Грешный красноярска в контакте: В Красноярске капитальный ремонт цирка возобновится в 2022 году

«Грешный» царь Борис. Мифы и реальность – Учительская газета

Еще Лукиан призывал историков правдиво описывать события и факты давно или недавно минувших дней. Об их ответственности перед потомками писали многие известные философы, писатели, политики. И тем не менее история всех времен и народов изобилует легендами, слухами, мифами, которые подменяют собой истинные события. И каждый последующий историк переписывает эти ложные факты и события в неизменном виде, не подвергая их сомнению.

Главными свидетелями того, что на самом деле происходило, становятся прежде всего дошедшие до нас документы. В школьные, а потом в студенческие годы многие из нас усвоили как аксиому, что все российские цари были жестокими тиранами, а такой выдающийся русский деятель, как Петр Столыпин, был представлен в наших учебниках истории как отрицательный исторический персонаж. Однако несправедливо принижена или очернена роль государственных деятелей прошлого не только в отечественной, но и зарубежной истории. И здесь свою коварную роль сыграла художественная литература, хотя настоящий историк, и не только историк, но любой образованный человек должен понимать, что перед писателем не стоит такой ответственной задачи, как перед историком, и он вполне может допустить вымысел или целиком взять существующий миф, который позволяет сделать сюжет более необычным.В пьесе Шекспира «Ричард III» король, носивший это имя, был показан отъявленным злодеем. На самом деле это был умный, справедливый, как считали его подданные, храбрый король. Шекспир же взял за основу ту версию, которая поддерживалась Тюдорами, свергшими Ричарда III.Та же участь постигла и русского царя Бориса Годунова (1551-1605 гг.). В литературе того времени он изображался в темных красках. В драме Пушкина Борис показан как тиран, при котором началось усиление крепостничества. Здесь наш великий поэт взял версию, которую изложил в своем историческом труде Николай Карамзин. А тот в свою очередь очернял Годунова в угоду Романовым, чтобы прославить их избрание на царство, положившее начало возрождению России после Смутного времени. И у Карамзина, и у Пушкина Борис Годунов – царь-убийца. И до Карамзина, и после него Бориса обвиняли в том, что он подослал убийц, которые зарезали царевича Димитрия, наследника престола.К сожалению, таких примеров в истории немало. Версии, которые использовали поэты, писатели, художники в своих произведениях, в основу которых часто положена легенда или прямой вымысел, получают распространение и начинают со временем считаться достоверным историческим фактом. Причем это происходит с трактовкой даже недавних по историческим меркам событий, даже и в тех случаях, когда их многочисленные свидетели еще живы. Скажем, художественный вымысел, который лег в основу фильма Сергея Эйзенштейна «Октябрь», без всяких оговорок вошел в учебники по истории о революции октября 1917 года.«Какие характеристики вы даете Борису Годунову?» – спрашиваю я у учителя. Отвечает: «Борис Годунов был жестоким интриганом, убийцей».Но вот что пишет об этом царе в книге «Генетика гениальности» весьма добросовестный ученый Владимир Эфроимсон: «Борис Годунов относится к тому типу исторических деятелей, которые выделялись энергией, умом и целеустремленностью. Несовместимым с версией о его преступном стремлении к владычеству и престолу является тот факт, что он во время ссоры Ивана Грозного с сыном Иваном пытался спасти царевича. Борис при этом был тяжело ранен царем. Он, несомненно, рисковал навлечь на себя жесточайшую ненависть Ивана Грозного. Стремиться к царской власти и с огромным риском для себя попытаться спасти наследника – это мало сочетающиеся сомнения».Подозрительными и малоубедительными кажутся нам и угрызения совести, якобы испытываемые Борисом Годуновым («мальчики кровавые в глазах»). Высокопоставленные убийцы, находясь у власти, угрызений совести, как показывает история, обычно не испытывают.Обратимся к объективным свидетельствам деятельности Бориса Годунова как при царе Федоре, так и во времена его собственного правления. Вменявшаяся ему в вину отмена Юрьева дня произошла не при нем. Он же убедил царя Ивана Грозного в необходимости отменить опричнину.При Борисе Годунове по его инициативе были построены и заселены Самара, Саратов, Царицын, построена каменная крепость в Астрахани. Таким образом, именно при Годунове благодаря его целеустремленной государственной политике Волга стала от Казани до Астрахани русской рекой.Начиная с «Истории государства Российского» Карамзина в двадцатые годы XIX столетия за Борисом Годуновым закрепилась слава человека, пришедшего к власти путем интриг и преступления. Такое суждение просуществовало до нашего времени. У Годунова при жизни были недруги, сваливавшие на него все беды, в итоге целых четыре столетия его считали правителем России, который принес ей только страшные беды и страдания.А как описывали этот период нашей истории более поздние историки? Сергей Соловьев также не был свободен от влияния официальной версии и пытался показать этого загадочного человека с худшей стороны: «Годунов явился на престол боярином, не уверенным в самом себе, подозрительным, пугливым, не способным к поступкам прямым, открытым, привыкшим к мелкой игре в крамолы и доносы, не умевшим владеть собой, ненаходчивым в случаях важных, решительных…»Историк далее пишет: «В 1601 году страшное общественное бедствие дало Борису случай излить реки милосердия выше прежнего и этим милосердием усилить зло, ибо в добрых делах Борисовых, как замечали современники, клятва смешивалась с благословением, добрые дела служили только средством к достижению корыстных целей…. Все лето были дожди великие по всей земле и не давали хлебу созревать. На праздник Успения Богородицы был мороз великий и побил весь хлеб… И тогда сделался голод, купить его стало негде. Видали людей, которые, валяясь по улицам, щипали траву. Зло увеличивалось тем, что Борис велел раздавать деньги бедным. Окрестные люди устремились в Москву, хотя некоторые из них имели средства кормиться на месте. Зло же увеличивалось также недобросовестностью людей, которым была поручена раздача… В одной Москве, говорят, погибло около 50000 человек: царь хоронил их на свой счет».С.Соловьев, как видим, описывает стихийные бедствия, свалившиеся на страну в царствование Годунова, но не отдает должное усилиям царя облегчить положение народа, а повторяет слухи, что голод и болезни были «Божьей карой за убийство царевича Димитрия».Другой историк, ученик Соловьева Владимир Ключевский, не отступает от сложившейся трактовки деятельности Годунова в период его царствования: «Борис начал царствование с большим успехом, даже с блеском. Но признавая, что он наружностью и умом всех людей превосходил и много похвального учинил в государстве, был светлодушен, милостив и нищелюбив… Его упрекали в ненасытном властолюбии и в наклонности доверчиво слушать наушников и преследовать без разбора оболганных людей…»В одной из лекций у Ключевского есть раздел, который называется «Толки и слухи про Бориса». Само название говорит о том, что все это не вполне доказано. Что же он относит к слухам?«Борис Годунов стал излюбленной жертвой всевозможной политической клеветы. Кому же, как не ему, убить царевича Димитрия? Так решила молва. Незримые уста понесли по миру эту роковую для Бориса молву. Говорили, что он не без греха в этом темном деле, что это он послал убийц к царевичу, чтобы проложить себе дорогу к престолу. Но со смертью царя Федора подозрительная молва оживилась. Пошли слухи, что и избрание Бориса на царство было нечисто, что, отравив царя Федора, Годунов достиг престола политическими уловками».Зарубежные историки в оценке Годунова ближе к исторической правде. Известный писатель-историк К.Валишевский замечает, что Карамзин имел документы, из которых было видно, что Борис Годунов невиновен в приписываемых ему злодеяниях, но церковная версия заставила его поддержать традиционное мнение. А вот что писал западный историк К.Грюнвальд: «Это оригинальная личность, воплощение ума и энергии, о котором все современники единодушно отзываются как о человеке исключительно даровитом… Изумительный человек, с умом сильным и проницательным, благочестивый, красноречивый, сострадательный к бедным, целиком преданный своему делу. Если в Москве и были даровитые администраторы, то по уму они все же были лишь бледной тенью Бориса…»У историка С.Веселовского есть факты, подтверждающие неправильность общепринятой оценки Бориса Годунова: «Оценка режима царя Бориса в пушкинской драме целиком взята у Карамзина, который не жалел красок, чтобы очернить Бориса Годунова. Но в нашей историографии после Карамзина появилось много существенных поправок: участие и виновность Бориса Годунова в деле смерти Димитрия остаются под большим сомнением». Заканчивает свою статью о Борисе Годунове Владимир Эфроимсон такими словами: «…На Годунова сваливают все беды Смутного времени, порождаемые в действительности тем, что Иван Грозный начисто вырвал у всего народа представление о том, что такое добро и зло, право и справедливость, честь, совесть, долг».Итак, историческая справедливость, казалось бы, восторжествовала. Тем не менее малочитающая публика считает оперу «Борис Годунов» источником подлинных исторических фактов.Впрочем, сами историки, если они по-настоящему ответственны перед историей, перед потомками, хорошо знают, что они должны отделять истину от лжи, достоверное от сомнительного.

Девочка-радость — Пресса — Красноярский театр юного зрителя

11 октября 2003

Речь пойдет о спектакле «Поллианна» по повести американской писательницы Элеоноры Портер, премьерой которого открыл свой юбилейный, сороковой сезон Красноярский театр юного зрителя. Режиссер-постановщик Вячеслав Терещенко, он же автор инсценировки и музыкального оформления. Художник — Виктор Чутков.

Начну с главного. Тюзовцы еще раз продемонстрировали свою лихую способность малыми средствами и на малом пространстве так называемой «альтернативной сцены» создавать настоящее искусство.

Спектакль получился полноценным, ярким по форме, глубоким по содержанию и, что самое важное, очень актуальным. Именно такие, жизнеутверждающие, светлые, радостные спектакли нужны сегодня, и в первую очередь они нужны юным зрителям.

Словно тонкий и нежный лучик солнечного света, прорывается образ девочки Поллианны сквозь тот сумеречный, депрессивный туман, которым окутывают наши души современные театр, кино и особенно телевидение. Сюжет, положенный в основу спектакля, конечно, весьма условен, почти сказочен. Перед нами разыграна своеобразная притча (конечно же, назидательная) о пришествии в грешный мир светлого ангела, исцеляющего смятенные людские сердца. Бедная девочка-сирота Поллианна (в отличном исполнении артистки Надежды Вонсович), потерявшая мать и отца, поселяется в доме своей тетки, мисс Харрингтон (артистка Галина Троегубова), строгой, педантичной, внешне бесчувственной женщины, не знающей, что такое радость, а смысл христианской морали видящей лишь в следовании своему долгу.

Но проходит совсем немного времени — и маленькая Поллианна ухитряется «перевоспитать» и сделать оптимистами и зануду-тетку, и служанку Ненси (артистка Юлия Троегубова), и старого садовника Тома (заслуженный артист России Алексей Ушаков). Ворчливая миссис Сноу, прикованная к креслу неизлечимой болезнью (заслуженная артистка России Галина Елифантьева), после первой же встречи с Поллианной впервые за многие годы начинает улыбаться. Одинокий и молчаливый мизантроп мистер Пендлтон (артист Б. Мкртычьян) с ее помощью тоже пробуждается к жизни. Поллианна не только исцеляет людей от тоски, но еще и устраивает их личное счастье, сводит влюбленных, пристраивает мальчишку-сироту Джимми Бина, устраняет давние недоразумения и конфликты.

И все это она делает легко, весело, как бы играючи. Впрочем, почему — «как бы»? Поллианна и впрямь совсем по-детски предлагает окружающим ее взрослым людям «поиграть в радость». Эту игру придумал ее покойный отец, и с тех пор девочка только тем и занимается, что вовлекает в игру всех, кто встречается ей на пути. «Мне кажется, даже солнце играет в мою игру!» — восклицает Поллианна. Эта заразительная игра помогает людям преодолевать горести и невзгоды, она приучает их радоваться всему — солнечному теплу, ласковому человеческому слову, любым житейским мелочам.

А когда Поллианна встречает грустного пастора, то с недетской мудростью напоминает ему о том, что в Писании сказано: «Радуйтесь!» — и святой отец, воодушевленный ею, произносит в церкви лучшую свою проповедь, которая превращается в массовое радостное действо, и все прихожане, как дети, приплясывают и хором поют «аллилуйя»… Не зря ведь в том же Писании сказано: «Будьте как дети». Кстати, эта сцена, на мой взгляд, самая удачная и впечатляющая.

Когда же внезапная беда обрушилась на саму Поллианну (ее парализовало после тяжелой травмы позвоночника), то весь город выразил бурную готовность протянуть ей руку помощи. И добро, подаренное ею другим людям, вернулось к ней и спасло ее, поставило на ноги. Мысль простая, нехитрая, может быть, даже наивная. Но добрые сказки просто обязаны хорошо кончаться. А от унылой назидательности (легкий флер которой, к сожалению, ощутим, особенно в третьем действии) спектакль спасает опять же образ Поллианны — непосредственной, простодушной, солнечной девочки, неустанно излучающей радость и умеющей радоваться чужому счастью.

…Вот и вы, дорогой читатель, попробуйте-ка сыграть в эту замечательную игру. Например, вслед за Чеховым попытайтесь себя утешить: «Если вам изменила жена, радуйтесь, что она изменила вам, а не отечеству». Глядишь, и полегчает.

Эдуард РУСАКОВ
«Красноярский рабочий», 11 октября 2003 г.

Холодный посев семян смерти

1.

Сладкое самоубийство

02:22

тексты песен

купить трек

Мир, охваченный горем
Утонул в бесконечном дожде
И нет смысла жить
Страдать от жестокой боли!

2.

Голос забытого прошлого

02:00

тексты песен

купить трек

Услышьте голос забытого прошлого
Ваши глухие должны слышать
Открытый разум для древней мудрости
Откройте глаза – ваши Боги здесь!

Посмотрите на человека на кресте — он мертв
И значки немые
Нет наших Богов в церкви
Наши боги в лесу!

В полях бесконечной свободы
В горах высочайших мыслей
В реках вечно
Потоки неисчерпаемой силы!

В морях глубочайшей тайны
В пещерах окутан сумрак
В лесах что тихо шепчет
Мистические слова забытого прошлого!

3.

хилиазм

05:34

тексты песен

купить трек

Я вижу симптомы древней болезни
Я вижу безумие в глазах человечества
Я слышу голоса проповедников, одержимых
Я чувствую запах страха в человеческом сознании!

На бремени тысячелетий
Приходит время для сумасшедшего
Пробудить глубокий страх
И дьявол забирает его урожай

Абсурдная речь безумных самозванцев
Дал беду и затмение
Мир застыл от ужаса на лице
В ожидании апокалипсиса

Хилиазм – древнее проклятие человечества!
Хилиазм – и умрут все вокруг!
Хилиазм – не спастись от страшных пророчеств!
Хилиазм – и небо падет с грешной земли!

4.

Терра Инкогнита

06:15

тексты песен

купить трек

Я закрываю глаза и мечтаю
Мне нужна твоя помощь сейчас
Возьми мой ежедневный случай
И понесли в неведомую землю

Где место для безмятежности
Где моя мечта осуществится
Где свобода — это бесконечность
И нет места человеческому пороку

Ты мечтаешь мертвым и не реальным
Что может быть хуже, чем бежать от себя
В мире сейчас высший идеал
Даже на твоей безвестной земле

Невидимые струны ловят твой мозг
Как реки, как пути пересекают мое тело
Заманчиво причинить тебе боль
Боль от Терра Инкогнита

— Я закрываю глаза и мечтаю…
— Ты снишься мертвым и ненастоящим
— Нести мою повседневность
— от себя не убежишь
— Земля, которая имеет свободу…
— Это причинит тебе боль
— Я могу жить в Terra Incognita
— Terra Incognita существует, твой мозг

5.

Раптус Меланхоликус

04:03

тексты песен

купить трек

В бесконечной бессоннице
В глубокой ночи
Черная депрессия придет
И овладел всем моим разумом!

Как владение скорбящего ума
Идет моя черная депрессия!

И краски жизни
Превратился только в черный!
И ни звуков, ни света
И возврата нет!

6.

Потерянная свобода

02:42

тексты песен

купить трек

Я потерял свободу
я раб мой мозг
Кто я теперь?
Ты понимаешь?

Реальный мир скрыт
Под покровом войны
все происходит
Отражай мою жестокую боль

Мечты человечества
Вырвался в бездну
Количество убийств
Все еще рычу

Ты будешь следующей жертвой насилия
Нет выбора, только смерть
Смерть продолжает наше безумие
И никакой безопасности. ..

7.

Смех сквозь слезы

08:46

тексты песен

купить трек

Пустой праздник,
Несуществующая удача –
Это попытка не думать о темноте
Ты можешь умереть завтра,
Каждые сто лет
Это неизвестно, и это больше, чем страх

Играть на смерть — великое наказание
И никогда не знаешь, когда будет твой последний вздох
И понять, что никогда не чувствую святого запаха
Потому что наша судьба всегда гнить в аду

До конца мы не осознаем
Что мы все обречены на смерть
А мы спешим смеяться вообще
Потому что иначе мы должны плакать

Смеялся сквозь слезы

Нет выбора, только смерть
Кто ждет всех нас
Кто знает? Может быть, что вы будете дальше
Жертва тени
Завернутый в могилу — одежда
Об этой молчаливой даме. .. кто знает?

8.

Кровь на твоих руках

02:23

тексты песен

купить трек

Я смотрю в твои глаза,
Но нет жалости
Я вижу твое лицо ,
Но это не искренне
Я пытаюсь заглянуть в твою душу,
Но есть глубокая черная дыра.

Ваше лицемерие бесконечно
Ваши доводы убедительны
Но только одного ты не знаешь —
Я вижу, как кровь смывается с твоих рук

9.

Что ты делаешь, Зима?

02:10

купить трек

10.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *