6+

Районная газета «Красноярский вестник». Издаётся с 31 октября 1931 года

РФ / Астраханская область / Красноярский муниципальный район
карта

Свежий выпуск:

№ 68 от 12.09.2017

Одной строкой

Свежие комментарии

Красноярский метрополитен. Почему в красноярске не строят метро


Красноярский метрополитен — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску Красноярский метрополитенОписание Страна Расположение Дата открытия Маршрутная сеть Число линий Число станций
Россия Россия
Красноярск
неизвестно
3 (план)
более 30 (план)
Схема линий

ru.wikipedia.org

история, строительство, текущее состояние, перспективы

О том, когда в Красноярске построят метро, газеты пишут вот уже не первое десятилетие. Стройка началась в 1995-м, но и по сей день метрополитен не только не запущен в эксплуатацию, но и неизвестно, когда это случится и произойдет ли в принципе. Изначально у властей были действительно грандиозные планы транспортного будущего города, но проекты разошлись с реальностью, причем очень серьезно. Рассмотрим основные вехи этой истории.

Яркое начало

Строительство метро в Красноярске стартовало в далеком 1995-м. Первый ковш был вынут в октябре этого года. Рабочие процессы начались в месте, ранее посвященном железнодорожникам – тут был разбит парк в их честь. Согласно официальным заверениям властей, всего через пять лет к услугам жителей города будут открыты первые пять станций. Стройка началась красиво и броско – пели лозунги и песни, для выступления представителей власти на скорую руку сколотили трибуну, с которой можно было зачитывать громкие обещания. Атмосфера, что ни говори, в лучшем духе советских трудовых будней. Таким же праздником был отмечен первый метр подземной транспортной сети – когда его построили, организовали общегородской праздник.

Сегодня жители города, у которых спрашивают, есть ли метро в Красноярске, лишь горько усмехаются – многие откровенно не верят, что стройка когда-нибудь будет закончена. Иные даже считают, что метрополитен городу вовсе не нужен. В 2001-м провели череду празднеств и митингов, шествий и выступлений, посвященных приближению новых возможностей для жителей города. Тогда же сказали, что первые пять станций будут открыты в 2005-м. Первой должна была стать «Высотная», заключительной – «Проспект Мира».

Много или мало?

Первоначально предполагали, что первая очередь тоннелепроходческого комплекса потребует финансовых вложений в размере 400 миллионов. Такие расчеты были сделаны в 91-м. В ценах того периода это было сравнимо с затратами на атомный крейсер. Приблизительно в такую же сумму оценивалось возведение крупного завода. Конечно, разговоры о таких внушительных деньгах породили немало споров и разногласий. Иные считали, что город вообще не нуждается в метро, другие были убеждены, что столько денег тратить на транспортную систему неразумно, поэтому нужно как-то сэкономить. Впрочем, так сложилось, что со стороны бюджета финансирования проекта в первые годы не было, поэтому постепенно споры утихли сами собой. Действительно, о чем говорить, если проект только на бумаге и никаких перспектив у него, кажется, нет?

Со временем ситуация изменилась, на тоннелепроходческий комплекс было решено выделить средств. В 2001-м отставание от плана оценивалось в три года. Инженеры, отвечавшие за строительство транспортной сети, считали, что такое опоздание можно нивелировать, если вложить в строительство большие суммы, нежели запланировано. Прошло некоторое время, защитили проекты, предполагавшие, что метро будет запущено в 2006 году или годом позднее. Предполагалось сперва построить только одну линию, причем урезать количество станций до трех. К моменту защиты такого проекта преимущественно подготовительные работы были закончены, поэтому жители города воспрянули духом – возможно, не все еще потеряно.

Деньги и проблемы

О том, что ждет город, если текущее состояние красноярского метрополитена, наконец, продвинется до этапа сдачи, уже не раз писали местные новостные издания. Об этом же говорили и чиновники, выступая перед жителями, потерявшими веру в возможность появления подземного транспорта. Запуск метрополитена должен сильно сказаться на городской инфраструктуре, и особенно это будет заметно по тем местам, где будут открыты новые станции. В нынешнем году власти города снова пообещали, что в ближайшую пятилетку транспортный комплекс наконец-то сдадут. Впрочем, пока чиновники даже не могут определиться с выбором подрядчиков и организовать финансовое обеспечение работ. Предполагают, что старый проект необходимо полностью изменить, составить новый – это должно сэкономить вложения.

В разные времена на стройке отметилось много подрядчиков, включая ООО «Красноярскметрострой». Каждая очередная пауза в строительстве объяснялась нехваткой денег – впрочем, это довольно предсказуемо. Последний перерыв сделали в 2010-м, еще через три года объект и вовсе законсервировали, признав, что в скором будущем рассчитывать на финансирование не приходится. К этому моменту рабочие успели проложить шестиметровый в диаметре туннель длиной 2700 метров. Он начинается от Высотной улицы, продолжается до Копылова. Глубина залегания по средним оценкам – 50 м. Инженеры предложили пересмотреть проект и сделать одну десятиметровую в диаметре выработку вместо двух, предусмотренных текущим проектом. Если все получится, по готовой сети два поезда будут курсировать параллельно в одном перегоне. Подобные участки уже реализованы в столичном регионе и санкт-петербургском метрополитене.

С чего все начинается

Первым участком метро должна стать станция «Высотная». Выделенный под нее участок находится в Октябрьском районе населенного пункта. Ближайшие улицы – одноименная со станций, а также имени Крупской, Гусарова. В этой части города проходят три троллейбусных маршрута: 4, 13, 15. Автобусов намного больше – около двух десятков. Если станцию закончат, она будет обслуживать районы Серебряный и Северо-Запад, а также Ботанический микрорайон и жителей Ветлужанки.

Участок земли, отведенный под эту станцию, пока полностью свободен от недвижимых объектов. Территория достаточно большая, чтобы можно было поставить четыре павильона для входа и выхода пассажиров. Также предполагается возведение депо, в котором поезда будут ремонтироваться, а сотрудники – отдыхать. Как считают инженеры, не составит труда выделить территорию под остановки наземных транспортных систем, благодаря чему станция должна стать удобным пересадочным пунктом.

Второй пункт

Следующей станцией за «Высотной» в метро в Красноярске может стать «Улица Копылова». Ее также предполагают возвести в Октябрьской части города. Предположительно, свои двери метрополитен откроет на пересечении одноименной со станцией улицы и названной именем Волочаевской. Этот транспортный пункт представляется проектировщикам как центр притяжения для жителей Западного микрорайона и Николаевки. Здесь проходят маршруты указанных выше троллейбусов, а также пятого. В настоящее время вблизи планируемого станционного павильона останавливаются около полутора десятков автобусных маршрутов.

Если пройтись по территориям, которые отведены под метрополитен, можно заметить, что из наземных незастроенных участков – сквер у 76-го дома. Проектировщики метро предложили снести частные дома, возведенные в районе улиц Красной Армии, Пролетарской. Уже сейчас идут работы по разрушению некоторых ветхих строений. Этот сектор отведен под создание многоуровневой развязки для общественного и частного транспорта. Она будет связана с Николаевским мостом. Предположительно, здесь же в будущем поставят строительный комплекс для метрополитена, после чего возведут внешнюю инфраструктуру объекта.

Вокзал

Согласно плану строительства метро, третьей станцией первой ветви должна стать «Вокзальная». Как следует из ее наименования, транспортный пункт предполагается возвести вблизи железнодорожного городского вокзала, который и станет основной точкой притяжения. Также в этой части города есть немало офисных объектов, несколько жилых кварталов. Именно их жителей и работников будет обслуживать метро. Ранее здесь был Комбайновый завод, на месте которого сейчас возводится новый комплекс жилых домов. В настоящий момент транспортные нужды населения удовлетворяют около полутора десятков автобусных маршрутов и пять троллейбусных.

Отведенный под метро участок земли – вторая точка на городской карте, где уже поставили надшахтные сооружения. В настоящий момент ствол находится в законсервированном состоянии. От застроек в области вокзала также свободна территория, используемая как транспортная парковка.

Куда же без революции?

Четвертая в плане строительства метро станция – «Площадь Революции». Она будет располагаться вблизи центрального городского парка. Транспортный комплекс предполагается оформить под улицей имени Маркса. Район города – Центральный. Парк – ожидаемая основная точка притяжения посетителей. Транспортный пункт должен обслуживать гостей и работников Научной библиотеки, администрации края, крупного местного кинотеатра. Поблизости также находится местный филиал РЖД. В настоящий момент участок обслуживается тремя троллейбусными маршрутами, чисто автобусных – около 25-ти.

В этой области нет специальной современной планировки: участок города сложился исторически. В настоящий момент недвижимых объектов нет на территории парка и площади, в честь которой предполагается назвать транспортный пункт. Из предварительного проекта следует, что станция будет находиться под проезжей зоной улицы Маркса, под площадью. Павильон, через который можно будет попасть в метрополитен, предполагают поставить в парке. В настоящий момент ствол находится в законсервированном состоянии.

Последний пункт

Станция метрополитена в Красноярске «Площадью Революции» предваряет последнюю запланированную в первой очереди точку – «Проспект Мира». Она также должна появиться в Центральном районе города, на одноименном проспекте вблизи с его пересечением с улицей Вейнбаума. Такой выбор локализации оправдан расположением поблизости крупного университета, ТЦ «Авеню», администрации города. Транспортный центр должен обслуживать работников и клиентов гостиничных комплексов, бизнес-центров, театра. Здесь же находится СКТБ «Наука» и институт, специализирующийся на переподготовке кадров для сферы образования. В настоящий момент участок обслуживают чуть более десятка автобусных маршрутов.

В отличие от площади Революции в Красноярске эта часть города отличается интенсивной, плотной застройкой. Сносить здания просто так нельзя, поскольку им присуща историческая и культурная ценность. Из проектов следует, что под землей комплекс будет находиться под 59-м участком проспекта, причем предварительная глубина залегания превышает 60 метров. Инженеры предлагают оформить вход перед ТЦ или встроить в первые этажи какого-либо из зданий, уже имеющихся в этой зоне. Подобный опыт строители метрополитенов уже имели в разных городах нашей страны.

Актуальность маршрута

Как считают современные инженеры и проектировщики, первоначальный план красноярского метро был сделан действительно качественно, поскольку это направление для общественного транспорта и в те времена, и в наши дни отличается повышенным пассажиропотоком. Спроектированная три десятилетия тому назад трасса, от которой сегодня пройден менее чем трехкилометровый участок, охватывает районы и направления, по которым перемещается очень много общественного наземного транспорта. Ежедневно пассажиров, вынужденных стоять в пробках в час пик, достаточно много, чтобы это полностью оправдывало проект строительства поземной системы. Составители предварительного плана еще три десятилетия назад корректно определили, каковы основные городские пассажирские узлы, и удачно сформировали систему, которой можно их связать.

Несмотря на потенциальные перспективы красноярского метрополитена, основная его проблема – финансирование. Некоторым кажется, что она никогда не будет решена. Конечно, инженеры предлагают пересмотреть проект полностью, сократить ряд работ, пересмотреть технологии исполнения других. Некоторые считают, что следует в первую очередь организовать перегон от площади Революции к площади перед мостом на правом побережье. Уже предложено несколько вариантов пересечения реки. Некоторые предлагают организовать метромост через острова Отдыха. Он обойдется доступнее, нежели проложенный под водоемом туннель. С другой стороны, в эксплуатации такое сооружение намного дороже, так как нужно ремонтировать, оформлять и контролировать все конструктивные элементы. С тоннелем, как считают инженеры, хлопот и затрат будет меньше.

А польза?

Как говорят аналитики, если красноярское метро получится, наконец, запустить, это существенно изменит жизнь жителей города. Всякий желающий сможет пользоваться скоростным транспортом, при этом передвигаться вне улиц с пробками и светофорами, возможными авариями. В среднем потенциальный объем годовых перевозок городского метрополитена оценивается в 55 миллионов. Доступ к метро даст жителям возможность пользоваться безопасным и надежным транспортом, улучшить качество своей жизни. Вероятно, общественная, деловая жизнь в участках населенного пункта поблизости от станций станет намного активнее. Многие считают, что введение в эксплуатацию подземного транспорта благоприятно скажется на местной экологии и снизит чисто ДТП.

Красноярский метрополитен – это еще и хороший бизнес. Если чиновники, наконец, смогут решить проблемы финансирования и подземная транспортная система начнет нормальную штатную работу, это снизит необходимость в общественном наземном транспорте. В настоящий момент вложения в обновление парка, ремонтные работы, эксплуатацию транспорта и инфраструктуры – это огромная статья бюджета. Если часть такой нагрузки сместить на метрополитен, экономическая эффективность должна существенно вырасти.

Проблемы

Как известно из официальных новостных сводок, в работе над красноярским метрополитеном используется горнопроходческий комплекс «Ловат», сконструированный канадскими инженерами. Его средняя месячная скорость достигает четверти километра.

В качестве возможной альтернативы красноярскому метрополитену выступает метротрам. Это такая скоростная трамвайная система, которая имеет ряд плюсов, но и некоторые недостатки. Строительство транспортной системы обойдется в меньшие суммы, нежели создание метро, но эксплуатация в условиях исторической застройки совершенно невозможна. Чтобы построить пути метротрама, придется сносить здания, имеющие культурную и историческую ценность, переносить коммуникации. Все это выглядит непреодолимой проблемой в текущих условиях – котлованы для метротрама делать просто-напросто негде.

Традиции: реальные и печальные

Красноярский метрополитен обещают жителям города вот уже не первое десятилетие. Карта и схема не меняются с 90-х, когда проект впервые приняли в работу. В настоящий момент власти обещают взяться за строительство сразу после завершения Универсиады в будущем году. Впрочем, некоторые журналисты отмечают, что подобных обещаний было много, и все они, равно как и текущие, совпадали с очередной предвыборной программой. Например, в 95-м в Красноярске про метро сказали, когда город готовился к выборам мэра. Тогда же население впервые избирало губернатора. В 2005-м про метро снова говорили в рамках предвыборной кампании.

В нашей стране на систему метрополитена могут рассчитывать только города, число населения в которых перевалило за миллион. В настоящий момент таких населенных пунктов 15, из них подземный транспорт запущен в семи. В столице впервые метро начало курсировать в далеком 1935-м, а над его проектами работали и того раньше, когда количество москвичей только-только перешагнуло за миллион. В Северной столице подземку запустили в 55-м, а в период 1980-1991 годов были введены еще четыре системы: нижненовгородская, самарская, новосибирская и екатеринбургская. В 2005 году метрополитен стал доступен жителям Казани.

fb.ru

Как изменится Красноярск после появления метро

Как изменится Красноярск после появления метро

Газета “Городские новости” продолжает проект “Тестируем город”. Журналисты на личном опыте проверяют, как работают различные сервисы и службы города, насколько качественно предоставляются услуги, соответствует ли инфраструктура современным требованиям. На этот раз мы решили оценить те места Красноярска, где могут появиться первые станции метро, используя для этого несколько критериев.

 

”Первая очередь метро в Красноярске может появиться в ближайшие пять лет”. Это заявление временно исполняющий обязанности губернатора Красноярского края Александр Усс сделал на Красноярском экономическом форуме. Глава региона добавил, что сейчас власти занимаются определением потенциальных подрядчиков и предпринимают “организационные усилия, чтобы в федеральном бюджете появились пусть небольшие, но средства на разработку нового проекта”. Запланированный пересмотр проекта метро может уменьшить стоимость его строительства, подчеркнул Александр Усс.

 

 

Согласно существующему проекту первая очередь красноярского метрополитена — это станции “Высотная”, “Улица Копылова”, “Вокзальная”, “Площадь Революции” и “Проспект Мира”. Напомним, строительство началось в октябре 1995 года, неоднократно приостанавливалось из-за проблем с финансированием и остановилось в 2010 году, с 2013-го было законсервировано. Однако метростроители за это время успели пройти тоннель диаметром шесть метров и длиной около 2,7 километров — от начала улицы Высотной до улицы Копылова. В среднем глубина залегания тоннеля составляет порядка 50 метров.

По мнению экспертов, проходку следующих тоннелей можно сделать дешевле, если соорудить одну подземную выработку диаметром 10 метров, вместо двух шестиметровых, как это сейчас запроектировано. Это позволит пустить два поезда параллельными курсами в одном тоннельном перегоне. Пример тому уже есть в городах Москва и Санкт-Петербург.

 

 

Станция “Высотная”

Где находится: в Октябрьском районе в окружении улиц Высотная, Гусарова, Крупской.

Микрорайоны притяжения: Северо-Западный, Ветлужанка, Ботанический, Серебряный.

Автобусные маршруты рядом: 5, 14, 26, 34, 35, 38, 43, 49, 51, 52, 53, 71, 80, 84, 85, 87, 88, 89, 91, 99.

Троллейбусы: 4, 13, 15.

Земельный участок: свободен от застройки, размер территории позволит разместить здесь четыре входных павильона станции, электродепо для ремонта и отдыха метропоездов, остановочные площадки для наземного общественного транспорта.

 

 

Станция “Улица Копылова”

Где находится: в Октябрьском районе на пересечении улиц Копылова и Волочаевской.

Микрорайоны притяжения: Николаевка, Западный.

Автобусные маршруты рядом: 3, 12, 14, 31, 34, 43, 49, 63, 68, 80, 83, 85, 89, 91.

Троллейбусы: 4, 5, 13, 15.

Земельный участок: пока на этом месте единственная свободная от застройки территория — скверик перед домом № 76 по улице Копылова. Однако в перспективе на месте домов частного сектора между улиц Пролетарской и Красной Армии, где сейчас завершается снос ветхого жилья для строительства транспортной многоуровневой развязки в створе Николаевского моста, должна появиться строительная площадка с сооружением всей наземной метростроительной инфраструктуры, включая надшахтный комплекс.

 

 

Станция “Вокзальная”

Где находится: в Железнодорожном районе на Привокзальной площади

Точки притяжения: Железнодорожный вокзал, ряд офисных зданий, будущий жилой микрорайон на месте Комбайнового завода, жилые кварталы в районе театра Музкомедии и Красной площади.

Автобусные маршруты рядом: 1, 11, 14, 26, 34, 36, 37, 55, 56, 64, 76, 77, 81.

Троллейбусы: 4, 5, 7, 8, 13.

Земельный участок: свободная от застройки территория, используемая сейчас под парковку автотранспорта. Второе место на карте города, где был сооружен надшахтный комплекс станции метрополитена. Сейчас рабочий ствол законсервирован.

 

 

Станция “Площадь Революции”

Где находится: в Центральном районе под улицей Карла Маркса около входа в Центральный парк.

Точки притяжения: Центральный парк, Государственная универсальная научная библиотека, Красноярский филиал ОАО “РЖД”, краевая администрация, кинотеатр “Луч”.

Автобусные маршруты рядом: 1, 2, 5, 11, 32, 36, 37, 43, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 63, 64, 71, 77, 80, 81, 83, 87, 88, 89, 90, 91.

Троллейбусы: 7, 8, 15.

Земельный участок: территория исторически сложившейся планировки, свободной от зданий — площадь Революции и Центральный парк. Расположение станции планируется под проезжей частью улицы Карла Маркса и непосредственно площадью, павильон выхода на поверхность запроектирован в Центральном парке. Рабочий ствол строительства станции также находится в консервации.

 

 

Станция “Проспект Мира”

Где находится: в Центральном районе около перекрёстка улицы Вейнбаума и проспекта Мира.

Точки притяжения: Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнёва, торговый центр “Авеню”, Красноярский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, СКТБ “Наука”, гостиница “Красноярск”, городская администрация, Театр Оперы и балета, несколько бизнес-центров и гостиниц.

Автобусные маршруты рядом: 1, 3, 12, 36, 37, 55, 56, 64, 68, 84, 85, 99.

Земельный участок: интенсивно застроенная территория, многие здания — исторические. Предварительно расположение станции запланировано под зданием по адресу: проспект Мира, 59 (на глубине более 60 метров). Выход со станции может быть расположен либо перед торговым центром, либо, как это часто практикуется в других городах, где существует подземка, будет встроенным в первые этажи знаковых зданий поблизости.

Комментарий:

Игорь ИВАНОВ, директор МКП г. Красноярска “Управление по строительству Красноярского метрополитена”:

— Запроектированная ещё в 1990-е годы трасса первой очереди метрополитена, часть которой уже пройдена от станции на улице Высотной до станции на улице Копылова, остаётся наиболее актуальной и сегодня по пассажиропотоку и использованию наибольшего количества единиц общественного транспорта, занятого при перевозке жителей города. Проектировщики верно оценили и выбрали вариант строительства подземки с учётом расположения основных пассажирских узлов Октябрьского, Железнодорожного и Центрального районов города.

Если говорить о том, как может быть изменён существующий проект метрополитена, то имеет смысл пройти подземный перегон от площади Революции к Предмостной площади на правом берегу. Есть варианты, как преодолеть русло Енисея. Можно построить и метромост, который свяжет берега Енисея через остров Отдыха. Его строительство дешевле, чем тоннель, но мост существенно дороже обходится при эксплуатации. Мостовые конструкции необходимо регулярно чистить, красить, проверять и ремонтировать. Тоннель же, по мнению специалистов, требует лишь контроль качества верхнего строения пути и профилактических мероприятий по уходу за подземной выработкой.

Появление метрополитена принесёт огромные перемены в жизни людей. А именно позволит обеспечить жителей Красноярска скоростным внеуличным видом транспорта с объёмом пассажирских перевозок до 55 миллионов человек в год, улучшить качество, надёжность и безопасность перевозок в краевом центре; повысит активность деловой и социальной жизни в прилегающих к линии метрополитена районах; уменьшит число дорожно-транспортных происшествий и улучшит состояние экологии. А главное, принесёт экономический эффект от снижения эксплуатационных расходов и уменьшение капитальных вложений, направленных на развитие и совершенствование наземного маршрутного транспорта, при передаче части его нагрузки на метрополитен.

 

Цифра:

250 метров в месяц составляет скорость сооружения тоннеля метрополитена горнопроходческим комплексом «Ловат» (Канада).

 

Нюанс

Альтернатива метро — скоростной трамвай (метротрам) имеет как преимущества перед метрополитеном, так и недостатки. Основной плюс — строительство скоростных трамвайных путей дешевле метрополитена. Однако использование трамвая становится неприменимым в городе со сложившейся исторической застройкой. Для прокладки его путей потребуется разработка котлованов для строительства станций метротрама, перенос значительной части наземных и подземных коммуникаций, снос зданий, которые имеют статус памятников исторического наследия.

www.gornovosti.ru


Вверх