|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Закрытые сообщества Красноярска: старообрядцы. Староверы красноярского краяЗакрытые сообщества Красноярска: старообрядцы | Проспект Мира | КрасноярскРассказывать о староверах достаточно сложно, и сложность эта не только в том, что живут они в основном в труднодоступных районах, куда на самолете, поезде или автомобиле доберешься далеко не всегда, но и потому, что единенное, казалось бы, старообрядчество при ближайшем рассмотрении распадается на сотни сект и толков, каждая из которых чем-то неуловимо отличается от остальных. Потому и истории о быте и нравах старообрядцев так отличаются друг от друга: одни утверждают, что гостеприимней раскольников людей нет, и взахлеб рассказывают о домашних соленьях и вареньях, которыми те потчевали, другие рассказывают о нелюдимых бородачах, даже в самый лютый мороз не пускающих на порог случайных прохожих.
Старообрядчество зародилось на Руси после проведенных в 17 веке реформ патриарха Никона, наиболее важными из которых были следующие: 1. вместо двоеперстного крестного знамения было введено троеперстие; 2. в старых книгах писалось и произносилось имя Спасителя «Исус», в новых же книгах это имя было переделано на греческий лад «Иисус»; 3. в старых книгах установлено во время крещения, венчания и освящения храма делать обхождение по солнцу, в новых — против солнца. Принять столь радикальные реформы смогли не все — часть народа сохранила привязанность к «старой вере», даже несмотря на казни и гонения, и сохраняют ее по сей день. Старообрядцы или раскольники, как их стала называть официальная церковь, спасаясь от преследования государства, расселялись по самым дальним уголкам Российской империи, и хотя центром русского старообрядчества считается европейский север, хватает староверов и на берегах Енисея. Основные поселения находятся в Приангарье, а также в верховьях реки на территории Тувы.
Так же, как и остальные, старообрядцы-раскольники Красноярского края делятся на множество течений. Два основных — поповцы (те, кто имеет церкви и священство) и беспоповцы. Представители первого течения в основном живут в городах и крупных селах, вторые, в свою очередь, делятся на неисчислимое количество толков (часовенники, поморы, федосеевцы, филипповцы, нетовцы, дырники и т. д) и обитают по большей части в таежной глуши. Различий между ними куда больше, чем сходств: церковники не хотят признавать часовенников, часовенники скептически относятся к дырникам и другим радикальным староверческим толкам. Так что мы попробуем выделить несколько черт, общих для всех ревнителей старой веры. Борода — старообрядцы свято блюдут завет не стричь и уж тем более не брить бороду, полагая, что именно она отличает мужчин от женщин. — Сейчас я в город выехал: вдруг попаду под аварию в машине, меня убьют и похоронят меня и отпоют как за женщину, а я ведь всё-таки мужчина, а с бородой меня уже и отпевать будут, как надо. А то без бороды примут за женщину и за женщину отпоют, — рассказал о своих страхах этнографам житель общины в Ужепе Макарий Рукавицин.
Неприятие табака — старообрядцы помнят о законах, существовавших в Московском царстве. — Твердый запрет на табакокурение — это исторически сложившийся запрет еще с XVII века, когда табак даже не курили, а «пили» — дым пропускали через кальяны, вода булькала, и русским некурящим людям казалось, что не дым глотают, а воду. Эти привычки завезли на Русь восточные патриархи и лжепатриархи, которые с кафедр своих были смещены, но приглашавший их царь Алексей Михайлович об этом не знал, — рассказывает в интервью старообрядческому сайту старообрядческий же митрополит Андриан. Отказ от алкоголя — на самом деле это не совсем так, староверы в умеренных количествах потребляют самодельное вино и мед, а вот пить алкоголь фабричного производства категорически отказываются. Но связано это скорее не с трезвостью, а с нежеланием платить государству, которому в Российской империи принадлежала абсолютная монополия на водку.
Отказ от сотрудничества с государством — на самом деле это касается только беспоповцев, официальная старообрядческая церковь с властью вполне уживается, а вот в многочисленных лесных поселках отношение к государственным паспортам, представителям и даже пенсиям резко отрицательное. — Запомнилось о печати антихриста. Павел пояснил по-своему, что, например, все официальные записывающие человека документы и есть его печать. Так антихрист хочет нас всех взять под контроль. «Вон, в Америке уже каждому человеку собираются какие-то электрические чипы под кожу вшивать, чтобы нигде от антихриста не мог скрыться», — пересказывает слова старовера Павла Бжитских блогер Олег Смолий.
Но основной чертой староверческих общин, особенно беспоповского толка, можно назвать затворничество, которое из вынужденной меры со временем переродилось в основную религиозную идею. Отсюда и верность старинным обычаям, и закрытые общины, и отдельная посуда для пришлых, которой не пользуются «истинно верующие», и стремление всё от сапог до посуды делать самим. Хотя раскольники охотно пользуются такими дарами цивилизации, как моторные лодки или снегоходы, к новшествам относятся с подозрением, а электронные приборы во многих общинах и вовсе проходят по разряду бесовских. Что же касается гостеприимства, то тут большинство исследователей и путешественников сходятся на том, что староверы хоть и подозрительны к чужакам, в помощи не откажут. Конечно, в гостях не стоит курить, ругаться матом, а уж тем более трогать нечистыми руками священные книги и предметы, но большинство раскольников, кроме разве что самых радикальных, странника на морозе не оставят и примут вполне по-человечески. Ну и напоследок небольшой старообрядческий словарь Кадровые — распространенное среди старообрядцев уничижительное обозначение всех представителей власти. Лестовка — разновидность четок у старообрядцев. Плетеная лента, завязанная в петлю. Отче — наставник скита. Подручник — небольшой квадратный коврик (тонкая подушка) для рук и головы для совершения земных поклонов. Семипоклонный начал — молитвенное последование, совершаемое старообрядцами в начале и в конце всякой церковной службы или домашней молитвы. Согласие — группа объединений, верующих в старообрядчестве, придерживающаяся той или иной разновидности обрядовой практики. Черноризы — монашки, матушки скита. Щепотники — остальные православные, прозваны так за троеперстное крестное знамение. Фото из ЖЖ OPSQUICK. А вы уже читаете «Проспект Мира» в Телеграме? prmira.ru Староверы: как живут в поселке, которого нетБурный по самые заборы занесен снегом. Поселок, разделенный рекой Тасеевой, лепится к двум берегам. На каждом по десятку домов и своя школа. За крепкими заборами под сугробами угадываются грядки и кусты. Дорог, связи, телевизоров здесь нет. Да и не нужны они, считают староверы. Здесь живут родами – и возвращаются даже те, кто уехал за границу. Административная аномалияДобраться до Бурного непросто: сначала до деревни Кирсантьево, где староверов и мирян 50 на 50, потом – по Тасеевой. Летом 20 км на моторке, зимой – на «Хивусе». Судно на воздушной подушке хорошо идет по чистому льду или открытой воде. Но мы приехали в неудачное время: после снегопада и внезапной декабрьской оттепели вода на реке пошла поверх льда. Как результат – груженый «Хивус» ровно на половине дороги садится, мотор не тянет по рыхлому снегу и воде. Глава Кирсантьево Николай Козырь, который сидит за штурвалом, и усом не ведет: то, что для нас транспортная катастрофа, для жителей Мотыгинского района норма жизни – здесь и не такое видали. Моментально принимает решение – оставить в «Хивусе» женщин, за мужчинами, оставшимися на реке, вернутся позже. Нас встречает добротная деревушка с крепкими заборами и шапками снега на домах. Бурный – по имени порога недалеко от деревни. Порог сильный, непростой, говорят, что нередко во время сплава люди на нем гибнут. Когда-то на месте деревни был сплавной участок, за сезон здесь сплавляли миллионы кубов леса. Участок закрылся, и здесь стали селиться староверы. – С Дальнего Востока пришли, с Маньчжурии, – староста деревни Перфилий Баянов хитро улыбается в бороду. – С Урала здесь есть, с Калужской области. Уругвая, Канады, обеих Америк… Но как именно они появились в этом поселке, не говорит напрямую. Староверы принимают нас, чужаков, гостеприимно, накрывают роскошный стол: плов с красной рыбой – на дворе Рождественский пост, рыбные пироги, «компотовка» – слабый хмельной напиток. Но в дома не приглашают и, отвечая на вопросы, многого напрямую не говорят, а переспрашивать неудобно. Не для того их предки ушли от мира, чтобы потом каждому встречному-поперечному о себе рассказывать. Поселок Бурный – административная аномалия: в советских паспортах старожилов значится «поселок Бурный», в современных все прописаны на одной из улиц Кирсантьево, оставшейся в 20 км от нас. (Это большая сложность для районных властей, которую всеми силами стараются решить: нет поселка – не заложишь горючее, чтобы до него добраться.) Да, у староверов есть паспорта, получают они и свидетельства о рождении на детей. ИНН уже «не по вере». Не по вере стричь волосы, носить короткие юбки. Нельзя краситься и плясать, а вот петь – можно. Но тоже не все подряд. Кроме духовных песен, девушки Бурного поют народные – и Кадышеву, ее можно. Пить и курить – грех. Телевизор, радио и телефон – грех. Но он все-таки у староверов есть – лежит в гараже, чтобы с ним можно было в город выехать. Техника есть у каждого, без нее никуда: лодка, снегоход – вот обязательный минимум. С ними ловко управляются даже 10-летние пацаны. И хоть нет в поселке телевизора и Интернета, все новости жители Бурного знают – и чуть ли не лучше городских. Газету выпишут – все вместе прочитают, потом по реке люди приходят, сами ездят – и уж про район все знают точно. Сошлись – живитеВо всех старообрядческих деревнях, которых в Мотыгинском, да и в соседних районах немало, проблема одна – найти себе жену. Это общество живет обособленно, потому и создать семью, чтобы не было близкородственных связей, сложно. Проверяют связи до восьмого колена. Чаще всего присматривают невест в ближайших деревнях: отправляют парня свататься. А он потом на посиделках смотрит – приглянется девушка или нет. По вере жениться можно и с 15 лет, но это было раньше – сейчас таких случаев немного. И дело совсем не в Уголовном кодексе – большинство пар до загса просто не доходят, в миру о них не знают. – По вере разводов у нас нет: сошлись, закон приняли – живите, – рассказывает улыбчивая Антонина, невестка старосты. Она в деревне что-то вроде повитухи: если роды будут сложными, рожениц отправляют в Мотыгинскую ЦРБ, нет – справляются на месте. – Венчание у нас есть. Но никакого белого платья и фаты, что вы. Сарафан и платок. В загс кто-то ездит, а мы с мужем не регистрированные – 18 лет просто живем и все. Дети на отца записаны. Детей у 34-летней Антонины четверо. В староверческих деревнях дети есть всегда – вот и Бурновская начальная школа, над крыльцом которой до сих пор прибита табличка «РСФСР. Министерство просвещения», работает постоянно – лет 70 точно, говорят старожилы. В единственном классе учатся 4–6 детей. Школа – буквально три комнаты: печка, на которой сушатся лыжные ботинки, класс с методическими материалами, на стенах – рисунки и расписание. Все как в обычной городской школе: математика, русский, английский, рисование. Все сейчас ведет Ольга. Она – редкий пример приезжего человека, который раньше к староверам отношения никакого не имел. Ольга крестилась – и вслед за мужем переехала из Хакасии в Мотыгинский район. Сейчас она учитель, но только первых четырех классов. Полноценная средняя школа есть только в Кирсантьево – именно туда отправляют учиться детишек после четвертого класса. Да и то не все – Кирсантьево только наполовину своя, там много соблазнов, что, по мнению староверов, может детям навредить. Часто уезжают учиться и дальше – в город, но почти все после учебы возвращаются домой. Исключения очень редки. Любят сказки и БарбиДля детей приезд чужих – настоящий аттракцион. Стоят группками – улыбаются, смотрят внимательно. Не сразу понимаешь, что в этом взгляде непривычно, и только через какое-то время становится ясно: девчонки смотрят прямым взглядом глаза в глаза, как взрослые, на равных. И сразу видно – кто чей ребенок, как в наших старых деревнях, здесь живут родами, на этом берегу Тасеевой буквально две фамилии у всех жителей. Видно, кто Баянов, а кто – Симушин. Дети охотно рассказывают нам, как любят школу, но не все уроки, потому что учительница строгая – требует. Больше всего им нравится окружающий мир, потому что «там всего помаленьку обо всем». Любят читать, но в основном русские народные сказки. А еще – играть в куклы, шить для них, есть и Барби, играют все вместе. И – обычные деревенские развлечения: зимой горка, летом речка. Родители, нет, не строгие, не ругаются, вот только бы получилось без бати съездить в Кирсантьево – и накупить всего в магазине. Так-то можно покупать, но батя сначала должен все «править». Как так «править» – девчонки стесняются, не рассказывают: по одной этой детали становится понятно: староверческие поселения – сложное общество, в котором долгие века живут по законам, непонятным нам, мирянам. Но зато, как говорит глава Николай Козырь, что такое полиция, здесь точно не знают – не бывает в Бурном преступлений. Выезжать за пределы поселка можно спокойно – в город нужно то по делам, то в больницу. – Но вот только кажется, что очень шумно там, и хочется быстрее вернуться домой, – говорит Антонина, поправляя платок. Родилась она в 40 км от Бурного, туда к ней муж свататься и ездил. – Для меня ничего сурового в такой жизни нет, я привыкла – мне кажется, я счастливый человек. В пять вечера уже темнеет: в Мотыгинском районе световой день заканчивается на час раньше, чем в Красноярске. В 6–7 часов на охоту выйдут волки, которых в этих местах много. В 10 вечера в Бурном погаснет электричество – дизель работает только до этого времени: глава района предлагал продлить, но «зачем нам», говорят староверы. Деревня уснет, чтобы на следующий день женщины проснулись в 6 утра и начали свой ежедневный труд, который держит эту деревню. Читайте также28 Июл '2017Армия прорыва 75 лет назад в Красноярске началось формирование 78-й Добровольческой Сталинской бригадыКомментарии:Нет комментариевgnkk.ru Старообрядцы в Енисейской губернии (по материалам КГКУ «Государственный архив Красноярского края»)Старообрядцы в Енисейской губернии (по материалам КГКУ «Государственный архив Красноярского края»)
В результате раскола Русской православной церкви в середине XVII в. на сторонников и противников нововведений патриарха Никона в религиозной и социальной жизни России возникло старообрядчество – явление сложное, противоречивое, вызывавшее и вызывающее интерес у историков. В истории Красноярского края старообрядчество также занимает свое место. Ведь после разгрома в первой половине XVIII века западнорусских старообрядческих центров судьба немалой части последователей старой веры теснейшим образом оказалась связана с территорией за Уральским хребтом. Кто же они, сибирские старообрядцы? Сколько их было? Где и как проживали? Как строили свои отношения с властью и местным населением? Частично на эти вопросы можно ответить, ознакомившись с документами КГБУ «Государственный архив Красноярского края». Но не на все вопросы. Ведь многие общины действовали на территориях, достаточно удаленных от населенных пунктов, и не контактировали ни с местной администрацией, ни с населением и поэтому достаточно долгое время оставались неизвестными. Но и имеющиеся документы могут оказать существенную помощь в изучении этого явления. Появление старообрядцев или раскольников (как их официально называли до 1905 г.) в Сибири связано как с их принудительным переселением, так и добровольной миграцией целых старообрядческих общин или их отдельных представителей с целью сохранения своих религиозных взглядов и распространения своего влияния. И те, и другие процессы отражаются в соответствующих документах. В XIX веке губернские власти ежегодно должны были составлять специальные ведомости «О старообрядцах и раскольниках разных согласий и сект», где указывалось, сколько раскольников и сектантов проживали в данном городе или уезде, к каким сословиям относились, не относились ли они к помещичьим крестьянам. Окружными полицейскими управлениями составлялись отчеты о наличии раскольничьих молелен в уездах. В них указывалось, где находились молельни, когда были открыты и с чьего разрешения. Интересными документами являются и ведомости о лицах, принадлежащих к расколу и занимающих должности по выборам. В них указывались: звание, имя, отчество, фамилия, род занятий и местожительство выбранных раскольников, занимаемая ими выборная должность, время их избрания, на какой срок избраны, к какой принадлежат секте, сколько лет от роду, какого поведения избранный, не был ли он, судим за действия по расколу. В ведомостях также указывались сведения о числе проживающих в отдельных населенных пунктах православных и раскольниках. Кроме того, сведения о старообрядцах содержатся в метрических книгах старообрядческих общин, в рапортах благочинных о переходе в раскол православных, в рапортах священников о развитии в их приходах раскола, в переписке властей разного уровня. Диапозон расселения старообрядцев на территории Енисейской губернии был достаточно широк. Они жили на Среднем и Нижнем Енисее, Подкаменной Тунгуске, Ангаре, Ачинском и Минусинском уездах. Отдельные группы проживали в городах. При этом в документах наиболее полно отражается деятельность именно старообрядцев юга губернии. Здесь старообрядческие общины, действуя легально или полулегально, вписались в существующие социально-экономические порядки и старались в меру своих возможностей или окончательно легализоваться, или повысить свой статус, поднимая перед властями различные вопросы. Так, летом 1884 г. в деревне Кугуртак Курагинской волости появился крестьянин Костромской губернии Василий Петрович Горбунов с полотняной походной церковью, который именовал себя иереем, посвященным известным московским первой ветви австрийского толка архиепископом Савватием. Сразу же после появления в деревне Горбунов попытался легализовать свою деятельность, для чего он предъявил властям грамоту, выданную Савватием. Практически в это же самое время проживающие в деревне Малые Кныши Минусинского округа раскольники обратились в департамент общих дел Министерства внутренних дел о разрешении им устроить в деревне молельню. Несколькими годами позже раскольники деревень Изындаевой Ужурской волости и Павловской Назаровской волости Ачинского округа ходатайствовали перед губернскими властями о разрешении заменить в метрических книгах слово раскольники на слово старообрядцы. К 1886 году ряд населенных пунктов Ачинского и Минусинского округов были или полностью, или частично старообрядческими. В деревне Павловской Назаровской волости Ачинского округа из 681 жителя последователей Русской православной церкви было 16 человек. В деревне Мало-Кнышенской Идринской волости из 118 человек 117 были старообрядцами. В селе Верхнеусинском Усинского пограничного округа последователей Русской православной церкви было 62, а раскольников 497. В деревнях Куряты Сагайской волости и Быстрой Тесинской волости Минусинского округа проживали только старообрядцы. В деревнях Салбинской и Екатеринской Идринской волости соотношение между последователями Русской православной церкви и старообрядцами было, соответственно, 46 и 56, 174 и 132. Из документов видно, что в сельской местности старообрядцы занимались хлебопашеством и различными крестьянскими работами, а в городах, в частности, городе Минусинске, торговлей и ремеслами (так, из пяти старообрядцев, выбранных в Минусинскую городскую думу в 1882 г., трое занимались торговлей, один был кузнецом и еще один маслобойщиком). Активно участвовали старообрядцы и в общественной жизни - избирались на должности сельских старост, сельских писарей, волостных судей, волостных заседателей по хозяйственной части и, как уже говорилось выше, гласными городских дум. При этом не только в населенных пунктах, где они составляли большинство. В деревне Белоярской Курагинской волости Минусинского уезда, где проживало 456 православных жителей и 197 старообрядцев, в 1885 г. сельским старостой был избран раскольник Петр Степанович Веревкин, а в деревне Большеидринской Идринской волости того же уезда, где из 112 человек жителей раскольников было 8, на должность кандидата в волостные старшины был избран раскольник Андрей Егорович Овчинников. Проживающие в Енисейской губернии приверженцы старой веры относились к различным направлениям в старообрядчестве. При этом четкое понятие, кто такие старообрядцы, было законодательно установлено только в 1905 г. До этого под определение раскол попадали все религиозные группы, отколовшиеся от православия: старообрядцы, приемлющие священство, и раскольники разных согласий, не приемлющие священства, но поклоняющиеся иконам; духоборцы, молокане, иконоборцы, не приемлющие священство и не поклоняющиеся иконам; субботники или иудействующие; скопцы. В официальных документах по отношению к одним и тем же религиозным группам применялись понятия раскольники, старообрядцы и сектанты. Сами старообрядцы к термину «раскольники» относились отрицательно, и как уже говорилось выше, протестовали против того, чтобы их так называли. Они называли себя приверженцами истинной веры и считали себя православными. С 1905 г. в Российской империи старообрядцами стали называть всех последователей толков и согласий, которые признавали основные догматы православной церкви, но при этом не признавали некоторые из её обрядов и отправляли свое богослужение по старопечатным книгам. Были установлены различия между старообрядцами, сектантами и последователями изуверских учений, которые подлежали уголовному наказанию. Старообрядчество делится на два направления - поповское и беспоповское. Поповцы признавали таинство священства и церковную иерархию. Богослужение у них отправляли перекрещенные священники, переходившие к старообрядцам из официальной церкви. Основным течением поповского направления был Белокриницкий (Австрийский) толк или Белокриницкая (Австрийская) иерархия – по названию Белокриницкого монастыря на Буковине (в то время территория Австрийской империи), где это направление было основано. После того, как в 1906 г. был подписан указ о порядке образования и действия старообрядческих общин, на территории Минусинского уезда были официально созданы три общины австрийцев – Минусинская старообрядческая община Покрова Пресвятой Богородицы (г. Минусинск, деревни Малая Минуса и Городок), Казанско-Богородская община (деревни Казанско-Богородская, Кныши, Малые Кныши, Паначева, Брагина, село Салбинское) и Николаевская община в Усинском пограничном округе (село Верхнеусинское, деревня Нижнеусинская, поселки Знаменский, Атамановский, Уюкский, Туранский). Представители другого течения поповского направления – беглопоповцы - проживали в деревне Белоярской Курагинской волости Минусинского округа. Беглопоповское направление изначально объединяло беглых священнослужителей, отвергнувших никоновские реформы и порвавших с официальной церковью. Основу общины, как правило, составляли лица, укрывшиеся от властей. Беглопоповцы не признавали за Белокриницкой иерархией главенство в старообрядчестве. Беспоповцы отвергали священников и ряд таинств. Под влиянием социальных и религиозных противоречий у них образовался ряд толков и согласий – поморы (поморцы), федосеевцы, филипповцы, нетовцы, дырники, представители страннического толка. Старообрядцы беспоповского направления проживали в ряде деревень Тесинской, Сагайской, Ермаковской волостей Минусинского округа. В частности, в деревнях Быстрой Тесинской волости и Таскиной Сагайской волости Минусинского уезда проживали представители поморского толка, в конце XIX – начале XX вв. наиболее влиятельного и крупного направления среди беспоповцев. Описания поморцев содержатся в донесениях священника Кочергинской Вознесенской церкви Иоанна Токарева в духовную консисторию о деятельности раскольников деревни Таскино и переписке по этому вопросу (70-е гг. XIX в.). В частности, крещение младенцев и совершение браков у раскольников поморского толка исполняли наставники. Имена наставников поморцы от властей скрывали. Для молитвословий собирались в одном месте, причем всегда присутствовал один из наставников. Эти собрания были многочисленными, особенно в великие праздники и в Великий пост. Помещения, в которых происходили моления, запирались и охранялись караульными, чтобы не могли проникнуть посторонние. Интересным направлением в старообрядчестве было часовенное согласие. Эта группа старообрядцев первоначально выделилась из беглопоповцев. Но постоянно испытывая трудности со священниками, а во время гонений на старообрядцев в период царствования Николая I вообще оказавшаяся без них, заменила иереев на наставников или уставщиков из мирян. Богослужения стали проводить в часовнях (отсюда и название согласие). Таким образом, часовенные фактически превратились в беспоповцев, но сами себя к ним не относили. В Минусинском округе часовенные проживали в деревне Большеидринской Идринской волости, а в Ачинском округе в деревне Павловской Назаровской волости. При этом Павловская была одним из достаточно крупных центров старообрядчества в губернии – в 1894 году в деревне действовали три раскольничьи молельни. В.В. Чернышов, ведущий архивист КГКУ «ГАКК» список статей xn----7sbbimrdkb3alvdfgd8eufwc.xn--p1ai Деревня староверов в Красноярском крае (много фото) | Года два назад в деревне Мариновка, что в Ирбейском районе, поселилось несколько староверческих семей. На тот момент затерянная в тайге старая деревушка в нынешние времена попала в разряд вымирающих. Школы там не было, а женихам уж под 70 лет - живут, вернее, доживают свой век в Мариновке одни старики да старушки. Безлюдье, отдаленность от шумных трасс и таежная глухомань привлекли староверов. Приехали они сюда из Енисейского и, в основном, из Курагинского района, где до образования общины Виссариона жили без проблем. Но чем дальше, тем невыносимее становилось соседство с "антихристом", как называют они новоявленного мессию. Решили сорваться с обжитого места и пуститься в другие края, благо вся Сибирь в их распоряжении, и много еще в ней нехоженых троп. *** Цивилизация не для этих людей. Они предпочитают дожидаться "конца света" в забытом другими, отшельническом месте, где никому ничем не обязаны, и где никто от них ничего не требует. Покой важнее благ, придуманных социумом. И вера, подлинная, генетически передаваемая из поколения в поколения, превыше, ценнее... Однако совершенно обойтись без общества "доникониановские" христиане уже не могут - продукты питания, такие, как крупы, мука, соль, сахар, им приходится покупать. Естественно, за деньги. Поэтому и работать на предприятиях и в организациях староверам приходилось. В Мариновке они организовали свой промысел - таежный. Все охотники. Занимаются сбором лесных даров. Для собственных нужд разводят домашнее подворье. Старообрядец Борисов Михаил Иудович окончил восемь классов. Детей его теперь учит жена. Но доход приносит плотницкое мастерство - мужики делают срубы бань, небольших избушек, которые пользуются спросом у ирбейцев и жителей округи. За этим сюда приезжают мирские люди. На вырубку делянок у староверческой общины есть соответствующее разрешение. И вообще, они живут в ладу с законом: паспорта, прописки - все имеется. Однако от пенсий и детских пособий отказываются, мотивируя тем, что человек сам должен заботиться и о малых, и о старых. *** Позапрошлым летом мне довелось встретиться с одной семьей из мариновской староверческой общины. 70-летний бондарь, как должное, принимал выпавшую на его долю заботу о своей состарившейся больной жене, ослепшей и лежачей. В 70 он по-прежнему бондарил, садил огород, заготавливал дрова. Во всем ему помогали и во всем его слушались сыновья, невестки, внуки. В нынешний приезд в Мариновку я поинтересовалась делами старика-старовера. Ответили, что он из Ильинопосадского перебрался в Мариновку, поближе к своим. Жена умерла, а он - в вечных делах и заботах. И в молитве, земных поклонах Богу - такова жизнь. В Мариновке я оказалась в посленовогоднее и построждественское по христианскому календарю время. Невольно спросила, как отмечали праздники? Рождество и для староверов святой день, пояснили. А вот мирской Новый год для них будний день, поскольку летоисчисление старообрядцы ведут не от Рождества Христова, а от сотворения мира. Староверческий Новый год - в сентябре... *** Зима в Мариновке снежная, морозная. Вот и в командировочный день валил снег, небо затянули тучи, ветерок пощипывал щеки. Подъехали к дому местной учительницы, из староверов она. Во дворе залаяли собаки. С дороги вернулся к дому хозяин, ведущий под узду серого коня - гости к нему, чай. Учительницы Марины Александровны в селе не было, она поехала в Енисейск к родителям, чтобы зубы вылечить. Поэтому школа пустовала. Но школу согласился показать ее муж - Борисов Михаил Иудович. "Как с отчеством таким живется?" - спросила высокого красивого мужчину с густой русой бородой. Ничего, говорит, обыкновенное имя, как и любое другое, отец с ним всю жизнь прожил. Времянка Степана Алексеева. "Двухколесник" - ребячий. Ребят у Степана восемь. Все при нем. Бревенчатое одноэтажное здание в Мариновке появилось недавно, с приходом в село староверов. Семьи молодые, многодетные. Вот и решили срубить важное для жизни общины заведение. Своими силами, никого не прося о помощи, не требуя ни за что оплаты, поставили добротный пятистенок. Внутри немазаные бревна щедро побелены известью. Доска, несколько парт да полка с книгами. На стене - детские рисунки, грамота районо за хорошую подготовку к отопительному сезону. Отопление здесь печное, дровами. Есть специальный человек, который отвечает за температуру в помещении. Но поскольку дети еще не приступили к занятиям после зимних каникул, в школе, как на улице - минус 20. Школа начальная. Дети здесь разных возрастов, но, в основном, малыши, девять человек. Других ребятишек, кроме староверческих, в школе нет, как нет и во всей Мариновке. Учительницу тоже из своих взяли. Марина Александровна закончила среднюю школу. Училась хорошо, поэтому местные власти дали ей "добро" на преподавание. Без грамоты нынче никуда. Староверы-родители это прекрасно понимают, потому и трудились на постройке школы, потому и содержат ее, как свой родной дом. У самих Борисовых, женившихся в 1991 году, четверо ребятишек: трое сыновей и дочь. Однако отец их не хотел бы, чтобы дети потом поступили на учебу в город - много там плохого и ненужного им, согласно старообрядческим представлениям. А главное, человек жить должен своим трудом, тем, что дает природа, в гармонии с которой он существует. *** Степан Алексеев (отчество записала неразборчиво, потому извиняюсь за такое представление еще одного героя повествования), в свое время закончил три класса. Для жизни ему этого хватило, к тому же смог освоить различную технику: катер, "КамАЗ", трактор. Надеется, что начального образования будет достаточно и его восьмерым детям, старшему из которых двадцать, младшему нет и года. Старовер Алексеев - один из уважаемых и авторитетных среди мариновских староверов. Человек разговорчивый и в вопросах веры принципиальный, он, как и все старообрядцы, недоверчив к новым людям, особенно любопытствующим, типа корреспондентов, посещающих Мариновку с завидной регулярностью. Староверов в СМИ называли не иначе, как возродившими деревню. И как факт оживления сельской глубинки, называли строительство школы. А вот церкви в Мариновке нет. Мариновские староверы - беспоповцы: нет священника - нет и церкви, решили еще их деды-прадеды. Мариновка даже сейчас напоминает опустошенное селение. Покосившиеся пустые дома встречаются на каждом шагу - семей староверов меньше, чем брошенных крыш. Новостроек немного - школа, большой дом какого-то приезжего горожанина, еще недостроенный, времянка многодетного семейства Алексеевых. Другие староверческие семьи, в основном, заселили пустовавшие деревенские дома. Алексеев решил строиться дальше: этим летом вырастет просторный дом для его семейства. Рядом с Алексеевской времянкой под навесом разместилась столярка, лежат доски, бревна. Перед усадьбой стоит "КамАЗ" - факт расплаты за предыдущую работу в речном флоте на Енисее. Там попал под сокращение. Так оказался в Ирбейском районе. До этого сменил почти десять мест жительства. Он, как и все старообрядцы, надеется, что здесь, наконец-то, обрел постоянное пристанище. Степан Алексеев поддался на просьбу непрошеных гостей и пригласил нас в дом - на улице разговаривать как-то неуютно, холодно. В доме тесновато, ничего лишнего. Бросился в глаза новенький холодильник, рубленый стол с табуретками - добротная мебель. Одна большая комната разделена шторами и шифоньером, огораживающим кухню. Пол устлан домоткаными дорожками. На столе полная миска ароматных сдобных булочек нагоняла аппетит. Но угощение попросить постеснялась, а хозяева потчевать не собирались. Жена, в повязанном на затылке ситцевом платке, при виде гостей смутилась, приветливо улыбнулась и, опустив глаза, с младенцем на руках прошла в невидимую посторонним часть комнаты. Любопытные ребятишки, розовощекие, опрятные, с интересом глазели на гостей, но не лезли с вопросами и отцову беседу не перебивали. На столе у окна они чем-то занимались - рисованием или письмом. Телевизора нет принципиально - лишнее это, ничему хорошему он не научит. Для Алексеева и всех староверов главное, чтоб дети были сыты, одеты и понимали, что в жизни нужно много работать и молиться. А вера прививается личным примером, еще объяснениями взрослых. У ребенка, в общем, остается выбор, этого права у человека никто не отнимал, добавил Степан Алексеев. *** Дед Алексеева - из тувинских староверов. Воевал в Великую Отечественную. Но всегда оставался верен вере своих дедов и отцов. Алексеев и мариновская община причисляют себя к часовенным - у них нет священника. Говорят, после Сергия Радонежского священство не было передано, и после раскола староверы остались, как "стадо без пастуха". Поэтому сейчас в среде староверов существуют разногласия, тянущиеся несколько веков. Церковники не хотят признавать часовенников, часовенники скептически относятся к "дырникам" и другим радикальным староверческим толкам. Это - история из действительности. "Мешаться" староверы не хотят, как и устраивать "драки" по поводу правоты веры - у каждого она своя. Все строго следуют книгам, которыми вера их поддерживается и передается из поколения в поколение. В каждой староверческой книге говорится о том, что любое привнесение извне в святое писание грозит анафемой тому, кто это сделал. Поэтому книги только "свои", передающиеся с тех далеких раскольнических времен от отца к сыну. Иконы - тоже проверенные веками, намоленные. На них глядя, мариновские староверы молятся, отбивая земные поклоны по утрам и вечерам. Иногда для этого собираются вместе. Вместе собираются и для решения каких-то вопросов бытоустройства, хозяйственной деятельности. В государство староверы проникают настолько, насколько нуждаются в нем, не больше. Паспорта, например, есть у всех, справки на рубку леса. Политикой не интересуются, в ее подробные хитросплетения не вдаются. Говорят, что там сплошной обман. Еще дед Алексеева, когда внуку семь лет было, говаривал, придут, мол, времена, когда всех будут заставлять молиться. Пока не заставляют, но это будет, говорит Степан Алексеев. Случится это тогда, когда "непросвещенный народ за Бога примет антихриста и посадит его на престол". Просвещать народ надо, заключает Алексеев, чтоб знал, какая опасность его подстерегает... *** Сегодня староверы могут вздохнуть с облегчением: наконец-то их оставили в покое. Но годы изгнаний и репрессий, а также быстротечно изменяющийся мир не могли не наложить отпечаток на бытие староверческое. Есть среди них и приближенные к цивилизации: обосновались в городе, работают, учатся в институтах, смотрят телевизор. Но есть и такие, кто до сих пор живет вдали от мира, в скитах. Специалисты, оценивая положение староверческих поселений Сибири, говорят, что сегодня существует порядка 50 старообрядческих общин различного толка, причем четыре пятых из них - беспоповцы. Официально зарегистрированы не более пяти процентов. Как пояснили в управлении по делам национальностей, религий и общественных организаций краевой администрации, в Красноярском крае нет специальной программы в отношении старообрядцев. Этому есть несколько причин. Во-первых, эта категория граждан "беспроблемная". Во-вторых, несмотря на то, что они живут в депрессивных районах, где экономически им все сложнее и сложнее выживать, староверы не жалуются и помощи не просят. С другой стороны, ученые могли бы заняться старообрядческими общинами, как сохранившими русскую этническую культуру, своеобразие вероисповедания. Но интереса в исследовании из-за разбросанности общин и из-за отсутствия финансируемой программы почти не возникает. Мариновских староверов я спросила о том, общаются ли они с красноярской староверческой общиной. Нет, потому что в Красноярске - церковники, поповцы. Не к чему смешиваться, мол. У общины староверов в городе Красноярске проблема возрастная - почти нет притока молодежи, а в самой общине - старики. Молодежь все больше поддается благам, предлагаемым обществом... Церковь городским староверам, под которую выделено место и проект которой утвержден, строить не на что - такое длится уже несколько лет. И мариновские староверы, как, впрочем, и большинство других, в этом деле не помощники. И больнее от того, что каждая из староверческих общин, верой и правдой следуя букве старых писаний, бьется в одиночестве, как стебелек от разодранного на части веника...
Ольга ВОРОНЕЖСКАЯ "Сегодняшняя газета" |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|