|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Наследники великого Сурикова. Художники красноярского краяХудожники Красноярского края - Художественная культура Красноярского края - Каталог файловХудожники Красноярского края:
Андрей Прокофьевич Лекаренко (1895-1978). К числу художников, наиболее глубоко и последовательно развивающих реалистические традиции своего учителя Д. Каратанова, принадлежит заслуженный художник РСФСР Андрей Прокофьевич Лекаренко. Знакомство Лекаренко с живописью состоялось в Красноярской художественной школе, он был в числе учеников первого ее набора. Были у Лекаренко замечательные учителя и в Петербургской школе "Общества поощрения художеств", куда поступил он в 1912 году. Это Н. Рерих, А. Рылов, И. Билибин. Они оказали доброе влияние на развитие таланта молодого живописца. Учился Андрей Лекаренко успешно, его композиционные работы и этюды обращали на себя внимание и не раз удостаивались похвалы Н. Рериха. И во ВХУТЕМАСе Лекаренко учился у не менее почитаемых педагогов - В. А. Фаворского и П. П. Кончаловского. После учения во ВХУТЕМАСе Лекаренко возвращается в Красноярск. Он, как и Каратанов, хочет знать свой край во всей полноте. В 1925 году ездит по Хакасии, а через два гола уезжает в Заполярье, изучает жизнь и быт народов Севера, собирает фольклор, делает зарисовки. Более двух лет кочевал художник на оленях и собаках по пустынным местам Таймыра от стойбища к стойбищу. Поездка на север края явилась значительным этапом в творческой биографии художника. Показ на выставке привезенных работ был первым серьезным выступлением перед зрителями. На Крайнем Севере художник нашел одну из своих тем. Суровая природа, мужественные люди на всю жизнь остались в его памяти, и Лекаренко время от времени возвращался к воспоминаниям о Заполярье, что нашло отражение во многих его произведениях. Это "Охотники эвенки", "Пастухи с Таймыра", "Стойбище на реке Джангоде", "В низовьях Енисея", "Остановка в пути. Таймыр". "Девушки нганасаки", "На Таймыре. Нганасан", "Пастухи-оленеводы с Таймыра", "За работой в чуме", "Тундра летом. Таймыр" и многое другое. В 1946 году на республиканской, а затем и Всесоюзной художественной выставке "Победа" экспонировались его пейзажи "Утро на Енисее", "В низовьях Енисея" и "На Таймыре. Нганасан". Послевоенный период наиболее плодотворный в творческой биографии художника. Именно в эти годы, помимо северного цикла, появляется большая серия пейзажных полотен, в которых прослеживается две линии, эпическая и лирическая, в образном истолковании природы. Такие работы, как "В Восточных Саянах", "Предгорья Восточных Саян", "Белогорье", "Буйбинский перевал", "Кедры и дали", "Туманы" и ряд других, - это пейзажи эпического звучания. Но не только в эпическом стиле раскрывает нам природу Лекаренко. Многие его пейзажи имею лирический характер. Это - "Сумерки над Енисеем", "Февраль. Лесной пейзаж", "Старые осины", "Начало весны", "Вечер" и многое другое. А. П. Лекаренко немало работал в портретном жанре. Среди созданного им можно назвать серию автопортретов, замечательный портрет Д. И. Каратанова, выполненный пером и тушью, где художник великолепно передал характер Дмитрия Иннокентьевича. Особый интерес представляют натурные зарисовки северян: "Нганасан Мунто", "Нганасан Сундампте", "Силкин ненец", "Нганасан Ептудуси", "Нганасан в сакуе", "Мальчик-ненец Семен". Плодотворность педагогической работы Андрея Прокофьевича правительство отметило орденом "Знак Почета", а за достижения в искусстве ему было присвоено звание заслуженного художника РСФСР. Кудринский Валерий Иннокентьевич, заслуженный художник России. Родился 15 марта 1947 года в с. Третьяково Кемеровской области (Россия) в семье бывшего военного. В настоящее время живет в Красноярске. Окончил Красноярское художественное училище им. В.И. Сурикова (1968). После службы в Советской Армии (1969-1970) работал художником-проектировщиком сувенирных книжных изданий (1970-1981). С 1981 года - член Союза художников, работал в правлении, следующие пять лет в Сибирском отделении Академии художеств. Женат, имеет двоих взрослых детей, есть внучка. Жизненное кредо - трезво смотреть на жизнь, совершенствовать свое профессиональное мастерство. Последние три года сибирский художник пейзажи и портреты рисует… вином. Сначала он экспериментировал: наносил на бумагу «сырое» вино, горячее, концентрированное, окисленное, белое. За счет этого мастер выявил технологические нюансы. Оказалось, что бумага «не любит» сладкое вино и проявляет «недовольство» кристаллами сахара, выступающими на ее поверхности и переливающимися как иней, из-за этого красочный слой быстро осыпается. Затем художник разработал свой метод: стал применять даже до осадка выпаренное вино и получать весь возможный целый спектр густоты, наносить на бумагу несколько слоев своеобразной краски, добиваясь ее желаемой плотности. Всего за три года он выполнил в необычной технике более 30 пейзажей и портретов. Увлекается поэзией, музыкой, литературой. Любит путешествовать. Дмитрий Иннокентьевич Каратанов (1874 - 1952). Одним из первых художников - создателей советской реалистической живописи в Сибири был заслуженный деятель искусств РСФСР Дмитрий Иннокентьевич Каратанов - представитель старшего поколения красноярских художников. С родным краем была связана вся его жизнь, творческая и общественная деятельность. Много сил отдал он строительству новой социалистической культуры, активно участвовал в организации первых художественных выставок, в создании Восточно-Сибирского, а затем и Красноярского краевого Совета он вносил практические предложения по вопросам развития культуры и искусства. Ему первому из сибирских художников было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусства РСФСР. Д. И. Каратановым, прекрасным педагогом, подвижником искусства, воспитаны многие красноярские художники. Творчество его служило как бы связующим звеном между русским реалистическим и нарождавшимся новым советским искусством: ведь его деятельность началась задолго до Октября, а наставником был великий Суриков. Их первая встреча произошла в 1888 году, и потом они виделись каждый раз, когда В. И. Суриков бывал в Красноярске. Василий Иванович был с детства знаком с отцом Каратанова. Эта близость имела особое значение. Суриков постоянно следил за успехами юного друга, помогал ему разбираться в сложных вопросах творчества, давал советы и настоял, чтобы Каратанов ехал учиться в Академию художников. Вторым учителем Каратанова был М. А. Рудченко, который в течение двух лет готовил его к поступлению в Академию. В 1892 году восемнадцатилетний Каратанов "двинулся в далекий Петербург" и был принят в число слушателей Академии. Здесь самым любимым его учителем был А. И. Куинджи, очень ценивший самобытный талант Каратанова. Полный курс обучения в Академии Каратанов не закончил. После четырех лет обучения он возвратился в Красноярск. Началась самостоятельная творческая работа. О причинах досрочного отъезда из Петербурга Дмитрий Иннокентьевич никогда никому не рассказывал. Творческое наследие Каратанова весьма обширно. Он был неизменным участником всех городских, краевых, всесибирских художественных выставок, начиная с 1900 года. Некоторые его произведения экспонировались в Москве как в дореволюционные годы, так и в наши дни. Дмитрий Иннокентьевич много путешествовал по краю. Он первым из сибирских художников десятки лет отдавал вдохновенной работе по художественному освоению Севера, его природы, труда и быта коренных жителей Заполярья. С наилучшими экспедициями Каратанов совершил до десятка поездок на Север, шесть из них - до Октября. Многочисленные карандашные рисунки, акварели, этюды маслом, то более или менее законченные, то выполненные "на ходу", явились своеобразным художественным репортажем "самой жизни", именно в этом их неизмеримая ценность. Пейзажи, архитектура, предметы труда и быта, типы людей, жанровые сцены, в которых мы найдем и трудовую деятельность: "Кеты-рыбаки", "Разгрузка лодки", "Починка невода", "После рыбной ловли", и бытовые сценки, метко схваченные глазом художника: "Чаепитие в чуме", "За беседой", "Охотники", "Эвенкийские женщины у ручья", "Смерть шамана", "Суглан". Послеоктябрьский период был наиболее плодотворным для Каратанова. Им созданы интересные и важные по теме произведения исторического и портретного жанров. Наиболее значительные из них: "Партизаны", "Землепроходцы в Сибири", "Маевка на "Столбах" в 1905 году", "Похороны рабочего Чальникова", "Красноярский бунт в 1695 году", "Портрет В. И. Ленина периода сибиркой ссылки", "Портрет командира партизан П. Е. Щетинкина", "Потрет А. Д. Кравченко" и т. д. Д. И. Каратанов оставил нам замечательные пейзажные полотна, в которых природа Сибири нашла свое наиболее правдивое истолкование. В пейзажах Каратанова тесно переплетаются и лиризм, и эпическая мощь природы. Величавостью образа, и естественной простотой привлекает пейзаж "Вид на "Столбы" зимой". Художник развертывает панораму местности, показывает захватывающую глубину пространства. Природа открывается человеку, покоряя его своим богатством, размахом, эпическим спокойствием и тишиной. Видное место в творчестве Каратанова занимал Енисей. Могучая сибирская река покоряла своим величием и красотой многих живописцев. Не одно произведение посвятил ей и Каратанов: "Енисей. Последние льды", "Енисей. Карга", "Енисей близ Селиванихи","Ледоход на Енисее", "Енисей у Бирюсы", просто "Ледоход", "Енисей. Ледоход", "Енисей у Дудинки". В 1940 году Каратанов совершил поездку в Туруханск и Курейку. Сделано было более 80 рисунков мест, где отбывали ссылку Я. Свердлов, И. Сталин, С. Спандарян. Работы были показаны в 1947 году на межобластной художественной выставке в Новосибирске и получили самые восторженные отзывы зрителей и критики, а их автор был награжден Почетным дипломом и премией. Самобытное, оригинальное, со своим, не на кого не похожим пластическим строем, творческое наследие Каратанова является значительным вкладом в сибирское искусство Леонид Кузнецов. Родился 29 сентября 1954 года в Красноярске. В 1975 году окончил Красноярское художественное училище им. В.И. Сурикова. С 1978 года работает в Красноярском художественном фонде. Член Союза художников Р.Ф.с 1996 года. Картины находятся: -Красноярский краеведческий музей -Культурно-исторический центр -Красноярский музей им. В.И.Сурикова -Частная галерея в Будапеште /Венгрия/ -Галерея "Саватари" /Япония/ А также в частных коллекциях и офисах Красноярска .Москвы, Санкт-Петербурга, Англии, Греции, Кореи, Польши, США и др. Эльвира Викторовна Мотакова родилась в 1937 году. Родом художница из Екатеринбурга. Училась в Свердловском художественном училище (1954-1959), в Москве (1965 г.) закончила Академию художеств им. В. И. Сурикова. Основные работы: Строители Братска.1967. Х., м. Юность матери. 1975. ДВП, м. Любаша. 1980. ДВП, м. Портрет Колпаковой. 1987. Х.,м. Красноярский край притянул ее своими синими горами и быстрыми реками. Стремясь познать и вдохнуть в себя эту красоту (чтобы "выдохнуть" затем на своих полотнах), она идет и едет "за туманом и за запахом тайги", как пели в прежние времена. Так и привела художницу дорога в Таежный тупик, к очень известной сейчас подвижнице старообрядчества Агафье Лыковой. Эльвира Викторовна сумела подружиться с ней, и теперь портреты Агафьи находятся в московских галереях. Картины "К ночи. Жилище староверов", "Зимовье на Еринате" - это уникальная возможность увидеть суровый и прекрасный уголок нашей земли, почувствовать быт его обитателей. Много работ Э. Мотакова посвятила Столбам и реке Мане ("Июльский полдень", "Утро в заповеднике", "Зима на Столбах"). В прошлом году красноярский художественный музей к юбилею Мотаковой устроил выставку "Край заповедный". В "Хингане" сейчас представлено 33 работы. Все они очень реалистичны. Картины Эльвиры Викторовны наполнены светом и воздухом, что особенно сложно передать средствами живописи. Любимая ее работа - это "Солнечный березнячок". Лучи солнца здесь словно вырываются из холста. Они на траве, в листве деревьев, на стволах берез.Тамара Алексеевна Мирошкина. Красноярский живописец. Участник художественных выставок с 1939 года. Основные работы: Девочка и натюрморт. 1956г. х.м. Утро. 1959г. х.м. Раздумья матери. 1961г. х.м. Стихи. 1970г. х.м. Т.А. Мирошкина (1919) окончила Красноярскую художественную школу в 1939 году. Ее творческая биография началась в годы Великой Отечественной войны, и первые работы рассказывали о переживаемых страной событиях. Это картины: "Подвиг младшего лейтенанта Мамедова", "Хлеб фронту", "Восстановление", "Возвращение в родные места". С середины 50-х годов Т. Мирошкину все больше и больше увлекает мир детей, тема материнства. Первую удачу в этой теме Мирошкиной принесла картина "Сон". Позже были написаны: "Утро", "Старший брат", "Натюрморт и девочка", "Бабушка и внучка", "Маленькая сибирячка" и др. Тамару Алексеевну увлекает и мир сказок. Она является соавтором (с Е. Кобытевым) монументально-декоративных росписей в Красноярском Дворце пионеров.
art-novoselova.ucoz.ru Красноярская организация Союза художников — Интернет-энциклопедии Красноярского краяКрупнейший за Уралом союз художников, объединяющий более 200 мастеров изобразительного искусства. Красноярская региональная организация ВТОО «Союз художников России» — самое большое в Сибири и на Дальнем Востоке объединение художников, которое насчитывает в своих рядах более 200 мастеров изобразительного искусства: живописцев, графиков, скульпторов, художников декоративно-прикладного искусства, дизайнеров и проектировщиков, художников театра, искусствоведов. Кроме того, при союзе существует большая молодежная секция и значительное число творчески активных участников краевых выставок, не являющихся официально членами Союза художников России. Первое объединение красноярских художников возникло в 1905 г. Это было Товарищество художников, в которое входила небольшая группа мастеров — М. Костылев, А. Шестаков, Г. Козлов и П. Владимиров. Товарищество не создавало концептуальных манифестов, но впервые заявило конкретную творческую задачу — объединение художественных сил для развития и распространения в обществе изящных искусств. В 1918–1920 гг. молодые художники организовали в Красноярске студию-коммуну. Ее лидерами стали вернувшиеся после учебы во ВХУТЕМАСе А. П. Лекаренко и А. В. Вощакин. В 1925 г. они отправились в Новониколаевск (Новосибирск), где стали основоположниками общества «Новая Сибирь», филиалы которого вскоре открылись в разных городах Сибири, в том числе и в Красноярске. Общество просуществовало до 1931 г. В 1932 г. все художественные объединения и группировки были ликвидированы и создан единый Союз советских художников. В 1935 г. состоялось первое собрание красноярских художников, на котором было принято решение о создании краевого отделения Союза художников СССР. Был намечен обширный план работ по проведению выставок, выявлению художественных сил края, по организации учебы талантливой молодежи. Председателем была избрана К. И. Матвеева. Официально красноярская организация была утверждена и зарегистрирована в Москве как Красноярское краевое отделение Союза советских художников (ССХ) в апреле 1940 г. Председателем стал А. С. Шестаков. Красноярский союз художников тогда был небольшим, но дружным, он объединял в основном творческую молодежь. В этом же 1940 г. было создано Всесоюзное объединение «Всекохудожник» (Всесоюзная кооперация художников). В Красноярске в сентябре 1940 г. было создано товарищество «Художник» как красноярский филиал «Всекохудожника». Товарищество выполняло при Красноярской организации Союза советских художников роль художественного фонда: оформляло заказы, занималось заготовкой материалов, содержанием мастерских и т. д. Периодом взлета для молодого Красноярского союза художников стал отрезок со второй половины 1940-х до 1960-х гг. Это было время мощного развития сибирского пейзажа, впоследствии названного красноярской школой пейзажа. В Красноярском крае в это время работала самая сильная за Уралом организация Союза художников РСФСР. Ее основу составляли Б. Я. Ряузов, Т. В. Ряннель, Ю. И. Худоногов, В. И. Мешков, Р. К. Руйга, Е. С. Кобытев в Красноярске, А. Ф. Калинин в Абакане и многие молодые талантливые мастера изобразительного искусства, чьи имена зазвучали уже через 4–5 лет — А. Г. Поздеев, Н. С. Сальников, В. А. Сергин, Н. Я. Ряузов. Каждая краевая выставка представляла новые яркие работы, новые имена молодых живописцев, графиков, скульпторов. Все эти мастера долгие десятилетия составляли основное ядро Красноярского союза художников, блестяще выступая на самых престижных выставках, создавая полотна, графические листы и скульптуры, которые и сейчас спустя десятилетия не потерялись во времени. С 1991 г. из состава Красноярского края вышла Хакасия, отделились и хакасские художники, создав самостоятельную организацию Союза художников России. Но в Красноярскую организацию вошли художники северного региона — Норильска, Дудинки, Диксона, городов Красноярского края — Ачинска, Канска, Дивногорска, Минусинска, Сосновоборска, Енисейска, Лесосибирска. my.krskstate.ru История изобразительного искусства в Красноярском краеИсточник: Давыденко И.М. Художники Красноярска./ И.М. Давыденко. - Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1978. - 182с. - с.7-26 Краткий обзор истории развития изобразительного искусства в Красноярском крае …Более заметный след в истории художественной культуры Красноярска оставил Николай Васильевич Гребнев — первый учитель В. И. Сурикова. Н. В. Гребнев был профессионально хорошо подготовленный художник и талантливый педагог. Он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества вместе с А.К. Саврасовым, В.В. Пукиревым, Н.В. Невревым—выдающимися русскими живописцами. Училище Гребнев окончил по классу портретно-исторической живописи в марте 1856 года. За женский поясной портрет был удостоен Академией звания свободного художника. Н.В. Гребнев приехал в Красноярск в конце 1856 года и прожил здесь до 1863 года. Он преподавал рисование в городском училище, где и свела его судьба с В.И. Суриковым, учившимся здесь с 1856 по 1862 год.Гребнев сразу же угадал яркий талант Сурикова и опекал мальчика вплоть до своего отъезда в Иркутск, оказав большое влияние на развитие его художественного дарования. Получив приглашение на должность преподавателя и надзирателя двух учебных заведений, Гребнев переехал в Иркутск, так как Красноярское училище не смогло обеспечить удовлетворительную зарплату художнику, имевшему семью. Брать же заказы на писание икон ему не позволяла профессиональная совесть. В.И. Суриков всегда отзывался о своем первом учителе с большой теплотой: «Когда я в Красноярском училище учился, там учитель рисования был — Гребнев. Он меня учил рисовать, чуть не плакал надо мною. О Брюллове мне рассказывал. Об Айвазовском, как тот воду пишет, что совсем как живая». Гребнев отдавал способному ученику все свое свободное время, знания и силы. В воскресные дни вдвоем уходили писать этюды за город. «Гребнев, — продолжает Суриков, — брал меня с собой и акварельными красками заставлял с верху холма город рисовать. Мне одиннадцать лет тогда было. Приносил гравюры, чтобы я с оригиналов рисовал: «Благовещение» Боровиковского, «Ангел молитвы» Неффа, рисунки Рафаэля, Тициана». Глубоко запали в душу Сурикова слова, сказанные Гребневым перед отъездом в Иркутск, — развивать свой талант, ехать в Академию. В 80-е годы в Красноярске жил Михаил Александрович Рудченко. Он учился в Академии художеств, работал в Москве в литографии художником-рисовальщиком. Приехав в Красноярск, некоторое время жил у Каратановых. Написал по заказу здешних правительственных учреждений ряд портретов именитых особ. Его масляные работы есть в краеведческом музее. Среди них особо выделяется картина «Арестант в тюремной камере», написанная в традициях русского реалистического искусства. Писал он и пейзажные этюды на «Столбах», где бывал не раз. М.А. Рудченко готовил Д. Каратанова к поступлению в Академию художеств. Дмитрий Иннокентьевич, вспоминая Рудченко, говорил, что это был большой и чуткий художник. Он прекрасно понимал своеобразие, сущность характера сибирской природы. В.И. Суриков ценил Рудченко как интересного художника, прямого в суждениях человека и, уважая его профессиональное мнение, не раз беседовал и советовался с ним во время создания своих картин. Последние годы жизни М.А. Рудченко, как и Н.В. Гребнев, провел в Иркутске. Каждый этап поступательного развития культуры и науки русского народа оставил замечательные достижения его гения в различных областях. Причем нередко выдающиеся деятели науки и искусства были выходцами из простого народа. Яркий пример тому Василий Иванович Суриков (1848—1916), родившийся в далекой Сибири, в Красноярске, в простой казацкой семье. Поднявшись к вершинам мировой славы, Суриков вместе с тем оставался истинно красноярским художником. Нити его связей с Сибирью, с родным городом восходят к далеким глубинам истории, к походам Ермака, к закладке его далекими предками города-крепости Красного Яра на Енисее. Из родников дорогой ему красноярской земли наполнял он свое искусство, свое творчество. С детства он впитывал в себя старину, которая сохранилась и в архитектуре, и в предметах быта, одежды, типах и обычаях. В отцовском доме любили вспоминать славных казаков Суриковых, их ратные дела. Подвалы дома были полны вооружением разных эпох — саблями, шпагами, ружьями, мушкетонами, пистолетами, касками, киверами и погонами, мундирами с времен пугачевщины и походов Ермака. В произведениях художника, равно и в многочисленных его высказываниях, находим мы признание того факта, что Сибирь оказала решающее влияние на характер его творчества, определив не только содержание многих его полотен, но и их живописную ткань. В.И. Суриков был патриотом своего края. Памятником просветительской деятельности Сурикова на родине является созданная его стараниями в 1910 году художественная школа. Он позаботился об обеспечении ее пособиями, обратившись с просьбой в Академию художеств. В Красноярск прибыл из Петербурга вагон гипсовых слепков: розетки, орнаменты, геометрические тела, головы, бюсты, копии с античных скульптур, анатомическая фигура-экорше Гудона и другие учебные пособия. Бывая в Красноярске, Суриков расспрашивал у ее преподавателя Д. Каратанова об успехах учеников. «Приехав в последний раз в 1913 году, — вспоминает Каратанов, — Василий Иванович посетил школу. Когда я стал рассказывать об успехах, достигнутых за четыре года работы, он сначала отнесся к моему рассказу с шутливым недоверием: «Мне хотелось бы видеть результаты работы», — сказал он. Но просматривая отобранные мною наудачу рисунки, этюды акварелью и маслом, он был удовлетворен, говоря: «Люди, так прекрасно передающие мертвую и живую натуру, могут поступать прямо в натурный класс столичной рисовальной школы»*. Многие из красноярских художников начинали свое художественное образование в суриковской школе. Лучшими учениками первого ее выпуска были: заслуженный художник РСФСР А.П. Лекаренко, известный московский скульптор, уроженец Красноярска Г. Д. Лавров, сибирский живописец, инициатор создания художественного общества «Новая Сибирь» А.В. Вощакин, художник кино и режиссер В.И. Ковригин, К.И. Матвеева и другие. Истинный новатор в искусстве, творивший по законам красоты, Суриков создал произведения, под обаянием которых находилось не одно поколение художников. Его картины были и остались школой живописного мастерства, совершенства воплощения идейного замысла. Советский народ в полной мере оценил вклад художника в развитие национальной культуры. На его родине, в Красноярске, создан мемориальный музей в доме, где родился, жил и многие годы работал художник. В одном из скверов установлен бюст-памятник. Имя В.И. Сурикова присвоено Красноярскому художественному училищу. В Красноярске жива и бережно хранима традиция В. И. Сурикова, которую, как эстафету, принял его ученик Д.И. Каратанов. Он долгие годы преподавал в художественной школе, и его влияние на учеников сохранялось и после выпуска: «Они делались сторонниками каратановского сурового реализма, в основании которого чувствовалась школа Сурикова. Поэтому под опосредствованным Суриковским влиянием были все художники Красноярска и большинство красноярских художников, поселившихся в других городах Сибири. Среди них— председатель общества художников Сибири «Новая Сибирь» А.В. Вощакин». ** * Н.В. Лисовский. Сибирский художник Д.И. Каратанов. Красноярское книжное издательство, 1974, с. 29. ** П. Муратов. Художественная жизнь Сибири 20-х годов. «Художник РСФСР», Ленинград, 1974, с. 78. Итак, ясно, что истоком развития изобразительного искусства Красноярска, его прочной реалистической основой является творчество и общественная деятельность В. И. Сурикова. После Великой Октябрьской социалистической революции художественная жизнь Сибири представляла собой довольно сложное явление. В ряде городов организуются художественные общества. В самом начале 1920 года в Красноярске, как только было покончено с колчаковцами, художники вошли в профсоюз Рабис и создали студию-коммуну, членами которой были как красноярские, так и «осевшие» в городе приезжие художники. Одних из европейской части России привела сюда гражданская война, другие приехали, спасаясь от голода. В Красноярске в эти годы оказался Б. Иогансон, впоследствии автор замечательных картин «Допрос коммунистов» и «На старом уральском заводе»; он работал декоратором городского театра. Более трех лет жил здесь живописец Н.М. Никонов, написавший картину «Вступление партизан в Красноярск», приобретенную Третьяковской галереей. В Красноярской художественной галерее имеется его акварельный автопортрет 1920 года. Девятнадцатилетним юношей оказался в эти годы в Красноярске П.В. Мальков. Впоследствии он стал лауреатом Государственной премии и преподавал в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова. В собрании красноярца Н.В. Лисовского есть карандашные работы П. Малькова тех лет — «Автопортрет» и «Голова старика», экспонировавшиеся на выставках в Красноярске. Но «плотнее» всех приезжих был связан с Красноярском П.Н. Староносов (1893—1942). Первое время художник жил у Д.И. Каратанова, который, несомненно, оказал значительное влияние на этого талантливого самородка, не имевшего художественного образования и своим развитием «обязанного самому себе». П.Н. Староносов стал большим художником, добившись этого упорным трудом, а также благодаря той помощи, которую получал от старых товарищей по искусству. Всю жизнь с большим теплом вспоминал Староносов известного художника Д.С. Моора и Д.И. Каратанова, которых считал своими учителями. В Красноярске начало зарождаться его мастерство графика. Сам художник так рассказывал об этом: «В последнее время пребывания в Красноярске, в 1922 году, меня пригласили в редакцию «Красноярского рабочего» и предложили сделать ряд карикатур на тему о продналоге. Рисунки я сделал, но как их отпечатать? Цинкографии в городе не было. Пришла в голову мысль о гравюре на линолеуме. Необходимого материала также достать было невозможно. Тогда редактор Оленич-Гнененко вырезал из-под своего стула кусок линолеума и дал его для клише. С этого куска начала развертываться моя граверная работа».* (Источник: П. Староносов. Моя жизнь. - М.-Л., «Искусство», 1937, с. 45) Так первые опыты перешли в увлечение, живописец стал графиком. После Красноярска он уехал в Закавказье, затем переселился в Москву и до последних дней жизни (умер в 1942 году) не забывал Красноярск. Все оттиски своих линогравюр и ксилографии слал Каратанову и Лисовскому. Красноярск располагает самым большим собранием подлинных работ Староносова. Значительное число их находится в Красноярской художественной галерее. Сразу же после освобождения Красной Армией Красноярска созданная при отделе народного образования секция ИЗО организовала выставку картин местных художников. Нельзя сказать, что она была удачной и что ее произведения оказались созвучными событиям времени. Спустя полгода открылась вторая выставка, которая, судя по отзывам печати, ничем существенным не отличалась от первой. Рецензент смог выделить лишь работы Д. Каратанова, его «северные мотивы». Больше всего автора рецензии возмутило то, что «кругом кипит жизнь, а они (художники) ничего не хотят знать вне своего «художественного Эльдорадо». (Источник: Джон. Уединенный адаг. — «Красноярский рабочий», 1920, 17 августа). Он имел в виду студию-мастерскую, где собирались художники для профессиональной учебы. Трудно судить, насколько объективна эта рецензия. Произведений тех лет не сохранилось. Но вполне допустимо, что автор сгустил краски. Оценивая первые выставки послеоктябрьского периода, нужно иметь в виду, что, хотя умом и сердцем художники могли понимать суть происходящих революционных событий и преобразований, им не так легко и просто было отразить новые идеи в художественных образах. Требовалось время, и это вполне закономерно. После отъезда из Красноярска Б. Иогансона, Н. Никонова, П. Староносова, П. Малькова в выставочной деятельности наступило затишье. Только в апреле 1924 года была открыта художественная выставка. Событие это примечательно тем, что названа она была «Первая художественная выставка». Видимо, этим подчеркивалось, что и общественность города, и сами художники относились к недавнему прошлому как к предыстории. И летопись своей художественной деятельности они начинают именно с этой выставки, когда ее участниками стали только красноярцы. К началу 1925 года в Красноярске сложился, наконец, устойчивый коллектив художников. В мае 1925 года Д. Каратанов, А. Лекаренко, А. Вощакин, В. Петраков, И. Ляхов, А. Никулин, П. Пакшин, К. Поляшов, К. Вальдман устроили большую и содержательную выставку своих работ. В ряде произведений была видна попытка найти темы и сюжеты, близкие современности, стремление осмыслить события. Газета «Красноярский рабочий» заметила, что в творчестве художников чувствуется определенный уклон к зарождению новых образов. Наиболее значительные работы показал А. Лекаренко. Его цикл графических листов, объединенных названием «Пролетарий», посвященный революционным событиям, получил хороший отзыв критики. И. Ляхов экспонировал жанровую композицию «Первое мая» и портрет «Комсомолка»; Д. Каратанов — зарисовки, выполненные в поездке по районам Крайнего Севера. Особое внимание привлекли цветные линогравюры А. Никулина, в которых художник затронул тему сибирской ссылки В. И. Ленина. Таким образом, первое пятилетие для изобразительного искусства Красноярска было периодом, когда определилось отношение художников к окружающей действительности, к своему месту в жизни нового советского общества, а также к реалистическому методу, как единственно правильному и прогрессивному. Организационно коллектив еще не был оформлен, но идейно-творческая позиция красноярцев была близка существовавшему в те годы в стране художественному объединению АХРР (Ассоциация Художников Революционной России), наиболее последовательно отстаивавшему в художественном творчестве принципы реализма. Это отметил в своей рецензии корреспондент местной газеты в статье о выставке 1925 года. Он писал: «Большая часть картин на выставке выполнена в духе АХРРа». (Источник: П.К. Художественная выставка. — «Красноярский рабочий», 1925, 6 мая). В январе 1926 года состоялось первое организационное собрание художников города, на котором было избрано правление. В его состав вошли Ляхов, Петраков, Пакшин. Начали проводиться занятия по идейно-политическому воспитанию коллектива, была организована профессиональная учеба. Планомернее стали устраиваться выставки, куда привлекались и самодеятельные художники — резерв для пополнения профессионального искусства. Устранялась существовавшая до сих пор разобщенность, повышалось чувство ответственности, развивалась общественная активность художников. В январе 1927 года в Новосибирске собрался первый съезд художников Сибири и одновременно открылась выставка живописи, скульптуры, графики и архитектуры. Накануне съезда образовалось общество художников «Новая Сибирь», а в ряде городов возникли его филиалы. Главную роль в организации общества сыграли красноярские художники А. Вощакин, А. Лекаренко, А. Никулин, К. Поляшов. Председателем был избран А. Вощакин. Центром этой организации стал Новосибирск. Цели художественного общества были изложены в декларации: «Близость к трудящимся массам, единение с ними, работа для них — основной лозунг нашего общества. Идти под Красным знаменем, в ногу с пролетарской революцией, радуясь ее достижениям, мужественно преодолевая все трудности,—-таков наш путь».** (Источник: П.К. Художественная выставка. — «Красноярский рабочий», 1925, 6 мая. Декларация напечатана в членских билетах общества). Декларация «Новой Сибири» была созвучна декларации АХРР. На организованной первой Всесибирской художественной выставке от красноярского коллектива приняли участие Каратанов, Лекаренко, Вощакин, Ляхов, Никулин, Пакшин, Петраков, Вальдман, Поляшов, Ефремов, Попов. На выставке экспонировалось около 600 работ из разных городов Сибири. Выставка побывала в Омске, Томске, Красноярске и Иркутске. Для музеев Сибири были приобретены работы Каратанова «Рыбаки», Вальдмана пейзаж «Тайга», «Заповедник «Столбы», Петракова «Канатчики» и «Сибирский двор». После съезда, в марте 1927 года, в Красноярске был создан филиал общества «Новая Сибирь», куда вошла основная группа художников. Вощакин остался в Новосибирске, возглавив правление «Новой Сибири». Прошедшие на сибирской земле съезд и художественная выставка имели важное значение. Они укрепили веру сибиряков в возрождение в широких масштабах искусства в Сибири. О выставке, как факте исключительного значения, писали газеты Красноярска, Иркутска, Томска, Омска, Барнаула. Заметки о выставке появились в газетах «Правда», «Известия». Из Новосибирска художники уезжали с намерением подготовить картины из жизни Сибири для будущей второй выставки, приуроченной к 10-летию Октября. На местах они старались увлечь своим энтузиазмом всех, кто любит искусство и работает в нем. Даже в таких маленьких городах, какими были Минусинск и Ачинск, общее чувство духовного возрождения привело к образованию художественных коллективов, тоже получивших звание филиалов «Новая Сибирь». Они устраивали небольшие выставки и налаживали художественное образование в своих городах. В 1928 году Красноярск отмечал 35-летие творческой деятельности Д.И. Каратанова. Была организована персональная выставка его работ. Исполком горсовета обязал отдел народного образования возобновить работу художественной школы. Советом географического общества была организована секция литераторов и художников, чтобы приблизить творчество местных поэтов, писателей и художников к темам края. Важным событием было открытие художественной выставки. Новые работы свидетельствовали об укрепившемся стремлении художников связать творчество с жизнью. Хорошие отзывы получили «Лесопильный завод» К. Вальдмана, цикл работ «Горная Хакасия» А. Лекаренко, серия офортов из «Алтайской сюиты» А. Вощакина, «Портрет В. И. Сурикова» — скульптура А. Попова, большое полотно из быта Красной Армии «Греются на прогулке» В. Петракова. Выставка, в сущности, подводила итоги работы в первое послеоктябрьское десятилетие — период становления нового искусства. Наряду с ростом профессионального мастерства шло художественное освоение новой действительности. В разных жанрах были созданы произведения, отражавшие события и настроения этого времени. Но хотя общее развитие изобразительного искусства в крае шло вперед, было бы неправильным давать ему только односторонне положительную оценку. На выставках были и слабые работы, и даже те, которые характеризовались как лучшие, имели недостатки профессионального характера. Но важно главное — деятельность художников первых послеоктябрьских лет подготовила почву для успешного в дальнейшем развития искусства в крае и Сибири. Нельзя не отметить активного участия художников 20-х годов в агитационно-массовой работе — художественном оформлении демонстраций, улиц, площадей в дни революционных праздников. При газете «Красноярский рабочий» было образовано нечто вроде творческого клуба. Здесь на общих собраниях литераторов и художников родилась идея планового украшения города к Октябрьским торжествам — десятилетию Советской власти. Было много инициативы и выдумки, создавались оригинальные по решению плакаты, панно, арки и т. п. Художники проходили первую школу творческого служения народу и революции. Общество «Новая Сибирь» и его филиалы просуществовали до конца 1931 года. Постановлением президиума Крайрабиса и Сибискусства общество художников «Новая Сибирь» было ликвидировано, художникам предложено проработать установки центральных группировок и оформиться филиалом какой-либо из них. (Источник: «Сибирские огни», 1931, № 7—8, с.) В феврале 1932 года в Красноярске был создан филиал РАПХ (Российской Ассоциации Пролетарских Художников). А через два месяца, 23 апреля 1932 года, вышло известное постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Все группировки были ликвидированы и создан единый Союз советских художников. Члены всех группировок вошли в него на равных правах. В связи с этим постановлением красноярский филиал РАПХ прекратил свою деятельность. В Иркутске было создано оргбюро Союза советских художников Восточной Сибири, включавшее и Красноярск. В апреле 1933 года в Иркутске открылась конференция художников Восточно-Сибирского края. От красноярского коллектива в ней деятельно участвовали Д. Каратанов, А. Шестаков, А. Васильев, Е. Кобытев, И. Ляхов. Основное внимание конференция уделила вопросам практического осуществления решений партии о перестройке работы на новой основе. Конференция избрала правление Союза художников, в состав которого от Красноярска вошли Д. Каратанов, А. Васильев, И. Ляхов, Е. Кобытев. Председателем был избран красноярский график А. Васильев. Фактически центром краевого Восточно-Сибирского отделения Союза художников стал Красноярск, так как председатель и большинство членов правления были красноярцы. Конференция работала на фоне выставки произведений сибирских художников. Свои работы показали Д. Каратанов, И. Ляхов, К. Матвеева, В. Петраков, А. Шестаков, А. Ефремов и художники-самоучки Бояршинов, Калашников и А. Яворский. Правление наметило большие меры по активизации творческой деятельности художников Восточной Сибири. Решено было готовить очередную выставку под девизами «За генеральную линию партии», «За построение социализма в нашей стране». Но организовать и провести ее не успели. В конце 1934 года Восточно-Сибирский край был реорганизован, выделился Красноярский край с центром в городе Красноярске, и в жизни красноярских художников начался новый период. На первом организационном собрании художников в 1935 году представитель крайкома партии сообщил, что принято решение о создании краевого отделения Союза художников. Это решение было воспринято с большим одобрением. В оргбюро вошли представители партийных органов и художники А. Шестаков, В. Петраков и Ермаков. Был намечен обширный план работы по организации выставок, выявлению художественных сил края, организации учебы талантливой рабочей и сельской молодежи. Готовясь к созыву первой краевой конференции, оргбюро создало филиалы в Минусинске, Ачинске, Енисейске. В Красноярске был создан горком Союза под председательством К.И. Матвеевой. В доме Суриковых (он не был в те годы мемориальным музеем) начала работу студия по повышению профессионального мастерства. Деятельность оргбюро и коллектива художников широко освещалась в местной печати. «Красноярский рабочий» систематически информировал читателей о ходе подготовки к выставкам о новой форме работы оргбюро — организации творческих командировок художников по краю, о работе над произведениями и о проведении конкурсов на лучший эскиз тематической картины. Организационная работа, разъезды по краю в целях сбора материала для своих произведений, желание создать к выставке, посвященной 20-летию Октябрьской революции, глубокие по содержанию и мастерству произведения отнимали много времени. В силу этого краевая конференция отодвинулась на 1939 год. На ней был избран руководящий состав. Председателем стал А. Шестаков. Официально красноярская организация — краевое отделение Союза художников — была утверждена оргкомитетом Москвы в 1940 году. Накануне краевой конференции в фойе театра им. А.С. Пушкина открылась краевая художественная выставка. Общий ее уровень был значительно выше всех предыдущих выставок. Хорошее впечатление производили работы Каратанова «Я.М. Свердлов в туруханской ссылке», «Постройка Красноярского острога», «Красноярский бунт». Радовало крепнущее мастерство А. Лекаренко — художник показал работы северной тематики; цветовой свежестью выделялись пейзажи «Столбы», «Старый и новый Красноярск» К. Вальдмана. Тема пребывания В.И. Ленина в сибирской ссылке нашла отражение в работах В. Петракова.При подготовке к очередной выставке правление объявило конкурс на лучший эскиз на историко-революционную тему из прошлого Красноярска. Премиями были отмечены работы Д. Каратанова «Землепроходцы», А. Лекаренко «Расстрел колчаковцами партизан» и Дмитриева «Ленин в Шушенском». Многие художники уехали в творческие командировки. В Курейке работали Каратанов и молодой художник Г. Попов. Свои зарисовки и этюды — более 70 работ — они показали потом, организовав выставку в Туруханске и Ворогово. В колхозе «Стальной конь» Емельяновского района собирал материал А. Шестаков, где он и умер за работой. Уроженец Красноярска Александр Сергеевич Шестаков (1893—1941) окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, принимал активное участие в художественной жизни края, явившись одним из организаторов краевого отделения Союза художников. Он вел педагогическую работу в художественной школе, пользовался большим авторитетом у своих учеников и коллег по искусству. Началась Великая Отечественная война. Она поставила перед художниками задачу — обратить искусство в оружие против врага. Красноярское отделение Союза художников совместно с товариществом «Художник» начало регулярный выпуск плакатов «Окна ТАСС». Плакаты ежедневно появлялись на рекламных щитах, в витринах магазинов, на стенах домов одновременно со сводками Совинформбюро. Многие рисунки и плакаты сопровождались текстом боевых стихов, написанных красноярскими поэтами. Активное участие в агитационно-массовой работе принимали художники А. Лекаренко, Б. Ряузов, Н. Заяц, Р. Руйга, А. Васильев, К. Матвеева, Я. Еселевич, А. Климанов и другие. Наиболее актуальные по темам и интересные работы воспроизводились на 21 открытках и «секретках». Не прекращалась и творческая работа по созданию произведений станковой живописи, скульптуры и графики, в которых отражались героические будни тружеников тыла и славные подвиги воинов на фронтах. В 1942 году состоялись три художественных выставки — две краевые, в июне и ноябре, и межобластная — «Художники Сибири в дни Великой Отечественной войны» — в Новосибирске, организованные филиалом Государственной Третьяковской галереи, находившейся в эвакуации в Сибири. Среди картин краевых выставок зрители и критика отмечали «Подвиг капитана Гастелло» и «Могила фашистских пиратов» Б. Ряузова (это было первое участие художника в выставках). Обобщением фронтовых впечатлений явилась картина А. Климанова, участника битвы под Москвой, «Кладбище фашистских танков». Теме Отечественной войны посвятили свои произведения К. Вальдман («На новые рубежи»), Н. Заяц («Атака отбита»). Подвиги на фронтах войны, находившие отражение в творчестве художников, волновали зрителей, призывали усилить помощь фронту. Часть работ на выставках рассказывала о подвигах тружеников тыла. Это композиции «В помощь фронту» 3. Волковинской, «Тыл — фронту» Г. Ермолаевой и другие. На межобластной выставке Б. Ряузов показал созданное перед уходом на фронт полотно «Морской бой. Эпизод в Баренцевом море в 1941 году». Картина передавала суровое дыхание героической борьбы советских моряков с вторгшимся в наши воды фашистским боевым кораблем. В работах военной тематики молодой художник Б. Ряузов показал себя талантливым, думающим и сразу был принят в члены Союза художников СССР. С батальной картиной «Отступление немцев под Москвой» выступила на межобластной выставке К. Матвеева. Газета «Красноярский рабочий» писала в те дни: «С большой активностью ведут работу живописцы и скульпторы Красноярска. На проведенной летом 1942 года выставке «Великая Отечественная война» экспонировалось 86 работ. Лучшие произведения художников, отражающие борьбу советского народа, отобраны для массовой репродукции. Уже выпущены открытки репродукций с картин Б. Ряузова «Подвиг капитана Гастелло», В. Никифорова «Расплата», Ф. Марьясова «Зверства фашистов на Украине». К 25-й годовщине Октября будут выпущены: «Подвиг учительницы Жуковой» 3. Волковинской, «Подвиг Тотмина» К. Вальдмана, «Партизаны» Д. Каратанова. Гравировал репродукции А. П. Павлов». *(Источник: У художников Красноярска. — «Красноярский рабочий», 1942, 28 октября). Две больших выставки были проведены в 1943 году. Одна из них посвящена 25-летию Красной Армии, вторая — 26-й годовщине Октября. Основной темой была Великая Отечественная война и героический труд советских людей в тылу. Художественные выставки в суровые годы войны — свидетельство глубокой веры народа в свои силы, правоту своего дела и конечную победу над врагом. В это время творческую организацию художников возглавлял Иван Иванович Наливайко (1907—1946). Это был энергичный руководитель, отдавший много сил укреплению коллектива в тяжелые годы войны. Он был строг, требователен и вместе с тем внимателен к талантливой молодежи, изыскивая все возможности для материальной поддержки активно работавших художников. Итоги творческой работы красноярских художников за военные годы подвела седьмая краевая художественная выставка осенью 1945 года. Были показаны как вновь созданные произведения, так и выполненные в первые годы войны, но не потерявшие своего значения. Наряду с большим количеством портретов красноярцев — Героев Советского Союза, значительное место на выставке занимал пейзаж. В 1946 году красноярцы впервые приняли участие на выставках за пределами края и Сибири. На первой послевоенной республиканской художественной выставке Д. Каратанов был представлен одной из своих лучших работ — картиной «Таежная глушь». Полотна А. Лекаренко открыли для широкого зрителя красоту природы далекого Таймыра. Одна из его работ «В низовьях Енисея» экспонировалась на Всесоюзной художественной выставке 1946 года — «Победа». На этой же выставке Р. Руйга показал серию графических работ, посвященных Хакасии: «Бой богатырей», «Курганная степь» и другие. Картины К. Вальдмана «Вечер в заповеднике», «Столбы» рассказывали зрителям республиканской выставки о неповторимой красоте сибирской зимы. Мирная послевоенная жизнь выдвинула перед художниками новые проблемы как организационного, так и творческого характера. Важное значение при этом имели постановления ЦК партии по идеологическим вопросам, принятые в период 1946—1948 и последующие годы, в которых неуклонно отстаивались основные творческие принципы советского искусства: коммунистическая идейность, партийность, народность, реализм, подчеркивалась необходимость тесной связи искусства с жизнью народа, осуждались тенденции безыдейности, формализма и натурализма, часто выступавших под флагом новаторства. В послевоенные годы творческая активность красноярских художников быстро росла, их ряды пополнялись выпускниками художественных вузов и училищ. Поступательный рост и развитие изобразительного искусства в крае происходили на фоне общего подъема экономики и культуры в стране. Создавались необходимые условия для развития искусства. В 1959 году в Красноярске открылся Дом художника. Ведущие мастера получили творческие мастерские. Неизмеримо улучшились условия производственной работы, укрепилась материальная база, увеличились ассигнования на заключение с художниками договоров и т. д. Важное место заняли вопросы художественного образования. Были созданы благоприятные условия для работы Красноярской художественной школы. Открылись новые в Норильске, Абакане, Канске, Енисейске, Шушенском, Дивногорске. В 1958 году состоялся первый набор студентов в Красноярское художественное училище. Талантливая молодежь получила возможность, не выезжая за пределы края, овладеть профессией художника. Одновременно с училищем была открыта художественная галерея. Ее роль велика не только в деле эстетического воспитания трудящихся, но и в активизации творческой деятельности художников. В галерее открыт отдел советского искусства, в котором свое место заняли и произведения местных мастеров. В выставочных залах галереи и Дома художника постоянно экспонируются работы красноярских художников и передвижные выставки, присылаемые центральными музеями и дирекцией художественных выставок Москвы. В 1957 году был создан Союз художников РСФСР. Более планомерной стала выставочная деятельность в масштабах Российской Федерации. Образовались десять зон, объединивших ряд смежных краев и областей. Начали проводиться зональные художественные выставки. Красноярский край вошел в зону «Сибирь социалистическая». Она объединяет Алтайский край, Иркутскую, Кемеровскую, Новосибирскую, Омскую, Томскую области и Тувинскую АССР. Сегодня Красноярский край представляет огромную строительную площадку. У Дивных гор поднялся гигант на Енисее — Красноярская ГЭС. Эстафету дивногорцев приняли строители еще более мощной Саяно-Шушенской ГЭС. Своим трудом советские люди преображают Сибирь, ставят природные богатства на службу народу. На Таймыре растет и развивается Норильский горно-металлургический комбинат — жемчужина советского Заполярья, построена Хантайская ГЭС. Не перечесть всех строек Красноярья. Насыщенные могучей техникой, они поражают воображение каждого, художника же — в особенности. Трудовой подъем строителей захватывает живописца, графика, скульптора. Все это дает неисчислимое количество все новых и новых композиционных решений, подсказанных жизнью. На великой стройке художника воспитывает и грандиозный размах строительства, и кипучая трудовая жизнь, и сплоченные многонациональные коллективы, и характеры, судьбы людей. С удовлетворением можно отметить, что образный строй многих произведений красноярских художников предопределен пафосом созидательного труда советских людей на великих стройках коммунизма. Красноярской организацией Союза художников сделано много интересного. Прошел глубокий и сложный процесс формирования творческого коллектива, он дал реально ощутимые результаты. На родине великого Сурикова работает сейчас свыше 180 художников, более 60 из них — члены Союза. Филиалы творческой организации имеются в городах Норильске и Абакане — областном центре Хакасии. Красноярские художники активно выступают на краевых, зональных, республиканских и Всесоюзных художественных выставках. Общее количество участников краевых и зональных выставок колеблется от 70 до 80 авторов, республиканских — 25—30, Всесоюзных — 17—20. Произведения многих живописцев, графиков и прикладников экспонировались на выставках советского искусства за рубежом. В разное время красноярским мастерам присвоены высокие звания заслуженного деятеля искусств РСФСР — Д.И. Каратанову, Б.Я. Ряузову, Р.К. Руйге; заслуженного художника РСФСР — А.П. Лекаренко, В.И. Мешкову, Н.В. Касаткиной, Ю.П. Ишханову, Т.В. Ряннелю, Н.П. Лою, А.М. Знаку, А.Ф. Калинину; Б.Я. Ряузов избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР и удостоен звания лауреата Государственной премии РСФСР. Значительную часть творческого коллектива составляет молодежь. Среди них и недавние выпускники институтов и воспитанники Красноярского художественного училища. Они не только хранят традиции, созданные мастерами старшего поколения. Они в постоянном поиске. Постоянно «молодея», организация берет не только числом, но и умением. Выставки последнего десятилетия показали, что коллектив красноярских художников способен решать серьезные задачи и создавать произведения, стоящие на уровне требований современного советского искусства. museumsrussian.blogspot.ru Наследники великого Сурикова - НАШ КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙНаш край известен как промышленный центр России, кладовая природных богатств, здесь сосредоточены современные производства, энергетика, академическая наука. Но не хлебом единым жив человек. Красноярск – это и крупный культурный центр за Уралом. Мы можем гордиться как выдающимися художниками слова, музыки, танца, оперного пения, так и художниками в буквальном смысле – теми, кто занимается живописью, графикой, скульптурой. Суриков, Каратанов, Ряузов, Знак, Ишханов, Ряннель, Поздеев... Имена этих мастеров известны в стране и мире. Удаленность Красноярска от столиц сыграла и положительную роль: именно у нас, «во глубине сибирских руд», сохранились фундаментальные традиции русской реалистической школы живописи, не замутненные быстротечными модными веяниями. Специалисты-искусствоведы считают, что правомерно говорить о красноярской художественной школе, основы которой заложил наш выдающийся земляк Василий Иванович Суриков. В нашем городе ежегодно проводится зимний фестиваль искусств имени великого живописца – каждый раз он становится заметным культурным событием для края, на него съезжаются художники, музыканты, артисты со всей России и из зарубежных стран. На разных площадках города проходят многочисленные выставки, концерты, премьеры спектаклей, творческие встречи и мастер-классы. Красноярск – единственный город за Уралом, где представлен полный четырехступенчатый цикл художественного образования: у нас есть детские художественные школы (первую из них организовал Суриков), художественное училище, институт. Работает региональное отделение «Урал, Сибирь, Дальний Восток» Российской академии художеств. В городе сохранены художественные мастерские – они переданы в краевую собственность, эта ситуация уникальна, такого нет нигде в стране, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. Творцам не грозит продажа мастерских с молотка и выселение, как это произошло во многих других городах. Красноярское отделение Союза художников России – одно из самых многочисленных и представительных в Сибири. Оно насчитывает в своих рядах более 200 живописцев, графиков, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства, дизайнеров и проектировщиков, художников театра, искусствоведов. При Союзе существует большая молодежная секция. Только в последние годы в городе благодаря стараниям Союза художников и краевого минкульта были проведены десятки выставок, в том числе и масштабных, в экспоцентрах MixMax и МВДЦ «Сибирь». На них были представлены работы художников со всей Сибири и Дальнего Востока. Передвижные выставки выезжают в города и районы края. Красноярские художники бывают в длительных творческих командировках: КНР, Южная Корея, Франция, Испания, Германия... В мире уже налюбовались авангардом, поэтому возрождается интерес к русской академической традиции, которая у нас в Красноярске никогда не предавалась забвению. В сегодняшнем выпуске – краткий экскурс в историю красноярской художественной школы, рассказ о выдающихся творцах, имена которых навечно вписаны в культурную летопись нашего края. Становление профессионального изобразительного искусства начиналось в нашем крае с Василия Ивановича Сурикова (1848–1916). В Красноярске будущий великий живописец создал свои первые детские и юношеские работы. Красноярский край свято чтит имя художника, получившего мировое признание. Музей-усадьба Сурикова, улица имени Сурикова, художественный музей и художественное училище имени Сурикова… Начало началПосле окончания Академии художеств Василий Иванович остался жить в Москве, но часто приезжал на родину, работал здесь над этюдами, набросками к своим картинам. Здесь он написал полотно «Взятие снежного городка», создавал живописные и графические портреты земляков, сибирские пейзажи. Рядом с ним делал первые шаги в искусстве его ученик Дмитрий Каратанов, который впоследствии тоже стал известным художником. В 1905 году в городе было создано первое Товарищество художников. У его истоков стояли живописцы Костылев, Шестаков, Козлов, Владимиров. Они открыли в городе классы живописи и рисования, устраивали выставки картин. А 27 января 1910 года в Красноярске открылась первая в Сибири рисовальная школа. Среди тех, кто активно участвовал в ее организации, был Суриков. С самого основания ведущим педагогом школы был Дмитрий Иннокентьевич Каратанов, воспитавший несколько поколений сибирских художников. Многие из первых выпускников школы стали впоследствии живописцами, скульпторами, графиками, известными далеко за пределами нашего города, – скульптор Лавров, в судьбе которого причудливо переплелись Красноярск, Париж, Москва; художник кино Ковригин; живописец и график Вощакин, много сделавший для сибирского и российского искусства; живописцы и графики Ефремов, Матвеева, Троицкий. Выпускник 1912 года Андрей Лекаренко, ставший известным художником, сыграл важную роль в развитии красноярского искусства с 1920 по 1970 год. После Октябрьской революции в Сибирь, в том числе в Красноярск, приехало много художников из центральных областей России, из Москвы и Петрограда. Начиная с 1920 года активизируется выставочная деятельность, в которой принимают участие как местные, так и приезжие живописцы. Красноярцы Каратанов, Петраков, Ляхов, Троицкий, из приезжих – Староносов, Мальков, Иогансон, Никонов. Из окопов – к мольбертуСедьмого декабря 1934 года был образован Красноярский край, и в жизни местных художников начался новый период. В 1935 году состоялось первое собрание красноярских художников, на котором было принято решение о создании краевого отделения Союза художников СССР. В доме Суриковых начала работу студия повышения профессионального мастерства. В 1939 году состоялась краевая конференция художников, накануне которой в фойе театра им. Пушкина разместилась экспозиция краевой выставки. На ней показал свои исторические полотна Каратанов – «Похороны рабочего Чальникова», портрет Ленина в годы сибирской ссылки, «Постройка Красноярского острога», «Красноярский бунт». Официально Красноярское краевое отделение Союза советских художников (ССХ) было зарегистрировано в Москве в апреле 1940 года. Первым председателем стал Андрей Шестаков. 1941 год начался с больших планов творческой организации: предполагалась серьезная выставочная работа, многие художники разъехались в командировки по краю. Но июнь 1941 года сломал все планы. Страна встала на военные рельсы. Многие мастера сменили кисть живописца, резец скульптора, карандаш графика на винтовку. Война разбросала наших художников по разным фронтам. Все четыре военных года не снимали шинели Яков Еселевич, Владимир Мешков, Илья Фирер, Сергей Якшин, Василий Назаров. Художники Александр Калинин, Александр Ткачев, Юрий Худоногов, Владимир Свалов вошли с нашими войсками в Европу, освобождали Румынию, Польшу, Чехию, Германию. Но даже в огне войны художники в редкие свободные минуты делали наброски боевых сцен, рисовали своих товарищей. Нелегко было и тем, кто оставался в тылу. В это время в Красноярск были эвакуированы из центральных городов России многие живописцы и графики, которые влились в красноярскую организацию художников и вместе с сибиряками продолжали заниматься творчеством. Проводили выставки, рисовали агитационные плакаты и открытки, оформляли эшелоны, отправляющиеся на фронт, писали лозунги. Отгремела война. Не было материалов, мастерских, вместе со всем народом художники переживали голод. Но ничто не могло помешать вдохновению. Художники едут в творческие командировки, работают по всему краю, создают яркие полотна и графические листы. Вернувшиеся с фронта художники и молодое поколение живописцев и графиков с первых же послевоенных лет сумели прославить наш край на всесоюзных выставках, их работы вошли в золотой фонд советского изобразительного искусства. Время больших переменВ конце 1950-х годов из Ленинграда приехали скульпторы Ю. П. Ишханов и В. А. Зеленов. Они дали импульс развитию скульптуры в крае. Чуть позже, отучившись в Ленинграде, в Красноярск приехали С. Е. Орлов и А. М. Знак, положившие начало подлинному развитию портрета и тематической картины. В 1948 году Красноярск широко отпраздновал столетний юбилей Сурикова. В доме, где родился Василий Иванович, был открыт его мемориальный музей. На открытие приезжали родственники великого художника – его дочь Ольга Васильевна с мужем Петром Петровичем Кончаловским. В 1958 году произошло сразу несколько важных для жизни Союза художников и в целом для Красноярска событий. На проспекте имени газеты «Красноярский рабочий» была торжественно открыта Красноярская художественная галерея – первый настоящий выставочный зал. Было закончено строительство Дома художника по пр. Мира, 56, с творческими студиями, помещениями Союза, а главное, с выставочными залами, в которых и сегодня размещаются все самые значительные экспозиции краевой творческой организации. В этом же году открыло свои двери Красноярское художественное училище им. В. И. Сурикова. В 1963 году состоялся первый выпуск, и с этого времени училище ежегодно выпускает десятки интересных художников. Из стен училища вышли В. Ф. Капелько, Г. Г. Горенский, С. Ф. Туров, Б. Н. Молчанов, В. И. Кудринский, Н. И. Рыбаков и другие. В 60–80-е годы красноярские художники, как и вся творческая интеллигенция, были увлечены освоением Сибири и строительством на ее просторах промышленных и энергетических гигантов, они с головой окунались в романтику великих строек. И вслед за строителями появлялись со своими этюдниками на сооружении дороги Абакан – Тайшет, в палаточных городках при закладке Красноярской ГЭС и строительстве Дивногорска, с первыми изыскателями – на Саяно-Шушенской ГЭС. Мастера изобразительного искусства работали горячо, увлеченно, создавая живописные полотна, графические серии. И сейчас подкупают своей искренностью акварели Т. В. Ряннеля, живопись и графика С. Е. Орлова, офорты Е. А. Шепелевича, рисованные композиции Р. К. Руйги, гравюры Н. С. Сальникова. Художники воспевали прекрасную сибирскую природу и могучих в своих деяниях людей. 1980-е годы для изобразительного искусства Красноярска стали временем больших и хороших перемен. Был создан Красноярский государственный художественный институт, первым ректором которого стал известный российский график В. Н. Петров-Камчатский. С 1996 года институт возглавляет академик А. А. Покровский. В 1987 году в Красноярске было создано отделение Российской академии художеств, при нем открылись творческие мастерские живописи, скульптуры и графики. В наши дни художественная жизнь в городе и крае не только не замирает, а, наоборот, становится все более интересной и разнообразной. Новые слова – биеннале, инсталляция, перформанс – уже не пугают зубров классической школы. Издаются альбомы, каталоги. Появляются новые имена, подрастает талантливая молодежь, которая пробует новые формы и жанры. К сожалению, имеющиеся в городе выставочные залы уже не вмещают всех желающих. Тесно в них, они не соответствуют требованиям XXI века. Художественное сообщество Красноярска давно говорит о том, что городу нужна большая, современная картинная галерея или художественный музей. Из всей плеяды красноярских художников трудно выделить даже десяток наиболее знаменитых, чтобы никого при этом не обидеть. Потому что выдающихся у нас куда больше десятка. Рассказать обо всех подробно невозможно. И все же мы выбрали троих, чьи имена уж точно ни у кого не вызовут сомнений. Чистое искусство РяузоваБорис Яковлевич Ряузов (1919–1994) – самый титулованный из красноярских художников. Он первый за Уралом получил звания академика и народного художника России. Ряузов много лет руководил Красноярским отделением Союза художников. В воспоминаниях о нем коллеги единодушны: это был глубоко порядочный человек, на первом месте у него всегда было искусство. Он умел ценить талант. Именно годы его правления связаны с появлением такого феномена в красноярской художественной среде, как Андрей Поздеев, которого долго не признавала власть. Ряузов много раз защищал Поздеева, а это в творческих кругах было большой редкостью в советские времена – можно было и самому «партбилет на стол положить». Борис Ряузов родился в Архангельской области в семье рыбаков. В начале 30-х годов семья переехала в Омскую область. Отец художника был репрессирован, его арестовали и расстреляли. В 1939 году Борис поступает в Омское художественное училище. Проучившись там два года, в 41-м переезжает в Красноярск. Когда началась война, у Ряузова была бронь, он мог не идти на фронт, художники нужны были в тылу для агитационной работы. Но, преодолев бронь, он в 1942 году идет на войну в составе 78-й Добровольческой стрелковой бригады. На фронте не расстается с карандашом, красками и бумагой, делает много эскизов, зарисовок. В послевоенное время эти наброски помогли художнику создать множество батальных полотен. Широкую известность Ряузову принесла «Туруханская серия», созданная им в 50-е годы. Работы этой серии поступили в Третьяковку и Государственный Русский музей. В 60-е годы, развивая тему сибирского пейзажа, Ряузов создает новую серию – «Исторические места Сибири, связанные с жизнью и деятельностью Ленина». Он оставался верен суриковской школе. Но его реализм совершенно удивителен. Даже в заказных, «идеологических» работах художник остался самим собой. Он сумел создать лирический сибирский пейзаж, который в конце жизни мастера стал обобщенно-философским размышлением о природе мироздания. А это чистое искусство, без какой-либо идеологии. Самый сибирский финнТойво Ряннель. Это «нездешнее» имя красноярские ценители живописи произносят с великим почтением. Финн, для которого Сибирь стала второй родиной, гордость Красноярского края и всего российского изобразительного искусства. Тойво Васильевич Ряннель, будущий народный художник России, родился в 1921 году в деревне Тозерово под Петроградом, в семье крестьянина-финна. Сибирь, куда сослали семью Ряннелей в 1931 году, стала для него неиссякаемым источником вдохновения и любовью всей его творческой жизни. Он с детства рисовал, окончил Омское художественное училище. Во время войны преподавал рисование в школе, затем ушел в геологическую партию техником-геодезистом. Во время длительных таежных экспедиций в его рюкзаке всегда были краски, карандаши, бумага, в короткие минуты отдыха он делал множество зарисовок и акварельных этюдов. Развиваясь, меняясь с годами, художник остался верен реализму, русской академической школе. С этюдником он объездил всю Сибирь, не раз бывал на юге и севере края, в Саянах, много путешествовал по Енисею – от самых его истоков до устья. Все величие и разнообразие сибирской природы отразились в картинах Ряннеля. Лучшие из них – «Рождение Енисея», «Тропа великанов», «Сердце Саяна», «Горные кедры». Ряннеля называют «певцом Сибири», картины его восхищают зрителей и искусствоведов своей поэтичностью, красочностью, монументальностью. Его самое, пожалуй, мощное полотно «Горные кедры» стало своеобразным символом красноярской школы пейзажа. Это гимн Сибири и сибирякам. В 1995 году по приглашению президента Финляндии Тойво Васильевич переехал в эту страну на постоянное место жительства, но время от времени посещал Красноярск, проводил здесь выставки, в Красноярске изданы многочисленные альбомы с репродукциями его картин. Умер художник на родине предков в 2012 году. Он оставил неизгладимый след в истории красноярского художественного искусства. Солнечный художникАндрея Геннадьевича Поздеева коллеги, искусствоведы, журналисты часто называют солнечным художником. Это был светлый, добрый, искренний человек, необычные картины которого завораживают, многие из них вызывают радость и улыбку. Поздеев – коренной сибиряк. Он родился в 1926 году в поселке Нижний Ингаш Красноярского края. В 1943-м пошел на фронт добровольцем, воевал на Дальнем Востоке. «Нестандартный» художник часто подвергался жесткой критике за «формализм» и «буржуазное искусство». Критика достигла своего апогея в 1986 году на выездном пленуме Союза в Красноярске, где в то время проходила персональная выставка Поздеева. К счастью, она вызвала волну протеста в среде местного художественного братства и отчасти произвела обратный эффект – художественные музеи Сибири стали приобретать его работы. Вспоминает вдова художника Валентина Михайловна: «Вольтер говорил: «Надо возделывать свой сад». Андрюша его и возделывал. Днем и ночью. Он не мог видеть перед собой чистого холста, места не находил, не мог успокоиться, пока не начнет на нем писать. Он всяко мог работать – и в тишине, и среди людей. Иногда на улице, когда рисовал, вокруг собиралась толпа, которая щелкала семечки и говорила: «Черт знает что этот художник рисует!» А он не обращал внимания и работал. Везде и всегда. Даже в больнице, куда я приносила ему краски и альбомы…» 12 июля 1998 года Поздеев скончался в своей мастерской в Красноярске. Последними его словами были: «Положите со мной чистый лист бумаги». К кому не зарастет народная тропа?Если говорить о скульптуре как об искусстве, а не как об улично-декоративном украшательстве (аполлоны, сантехники, пьяницы с собачками, адамы с евами... несть им числа, всех и не упомнишь), то в городе за последние пару десятилетий появилось несколько памятников, заслуживающих по-настоящему высокой оценки. Они стоят на своем месте и выполнены на достойном художественном уровне. Да что там – несколько... Скажем прямо: четыре. Причем памятник Астафьеву в это число, увы, не входит. При всей его монументальности и «классичности». Не замечает его народ. Неудачное место выбрано. Про Дубенского и Резанова тоже лучше промолчим. В 1994 году на Поклонной горе появился памятник воинам-интернационалистам. В народе его прозвали красноярским Алешей. Авторы – архитектор Сергей Геращенко и скульптор Борис Мусат. Памятник Чехову работы Константина Зинича и Арэга Демирханова встал на набережной Енисея в 1995 году. Красивый памятник, со смыслом. Еще одно заметное произведение монументального искусства также создано выдающимся красноярским скульптором Борисом Мусатом. Он увековечил в бронзе знаменитого хирурга, священника и богослова Войно-Ясенецкого – архиепископа Луку, причисленного к лику святых. Монумент был установлен на перекрестке проспекта Мира и улицы Горького в 2002 году, у входа в бывший архиерейский дом, сейчас здесь православный храм. В 2008-м, к 160-летию Сурикова, на перекрестке одноименной улицы и проспекта Мира был установлен памятник великому художнику. Это дипломная работа скульптора Ильи Котова, сделанная еще в 1960 году. До этого монумент стоял на берегу Качи в Юдинском саду, затем около художественного училища. И вот наконец Суриков занял положенное ему место: рядом с Домом художников. Единственный, пожалуй, пример, когда уличная скульптура стала символом и по-настоящему полюбилась горожанам, – это памятник Андрею Поздееву работы Юрия Злоти и Михаила Меркулова. Как бы ни ругали его критики (да и вдове художника памятник не нравится), нам уже трудно представить Красноярск без веселого бронзового художника под зонтом. Возле него назначаются свидания, памятнику трут нос «на счастье». Ну чем не народная любовь? Читайте такжеКомментарии:Нет комментариевgnkk.ru Художники Красноярского края - ДокументХудожники Красноярского края Заместитель заведующей по УВР МБДОУ № 244 Масловская Татьяна Ивановна Можно ли говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения определенных знаний о нем? Мы хорошо понимаем, что важно обеспечить доступный объем знаний с учетом умственных возможностей дошкольников: принимая во внимание характер мышления, способность к обобщению и анализу. Важно организовать сообщение знаний о родном крае так, чтобы вызвать у ребенка познавательную активность, развить любознательность. Одним из направлений этой деятельности стала рубрика «Люди, которые прославили наш край». Я предлагаю вашему вниманию систему работы по знакомству с родным краем через знакомство с творчеством художника В.И.Мешкова. Мешков Владимир Ильич – народный художник Российской Федерации, заслуженный художник Чувашской республики. Значительная часть его жизни связана с Севером, с Эвенкией и непосредственно с окружной газетой «Эвенкийская новая жизнь», в которой он начал трудиться в 1939 году художником- иллюстратором (фотографии тогда не было), а уже спустя девять лет Владимир Ильич был принят в Союз художников. С 1948 года его работы начинают экспонироваться во многих престижных выставках. Владимиром Мешковым создано около 3 тысяч линогравюр, десятки живописных полотен, в которых отражается главная тема его многолетнего творчества – Север Красноярского края, его природа и люди. Имя художника хорошо известно не только у нас в стране, но и за рубежом – во Франции, Германии, Японии, Алжире, Нигерии и других государствах. Я хорошо помню с детства, когда мы школьники приходили в мастерскую (на проспекте Мира) Владимира Ильича и как завороженные постигали секреты черно-белой, а позднее и цветной графики. Эти впечатления волшебства я пронесла через всю свою жизнь и всегда о них рассказываю детям. Певцом Енисейского Севера был и остается Владимир Ильич Мешков. Этот самобытный художник в своем творчестве один из первых воспел красоту и суровость, необычность и обыкновенность нашего Севера, трудолюбие и гостеприимство, искренность и бескорыстие, природную одаренность и духовное богатство его коренных жителей. Все это нашло воплощение в творчестве В.И. Мешкова – большого искреннего друга северян. Художник был свидетелем становления новой жизни, когда под напором новых общественных сил отступала вековая нищета и отсталость, уходили в прошлое суеверие и темнота, вырастал новый человек Севера. Мы хорошо понимаем, что эмоционально воспринимать окружающий мир помогают живое слово, музыка, изобразительное искусство. Искусство помогает детям воспринимать то, чего они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представить то, что нам хорошо знакомо. Так наблюдения в сочетании с художественным произведением, рассматривание картин, иллюстраций к книгам, открывают ребенку окно в мир, помогают сделать необходимые обобщения, способствуют пробуждению чувств. Примерный перспективный план по теме: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с Севером Красноярского края через творчество заслуженного художника РФ Владимира Ильича Мешкова. Задачи:
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: «Ознакомление с техникой линогравюры – станковая графика». Задачи: - познакомить детей с творчеством художника В.И. Мешкова, его краткой биографией; -познакомить детей с техникой линогравюры; - закрепить умения печатания фигур животных с помощью трафарета; - воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства. Материал: портрет художника В.И. Мешкова, репродукции с линогравюр В.И.Мешкова, печатки для получения оттиска, трафареты животных.. Ход занятия
Владимир Ильич Мешков родился 15 августа 1919 года в семье бедного чувашского крестьянина, в деревне Сятро-Кассы близ Чебоксар – столицы Чувашской автономной республики. Когда Володе было 8 лет, семья Мешковых переселилась в Сибирь, в Иркутскую область. Уже в школьные годы у мальчика появилась страсть к рисованию. Когда он стал взрослым, то успешно работает художником в редакциях газет Иркутской области и Красноярского края. И вот первая поездка на Север. Почти три года прожил он в Эвенкии, сотрудничая в окружной газете. Север пленил его своей суровостью и удивительной красотой. На всю жизнь полюбил он и людей этого края. «По утрам,- вспоминает Мешков, - меня будил глухарь. Еще до рассвета он взлетал на вершину лиственницы, чтобы встретить рассвет на высоте. Я так и запомнил северные рассветы, и хлопанье больших крыльев, тревожный сон оленей. Все это было утро моей молодости. Я рисовал то, что видел. Люди радовались, видя мои рисунки, а это было моим счастьем. Я понял, что мои работы, мои чувства нужны людям». Мастерство пришло не сразу. И лишь в совершенстве овладев техникой станковой цветной линогравюры, Мешков смог показать Север во всем величии. 2. Рассматривание линогравюр В.И. Мешкова. - Воспитатель предлагает рассмотреть линогравюры: «В эвенкийской тайге», «Вечер на Хетте». Вопросы: - Кто знает, в каком виде изобразительного искусства работает художник? (графика). Графика не простая, а на линолиуме, поэтому картины называются линогравюрами. -Что изобразил художник на картинах? Какое настроение он передал? Как вы думаете, почему? -Ребята, для создания линогравюр художник использует большие куски линолиума. Он наносит на линолиум рисунок и с помощью резца его вырезает. Резец скользит по листу линолиума. С ювелирной точностью наносит художник каждый штрих. Вот уже накатана краска, сделан оттиск. И снова художник склоняется над столом, снова скользит резец, воплощая замысел мастера. Для цветного печатания художник пользуется станковой графикой. Владимир Ильич сам оборудовал для этого мастерскую и устанавливает в ней станок собственной конструкции. Немало бессонных ночей провел он в мастерской в мучительных поисках. Ребята, сегодня мы с вами познакомились с творчеством художника В.И. Мешкова. Сюжеты гравюр просты, но сколько глубоких чувств вызывают эти, казалось бы обыденные картины из жизни северян. Мешков заставляет зрителя размышлять, волноваться, переживать. Цветные линогравюры о Севере потребовали многих лет напряженного труда. О его гравюре «На берегу Карского моря» сибирский поэт Казимир Лисовский писал: Скалы. Птичьи базары. Льдов зеленая россыпь. Ветра злого удары, Да немые торосы Долог путь сюда труден, Но в суровом просторе Покоряется людям Берег Карского моря.
- Дети, представьте себе, что вы мастера. И мы сегодня с вами создадим свои картины о Севере. Для этого мы воспользуемся трафаретами, на которых у вас изображен северный олень. А можно воспользоваться печаткой для получения изображения. - Воспитатель предлагает рассмотреть, какой рисунок изображен на печатке. В ходе занятия воспитатель избегает прямых указаний детям, он интересуется их замыслами, какую краску выберет ребенок и как лучше сделать оттиск печаткой. В конце занятия все рисунки вывешиваются на доску. Воспитатель задает вопрос, интересно было работать? Понравилось им быть мастерами графики ? (ответы детей). -Посмотрите издали на наше творчество. Представьте, что это одно полотно. Как бы вы назвали нашу гравюру? Литература
Сто знаменитых красноярцев. – Красноярск: Издательские проекты, Красноярское книжное издательство, 2003. – С. 358-362. uchebana5.ru |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|