координаты: 57°22′ с. ш. 106°00′ в. д. / 57.366667° с. ш. 106° в. д. (G) (O)57.366667, 106 Ирку́тская о́бласть — субъект Российской Федерации, расположена в юго-восточной части Сибирского федерального округа. Административный центр — город Иркутск. Субъект образован 26 сентября 1937 года при разделении Восточно-Сибирской области на Иркутскую и Читинскую области. Площадь — 767,900 км² (4,6 % территории России). Население — 2,4 млн чел. (2012). Плотность населения: 3,3 чел/км² (2009), удельный вес городского населения: 78,9 % (2010). Граничит с Красноярским краем на западе, Якутией на северо-востоке, Забайкальским краем на востоке; с Бурятией на востоке и юге, Тувой на юго-западе. Губернатор области — Сергей Ерощенко, был утвержден на пост губернатора Иркутской области внеочередной сессией Законодательного Собрания Иркутской области 8 июня 2012 года. День Иркутской области — 27 сентября (день празднования, обычно первое или второе воскресенье октября, ежегодно устанавливается оргкомитетом)[2]. ГеографияИркутская область расположена в Восточной Сибири. Крайняя южная точка области располагается на 51° северной широты, северная оконечность почти достигает 65-й параллели. С севера на юг область протянулась почти на 1450 км, с запада на восток на 1318 км. Административный центр — Иркутск. Расстояние от Иркутска до Москвы по железной дороге — 5192 км, до Владивостока — 4106 км. Разница во времени между Иркутском и Москвой — 5 часов. По площади территории (774,8 тыс.кв.км.) область занимает второе место среди регионов Сибирского федерального округа (5 место в России[3]). По плотности населения — 8 место (69-е в России[4]). РельефОбласть занимает юго-восточную часть Среднесибирского плоскогорья, плато и кряжи которого имеют высоты от 500 до 1000 м[5],[6]. На юге область окружают отроги Восточного Саяна (высота до 2875 м): Агульские Белки, Бирюсинский, Гутарский, Окинский, Удинский и другие хребты; на востоке — прибайкальские горы: часть северных склонов Хамар-Дабана с вершиной Хан-Ула (2374 м, на территории соседней Бурятии в непосредственной близости от её границы с Иркутской областью), Приморский хребет с наиболее высокой точкой — Трехголовый Голец (1728 м), Байкальский хребет с горой Черского (2572 м), далее Северо-Байкальское и Патомское нагорье, часть Делюн-Уранского хребта и западная часть хребта Кодар. Территория Иркутской области входит в Монголо-Байкальский пояс активного проявления землетрясений[7]. ПочвыНа территории области преобладают подзолистые почвы, также имеются чернозёмы и болота, солончаковатые и солонцеватые почвы. В горных районах распространены горно-лесные подзолистые и горно-тундровые почвы. Самые продуктивные почвы находятся на юге области, где расположены основные сельскохозяйственные угодья.[8],[9]. ГидрографияАнгара около Братска.Речную сеть составляют бассейны рек Лена (Киренга, Витим), Ангары (Белая, Ока, Ия, Китой, Иркут, Олха, Илим, Бирюса, Куда), Нижней Тунгуски и частично Подкаменной Тунгуски[10] Главной рекой является Ангара, 64 % которой протекает на территории Иркутской области. Её бассейн протягивается с юго-востока на северо-запад на 1100 км, на юге граничит с бассейном Байкала, на западе и севере — Енисея, на востоке — Лены. На Ангаре расположен каскад водохранилищ суммарной мощностью гидроэлектростанций 9,1ГВт. Всего по территории области протекает более 65 041 водоток общей протяженностью 309 355 км, причём на мельчайшие реки приходится 91,24 % общей протяжённости. Густота речной сети составляет 400 м на 1 км².[11] На территории Иркутской области располагаются 229 озер, суммарная площадь зеркала которых составляет 7732,5 км². Также здесь находится значительная часть акватории озера Байкал. Полезные ископаемыеНа территории Иркутской области добываются бурый и каменный уголь, железная руда, золото, каменная соль, цементное и облицовочное сырье, огнеупорные глины, каолин, гипс и др. Горнодобывающая промышленность в структуре промышленной продукции Иркутской области занимает 11 %. В структуре стоимости продукции горнодобывающей промышленности золото занимает 47 %, уголь — 28 %; железная руда — 18 %, прочие полезные ископаемые — 7 %.[12]. Иркутская область занимает четвёртое место в России по добыче золота[13]. Его добыча ведётся из россыпей, 95 % золота добывается в Бодайбинском районе. Прогнозные извлекаемые запасы нефти составляют 2,6 млрд т, газа — 7,5 трлн кубометров.[14] Угольные ресурсы Иркутской области сосредоточены в Иркутском, Пойменно-Черемшанском и Прибайкальском угольных районах. Основной объем добычи производится на трёх месторождениях Иркутского бассейна: Черемховском, Азейском, Мугунском. На территории области расположены Ангаро-Илимское газовое месторождение, Ангаро-Ленское газовое месторождение, Ковыктинское газовое месторождение, Верхнечонское нефтяное месторождение, Савостьяновское нефтяное месторождение, Иркутский угольный бассейн, месторождение золота Сухой Лог. Культура, туризмВ архитектурно-этнографическом музее «Тальцы»Иркутская область обладает богатой историей: это и первобытные стоянки (наиболее известна Мальта), и период русского заселения Восточной Сибири, и эпоха декабристов, и советский период ударных строек; а потому, здесь в каждом селе есть архитектурно-исторические памятники[15], Самые известные памятники архитектуры Иркутска // Иркипедия : всё о Приангарье. В области действует более шестидесяти музеев, которые привлекают историков и туристов Европы и Азии[16]. Кроме того, на территории области расположены уникальные природные объекты, прежде всего, озеро Байкал и Прибайкальский национальный парк[17]. В 60 км от Иркутска находится архитектурно-этнографический музей «Тальцы», также у жителей и гостей области пользуется популярностью «Кругобайкальская железная дорога», включающая 58 тоннелей и галерей, более 500 мостов и виадуков, около 600 подпорных, берегоукрепительных стенок, а также 172 памятника архитектуры. Привлекают туристов и горнолыжные трассы в Байкальске. В декабре 2006 года Иркутская область выиграла право на создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории поселка Большое Голоустное (на берегу озера Байкал). Достопримечательности Иркутской области вошли в «Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения», утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 176. В области работает множество театральных, эстрадных и танцевальных коллективов, ежегодно проводятся конкурсы и фестивали [1]. Есть в области региональные отделения Союза писателей и Союза художников[18]. Здесь выходит немало местных периодических изданий, таких как «Восточно-Сибирская правда», «Конкурент», «Иркутский репортёр», «КоммерсантЪ. Сибирь. Иркутск», «Восточный Формат», «Пятница», «СМ номер один», «Копейка», «Байкальские вести», «Ангарские огни», «Мои года», «Наша Сибскана», газета «Областная», «Аргументы и факты» в ВС, «Труд» Иркутск, «Труд-7» Иркутск, «Экспресс-газета» Иркутск, «Комсомольская правда» Байкал, «Выбирай соблазны большого города» Иркутск, «Видеоканал», «Все объявления Иркутска», «Из рук в руки» Иркутск, «Иркутская губерния», «Сибирячок», «Супермаркет новостроек» и пр. ЭкономикаИркутская область имеет важное экономическое значение, основными отраслями специализации области являются лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, горнодобывающая промышленность, машиностроение и др. По ВВП на душу населения Иркутская область занимает 20-е место среди 83 субъектов Федерации, по показателю среднедушевых доходов — 21-е место Территориально-промышленные комплексыИркутская область разделена на 6 территориально-промышленных комплексов (ТПК):
ПромышленностьИркутская область — крупный промышленный район. В общероссийском производстве обеспечивает 6,5 % производства электроэнергии, 15 % вывоза деловой древесины, 6 % добычи угля, почти 20 % общероссийского производства целлюлозы, более 10 % картона, перерабатывается около 9 % нефти. В промышленности региона наибольшее развитие приобрела лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, горнодобывающая, топливная, цветная металлургия, электроэнергетическая промышленность, машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность, пищевая и черная металлургия. Важным фактором развития промышленности являются минерально-сырьевые ресурсы области. Промышленность сконцентрирована в Иркутске и ряде районных центров. Крупные промышленные предприятия области: Сельское хозяйствоТерритория сельскохозяйственных угодий составляет 2,69 млн. га, пашни — 1,88 млн. га. Область относится к поясу рискованного земледелия. В сельском хозяйстве области занимаются выращиванием зерновых, а также животноводством, оленеводством, звероводством, пушным промыслом и рыболовством. Почти половина (46 %) объёма сельхозпродукции вырабатывает животноводство. Сельскохозяйственной продукцией регион обеспечивается наполовину, продукты питания завозятся из других регионов. В области действует 207 сельхозорганизаций, 3238 крестьянских (фермерских) хозяйств и 176,6 тысяч личных подсобных хозяйств населения. На долю Иркутской области приходится 1,5 % объема сельскохозяйственной продукции России и 8,9 % сельхозпродукции Сибирского федерального округа. ЭнергетикаБратская ГЭС.Уровень развития экономики Иркутской области в значительной степени определяет состояние электроэнергетики. На территории региона действуют 4 гидроэлектростанции, составляющие основу энергетики области: В 2008 году в области было выработано 61,4 млрд кВт•ч энергии. Большую часть производства электроэнергии в области контролирует Иркутскэнерго. Газификация регионаВ феврале 2004 года между ОАО «Газпром» и администрацией Иркутской области было подписано соглашение о сотрудничестве, предусматривающее разработку «Газпромом» Генеральной схемы газификации и газоснабжения Иркутской области. 16 декабря 2005 года «Газпром» и Иркутская область подписали договор о газификации региона. Предполагается газифицировать 899 населённых пунктов региона и довести уровень газификации области природным газом до 82 %. Это превысит нынешний общероссийский уровень (64 %). ТранспортВ области достаточно развитая транспортная система, в ней присутствуют все виды транспорта:
Основным транспортом является железнодорожный. За год по рельсам перевозится почти 70 млн тонн грузов. Главной транспортной артерией Иркутской области является Транссибирская железнодорожная магистраль. По территории области, от города Тайшета на восток, протянулся западный участок БАМа. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет порядка 2500 км. Основная статья: Воздушный транспорт в Иркутской области Воздушные перевозки производятся через два аэропорта: Иркутска и Братска, которые имеют статус международных и осуществляют рейсы на Китай, Монголию, Таджикистан, Таиланд, Турцию, Узбекистан, Южную Корею, а также регулярные рейсы в Германию. Основная статья: Автомобильный транспорт в Иркутской области Развитая сеть автомобильных дорог позволяет перевозить грузы автотранспортом в большинство населенных пунктов области. Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет более 12655 км.[19] По протяжённости автомобильных дорог область занимает второе место в Сибирском федеральном округе. Основная статья: Водный транспорт в Иркутской области По территории области протекают крупнейшие судоходные реки — Ангара, Лена, Нижняя Тунгуска, обусловившие развитие водного транспорта, на долю которого приходится порядка 10 % общего грузооборота. Крупнейшие порты расположены на реке Лена — Киренск и Осетрово, через них осуществляется перевалка грузов в Республику Саха (Якутия) и в северный морской порт Тикси. МедицинаКрупнейшими медицинскими учреждением области являются: Административно-территориальное делениеВнешние границы Иркутской области, определённые при её создании в 1937 году, почти совпадают с границами бывшей Иркутской губернии (часть территории вошла в состав Бурятии) и с небольшими изменениями на северо-востоке, сохранились до нашего времени. Однако внутреннее деление менялось неоднократно. Внутриобластные административно-территориальные преобразования касались территорий активного хозяйственного освоения: так возникли Усть-Илимский и Чунский районы; изменили границы Тайшетский, Братский, Нижнеилимский, Усть-Удинский и Тулунский районы; были упразднены Тофаларский (вошёл в Нижнеудинский), Тангуйский (поделён между Братским и Тулунским) и Шиткинский (поделён между Тайшетским и Чунским) районы. 1 января 2008 года в состав Иркутской области вошёл Усть-Ордынский Бурятский автономный округ. Современная система административно-территориального устройства Иркутской области включает: 474 муниципальных образований, из них: Количество административно-территориальных единиц:
Слияние Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа11 октября 2005 года между властями Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в посёлке Усть-Ордынский подписан договор об объединении территорий. Новый субъект РФ носит название «Иркутская область» и является правопреемником обоих субъектов. Усть-Ордынский Бурятский автономный округ входит в его состав с особым административным статусом и именуется Усть-Ордынский Бурятский округ. 11 октября 2005 года парламенты Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа приняли обращение к президенту РФ «Об образовании нового субъекта Федерации». 16 апреля 2006 года состоялся референдум по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского АО, в результате которого 1 января 2008 года Усть-Ордынский Бурятский автономный округ вошёл в состав Иркутской области. НаселениеНаселение Иркутской области составляет (по данным переписи 2002 года) 2,581 миллиона человек, из которых мужчин — 1,209 миллиона человек, женщин — 1,372 миллиона человек. Большинство из них — русские (89,88 %), много украинцев, бурят и татар. Население области проживает в основном в городах (урбанизация 79,31 %). Самыми крупными из которых являются Иркутск, Ангарск и Братск. Иркутск с численностью населения 600 тыс.чел. (2012 г.). По числу жителей область уступает в СФО только Новосибирской области, Красноярскому краю и Кемеровской области. Численность населения по населенным пунктам
ВластьИсполнительную власть возглавляет губернатор, законодательную — Законодательное собрание области. Исполнительная властьСрок полномочий губернатора — 5 лет, кандидатура губернатора вносится Президентом на рассмотрение Законодательного Собрания Иркутской области. Высший исполнительный орган государственной власти — Правительство Иркутской области. Центральные исполнительные органы государственной власти — министерства, которых в Иркутской области насчитывается 12. Главой правительства является губернатор. Законодательная властьОрган законодательной власти — Законодательное собрание Иркутской области. Избирается сроком на 5 лет, количество депутатов — 50. Председатель — Людмила Михайловна Берлина. Судебная властьСудебную власть в области осуществляют Иркутский областной суд, Арбитражный суд Иркутской области, районные, городские суды и мировые судьи. В Иркутске находится Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. Руководители областиНеобходимо различать Иркутскую губернию, Иркутское генерал-губернаторство и Восточно-сибирское генерал-губернаторство. Список Восточно-Сибирских генерал-губернаторов[21]
Список генерал-губернаторов Иркутской губернии[22]
Губернаторы Иркутской губернии
Первые секретари обкома
ГубернаторыСимволикаИркутская область долгое время не имела собственной символики. Флаг и герб были утверждены только в 1997 году. ФлагФлаг был утверждён 25 июня 1997 года.[23]: «Флаг Иркутской области представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трёх вертикально расположенных полос: двух синего и средней — белого цвета, в центре которой помещается изображение основного элемента герба: бегущего в левую[24] сторону бабра, держащего в пасти червлёного (красного) соболя, в обрамлении стилизованных зелёных ветвей кедра. Отношение ширины флага к его длине — 2:3. Ширина средней полосы составляет 1/2 общей длины флага». ГербСовременный герб был утверждён 25 июня 1997 года.[25]: «Статья 4. Описание герба1. Геральдическое описание герба гласит: „В серебряном поле чёрный бабр с червлеными глазами, держащий в пасти червленого соболя“. Геральдические цвета герба означают: а)серебряный — правдивость, невинность, чистоту; б) черный — благоразумие, смирение, печаль; в) червленый (красный) — храбрость, мужество, неустрашимость.». Известные людиВ области родились
ПримечанияСм. такжеСписки Иркутской области
Литература
Ссылки
dic.academic.ru Географическое положение, границы и территория Иркутской области // Бояркин В.М., Бояркин И.В. География Иркутской области | ИРКИПЕДИЯИркутская область расположена в центральной части Евро–Азиатского материка, в Восточно–Сибирском участке лесной зоны, в Восточно–Сибирском резкоконтинентальном меридиональном секторе, на юге Восточной Сибири, в бассейнах верхнего течения рек Ангары, Лены, Нижней Тунгуски. Крайние точки области имеют координаты: южная – 51°18' с. ш., северная – 64°15' с. ш., западная – 95°38'в. д., восточная – 119° 10'в. д. Географическое положение Иркутской области: общие сведенияПротяженность территории с запада на восток 1318 км, с юга на север 1450 км. Большая протяженность территории с юга на север обусловила наличие широтной зональности, а с запада на восток – долготной (меридиональной) секторальности. Абсолютная высота местности над уровнем мирового океана изменяется от 158 м до 3072 м (гора БАМ в Кодарском хребте на границе с Читинской областью). С высотной изменчивостью связана вертикальная поясность. Две трети территории Иркутской области занято лесной зоной с преобладанием светлохвойных лесов, среди которых находятся участки степей и лесостепей. Треть территории области занята горно–таежными и горно–тундровыми ландшафтами (комплексами) с вертикальной поясностью. Область удалена от морей и океанов. Расстояние от Иркутска до портов Балтийского и Черного морей 5500 км, до морей Тихого океана 3000 км, что имеет не только физико–географическое, но и экономическое значение. Большая удаленность территории области от водных объектов Атлантики определила слабое влияние воздушных масс Атлантики на формирование климатических условий области. Значительное влияние на климат области оказывают воздушные массы Северного ледовитого океана и Центральноазиатского антициклона. С ними связано не только понижение температуры воздуха, но и уменьшение количества осадков. Они усиливают континентальность климата. Географическое положение области в центре Евро–Азиатского материка определило высокую степень континентальности климата, выражающуюся не только в изменении температуры воздуха, резком ее колебании в течение года, сезонов года, месяца, суток, но и в уменьшении количества осадков, их контрастном распределение по сезонам года по сравнению с аналогичной широтой европейской части России, наличии подземной многолетней (вечной) мерзлоты, глубоком сезонном промерзании почв и грунтов, сокращении вегетационного периода, отрицательно влияющих на хозяйственную деятельность человека. Сформировалась сложная, легко ранимая, медленно восстанавливающаяся природа. Важное географическое значение имеет положение Иркутской области на стыке двух структурно–тектонических единиц: южной части Сибирской платформы и древнего складчатого обрамления, или Саяно–Байкальской рифтовой области (зоны). Это определило сложность и разнообразие тектонического строения, литологического состава горных пород, полезных ископаемых, степень выраженности неотектонических движений, характера рельефа, оказавших влияние на формирование и развитие физико–географических явлении, процессов и природных территориальных комплексов. Природные условия, сформировавшиеся при столь сложном и своеобразном географическом положении и его следствиях, ставят работников сельского хозяйства в экстремальные, рискованные условия, зависящие от синоптических условий. Губительными для земледельцев являются поздние весенние и ранние осенние заморозки и недостаток влаги (засухи) в вегетационный период растений. С экономико–географической точки зрения область занимает выгодное географическое положение. По ее территории проходит Восточно–Сибирская железная дорога (участок Транссибирской железнодорожной магистрали, соединяющей западные районы страны с восточными, Атлантику с морями Тихого океана и Россию с Китаем, Монголией), железные дороги Хребтовая – Усть–Илимск, Тайшет–Лена, Западный участок Байкало–Амурской магистраль. По рекам (Ангара, Лена, Нижняя Тунгуска) и водохранилищам в летнее время поддерживаются регулярные сообщения с северными районами области и Республикой Саха (Якутия) и доставляются туда необходимые грузы. Недостатком экономико–географического положения является удаленность от экономически развитых районов, стран и торговых центров. По территории области проходит нефтепровод Омск – Ангарск, этиленпровод Ангарск – Саянск, нефтепровод Марково – Усть–Кут. Начато строительство газопровода Ковыкта – Жигалово – Иркутск, нефтепровода Тайшет – Усть–Кут (западная часть нефтепровода Восточная Сибирь – Дальний Восток). Планируется прохождение по территории области Паневропейской шоссейной дороги Западная Европа – Дальний Восток (Париж – Берлин – Москва – Дальний Восток). Иркутская область является посадочной площадкой для приема воздушного транспорта, следующего из Европы в восточные и юго–восточные страны – Китай, Японию, Индию, Таиланд и др. ГраницыНа юге, юго–востоке и востоке область граничит с Республикой Бурятией, Читинской областью, на севере и северо–востоке – с республикой Саха (Якутией), на северо–западе и западе – с Красноярским краем, на юго–западе – с республикой Тыва. Протяженность границы области – 7240 км, сухопутная – 6720 км, водная – 520 км. Естественными границами области являются горы Восточного Саяна. Хамар–Дабана, Северо–Байкальского и Патомского нагорий, хребты Делюн–Уранский и Кодар, а также реки и озеро Байкал. Величина территорииПлощадь территории области, по данным иркутского управления сельского хозяйства, составляет 775,1 тыс. кв. км или 4,5 % территории России. По площади наша область уступает только Якутии (Саха), Красноярскому, Хабаровскому краям, Тюменской и Магаданской областям. Ей нет равных не только по занимаемой территории среди административных единиц европейской части России, но и разнообразию ландшафтов и ресурсам. По величине территории область равна Франции – самому крупному государству Европы, на ее территории разместятся три Великобритании. Величина территории определяет разнообразие природных условий и ресурсов, масштабы ее использования. Она является ресурсом, сосредотачивающим в себе остальные ресурсы – земельные, минеральные, гидро–климатические, биологические и другие. Читайте в Иркипедии:
Литература
Ссылки
irkipedia.ru |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|