Изготовление скульптур в Красноярске. Скульптор в красноярске
Изготовление скульптур — Красноярск — MyHome.ru
Выполняем большой спектр услуг, от мастер на час до строительства дачных домов и бурения скважин под воду. Весь комплекс строительно-монтажных работ входит (электромонтаж, сантехнические, молярные работы, укладка напольных покрытий, сборка мебели,...
Изготовим скульптуры и барельефы любого размера и любой тематики для оформления интерьеров и наружной отделки фасадов зданий. Материал- пенополистирол с защитным покрытием. Скульптурный портрет, различные размеры и стиль исполнения. Изготовление...
ООО «ДКПроект» осуществляет комплексное проектирование: от архитектурной концепции (концептуальные, инновационные решения) и эскизного проекта до проектной и рабочей документации зданий и сооружений любой сложности и назначения. Также мы выполняем ...
Рисуем,фантазируем,воплощаем в жизнь. Ландшафтный дизайн (водоемы,водопады,беседки...), художественное оформление (скульптура в различных материалах, барельефы,роспись. мозаика, резьба по дереву..... и.т.д. ) Дизайн интерьеров, авторское...
Профессионально занимаюсь живописью с 2003 и художественной росписью стен с 2008 года. Работаю в области монументальной живописи, декорирования интерьеров. Владею широким диапазоном живописных техник. За 4 года работы в Красноярске и некоторых...
Добрый день, я архитектор-дизайнер со стажем работы более 10 лет. Закончила Красноярскую Архитектурную Академию С особой тщательностью занимаюсь созданием современного жилья, без шаблонов и клише, под конкретного заказчика, с учётом его...
Мы - команда профессионалов в сфере дизайна интерьера с многолетним опытом.Дизайн интерьера - это наша работа, хобби и способ самореализации. Разрабатываем эксклюзивные, оригинальные, смелые решения для Вас.Меняй привычное - начни с интерьера и...
МЫ ПРЕДСТАВЛЯЕМ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ЛУЧШУЮ ТВОРЧЕСКУЮ МАСТЕРСКУЮ КРАСНОЯРСКА!Мы работаем в двух направлениях:I. ДИЗАЙН,ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОТДЕЛКА, ОФОРМЛЕНИЕ ВСЕХ ВИДОВ ПОМЕЩЕНИЙ• Оформление дизайн проекта • Разработка и создание художественных экспозиций•...
www.myhome.ru
Архивы Красноярского края :: СКУЛЬПТОР ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ ИШХАНОВ
СКУЛЬПТОР ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ ИШХАНОВ
Документы личного происхождения Юрия Павловича Ишханова (1929 – 2009) – заслуженного художника РСФСР, народного художника РСФСР, профессора Красноярского государственного художественного института, академика и вице-президента Российской академии художеств, Почётного гражданина города Красноярска в Красноярский городской архив переданы супругой Юрия Павловича – Светланой Андреевной Ишхановой в 2013 году.
Имя Юрия Павловича Ишханова известно во всём мире. Дорога в большое искусство была для него трудной и долгой. Будущий скульптор родился 30 декабря 1929 года в городе Кизляре Дагестанской АССР. В детстве он много и увлечённо рисовал, активно занимался в школьном изокружке. Поступил в артиллерийское училище, позднее работал учеником художника-декоратора в театре города Грозного. В восемнадцать лет Ишханов сделал окончательный выбор и поступил в Симферопольское художественное училище, а в 1953 году стал студентом скульптурного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. После окончания института в 1959 году Юрий Павлович приехал в Красноярск. Его выбор был сделан осознанно. Будучи ещё студентом художественного института Ишханов много читал и слышал о Красноярском крае. Именно тогда зародилась у него мечта приехать в край кипучей жизни, где столько тем для творчества. И когда во время летних каникул он приехал на Енисей, то оказался в плену у этой могучей реки, полюбил простых красивых людей, что живут и трудятся на её берегах.
Приехав в Красноярск, молодой скульптор за короткое время выполнил несколько интересных портретов, памятники В.И. Ленину в городах Енисейске и Ужуре. В 1964 году прошла первая отчётная выставка Ишханова. На ней экспонировалось свыше тридцати произведений. Выставка скульптуры, на которой были представлены работы, выполненные в разных материалах (дерево, мрамор, гранит, песчаник, бетон), стала совершенно новым явлением для Красноярска. Многие работы с этой выставки попали в различные музеи страны, в том числе и в Третьяковскую галерею («Девочка-хакаска»).
Ишханова-портретиста интересовали люди разных профессий: хирург, архитектор, покоритель целины, музыкант, учёный, артист, охотник-рыбак, подводник, полярный лётчик… В 1970 году Ишхановым в соавторстве с ленинградским скульптором А.С. Чаркиным под руководством народного художника СССР В.Б. Пинчука был создан памятник В.И. Ленину в Красноярске; в 1977 году на фасаде здания кинотеатра на проспекте Мира в городе Красноярске создана аллегорическая композиция «Октябрь». В 1979 году в соавторстве с архитектором А.С. Демирхановым создана многофигурная композиция «Кандальный путь» на предмостной площади в Красноярске.
За годы творчества сделано многое: памятник А.П. Чехову, памятники-бюсты Ф.Э. Дзержинскому, Я.М. Свердлову, С.М. Кирову в Красноярске, академику С.П. Королёву в городе создателей космических спутников Железногорске; мемориальные памятники основателю Красноярского ансамбля танца Сибири М.С. Годенко, первому в Сибири академику живописи, народному художнику России Б.Я. Ряузову, выдающемуся учёному-конструктору М.Ф. Решетнёву, русским воинам, погибшим в годы Гражданской и Великой Отечественной войн, в разных городах Красноярского края, – вот тот неполный перечень работ академика Ишханова.
Скульптура, как ни одно из искусств, может запечатлеть и оставить навечно память о человеке. Его ученики Киреев Ю.А., Князева Г.А., Зинич К.М. также широко известны в художественном мире. Мировую известность приобрели работы Д. Намдакова.
За выдающиеся заслуги Юрию Павловичу вручались правительственные награды, награды Союза художников России и Российской академии художеств, администрации города Красноярска. В 1998 году Ю.П. Ишханову присвоено звание «Почётный гражданин города Красноярска».
Л.Н. Николаева, начальник отдела МКУ «Красноярский городской архив»
Юрий Павлович Ишханов. 1979 г. |
Красноярский Дом художника в день открытия первой персональной выставки Ю.Ишханова. 1964 г. |
Работа над композицией «Пробуждающийся Енисей». 1963 г. |
Ю.П. Ишханов на фоне скульптуры «Пробуждающийся Енисей». 1965 г. |
В.И.Ленин и Н.К.Крупская. 1970-е годы. |
Памятник Ф.Э. Дзержинскому. 1975 г. |
Горельеф на фасаде кинотеатра «Октябрь» (ныне «Дом кино»). 1977 г. |
Открытие мемориала «Кандальный путь» (Предмостная площадь г.Красноярска). 1979 г. |
Памятный знак на месте падения метеорита «Палласово железо». Новосёловский район , 31 июля 1981 г. |
Работа над памятником воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. 1981 г. |
Открытие выставки в Доме художника. Скульптура Ю.П.Ишханова «Девочка хакаска». 1984 г. |
Памятник С.П. Королёву. г. Железногорск, Красноярский край. 1989 г. |
Юрий Ишханов у мемориального памятника М.С. Годенко. 1994 г. |
Открытие памятника А.П. Чехову. г.Красноярск, 1995 г. |
Ю.П.Ишханов в зале академии художеств. 2002 г. |
В мастерской. [2007 г.] |
Памятник А.Е. Бочкину. г. Дивногорск, 2008 г. |
Делегаты Красноярского отделения Союза художников Ю. Ишханов и Б. Ряузов на 2-м съезде Союза художников РСФСР. г.Москва, 1968 г. |
Ю.П. Ишханов в кругу художников, скульпторов и архитекторов. [1989 г.] |
|
Вручение Ю.П. Ишханову свидетельства «Почётный гражданин города Красноярска». 1998 г. |
Свидетельство о присвоении звания «Почётный гражданин города Красноярска». 1998 г. |
Грамота Архиепископа Красноярского и Енисейского Антония. 2002 г. |
Приятели. Любимый пёс Ю.П. Ишханова, много лет проживший в мастерской скульптора. [2000 г.] |
список статей
xn----7sbbimrdkb3alvdfgd8eufwc.xn--p1ai
Скульптура из бетона в Красноярске — Влад Самылин
Скульптура из бетона появилась не так давно в Красноярске и постепенно начинает набирать популярность . Еще в советское время конечно-же создавались художниками малые формы и они были очень популярны - это были изображения революционных вождей , изображения пионеров играющих на горнах или барабанов а также различные персонажи в виде животных. В основном почти все эти фигуры создавались из гипса и поэтому не многие из этих фигур дожили до наших дней. Во времена перестройки - это 90-е года прошлого века большие художественные мастерские практически все распались где в основном создавались такие скульптуры .Таким образом производство таких фигур приостановилось. И только в 2000-х годах нашего века появились первые шаги в возрождении такой скульптуры.
Одним из первых таких скульпторов в нашем городе является Самылин Владислав Анатольевич, который разработал свою технику по созданию отдельных скульптур а также скульптурных композиций, с учетом опыта мастеров прошлых лет. Вот что он нам расскажет в нашей статье:
"Первые свои фигуры из бетона я начал создавать еще в 2000 году и за 14 лет постепенно усовершенствовал свою технику и теперь я могу создавать целые композиции по несколько фигур от малых до больших форм . Сейчас я понимаю что в технике исполнения, в которой я работаю, из бетона можно создавать просто фантастические сказочные композиции. Обычно как скульпторами создается фигура - сначала лепится из глины потом с нее снимают форму в виде слепков из гипса или уже современных материалов потом заливаются эти формы гипсом или бетоном такая техника занимает очень много времени и если это композиция из несколько фигур то задача еще усложняется,так как их необходимо скрепить надежно между собой . Я свои работы исполняю иначе: создаю сначала металлический каркас из арматуры, для прочности фигуры будущей композиции обтягиваю металлической сеткой, потом начинаю лепить фигуру из бетона, сделанного из соотношения чистого песка и цемента с добавлением пластификатора. Очень важно в таком исполнении иметь навыки по быстрой и точной работе в создании правильных форм различных частей композиций.После завершения лепки скульптуры из бетона она пропитывается грунтовкой и потом уже красится специальными красками . Делается имитация под любой материал, будь то бронза камень или дерево в зависимости от поставленной задачи.Преимущество моих работ в том что они являются очень прочными и долговечными за счет прочного каркаса и арматуры и металлической сетки, правильного замеса бетона и добавок.
Мои работы вы можете посмотреть в Яндексе в строке поиска набрать : СКУЛЬПТУРА - ВЛАД САМЫЛИН. Если есть вопросы-задавайте. Мои контактные данные здесь."
samylinvlad.ru
Памятник неизвестному солдату в Красноярске. Часть 2
В процитированном в первой части путеводителе по памятникам, дважды издававшимся в Красноярске, нет информации об авторе скульптуры, год установки также не указан. Парадоксально, не правда ли?
Первой фамилию автора скульпторы мне сообщила Юлия (kraevushka). В Интернете о художнике оказалось достаточно материала, есть и статьи в прессе последнего десятилетия и даже диссертация, посвященная его творчеству, защищена в 2005 году. Среди изданий советского периода материал о нем удалось найти в книге Ивана Максимовича Давыденко «Художники Красноярска» (Красноярск, 1978). Насколько же диссонирует масштаб личности скульптора, его дар, яркость судьбы с незнанием красноярцев о нем и его работах!
Автор памятника – Георгий Дмитриевич Лавров
Три штриха. Именно Лавров был первым профессиональным скульптором в крае. Его отец, иконописец, вместе с Суриковым ехали в столицы (Петербург и Москву) учиться. В течение семи лет в 20-30-х годах скульптор совершенствует свое мастерство в Париже.
А теперь цитата из книги И. М. Давыденко: «Начало серьезной работе в развитии скульптуры в крае в послевоенный период было положено скульптором Георгием Дмитриевичем Лавровым (1895). Он родился в деревне Назимово Ярцевского района в семье художника-иконописца. Это его отец Дмитрий Лавров и Василий Суриков вместе ехали в Петербург поступать учиться: один – в Академию художеств, другой – в иконописную школу. (Из воспоминаний супруги Г. Д. Лаврова, его отец был командирован за счет епархии под Москву, в Троице-Сергиеву Лавру, где «стал мастером иконописи, реставратором, расписывал потолки, стены, изготовлял церковную утварь, резал иконостасы из дерева, золотил» – k.)В судьбе Г. Д. Лаврова было немало интересного. Он ученик первого набора Красноярской художественной школы, учился у Д. И. Каратанова. В гражданскую войну был красным бойцом Алтайской партизанской дивизии. Сидел в застенках колчаковцев и чудом остался жив. В 1923 году он впервые вылепил бюст В. И. Ленина, поехал в Москву и показал портрет Ильича М. И. Ульяновой. Скульптура понравилась, была приобретена и подарена от имени редакции «Правды» подшефному газеты Дулевскому фарфоровому заводу. Успех окрылил молодого художника. В середине 1925 года он делает проект памятника вождю для Полтавы. «...Памятник имеет несомненные достоинства, – отозвался А. В. Луначарский. – Скульптура грамотна и красива, но несколько «вдохновенна», что недолюбливал Владимир Ильич. Я советовал бы придать фигуре Ленина больше спокойствия, меньше театральности».Вскоре Луначарский встретился с Лавровым и предложил ему длительную творческую командировку во Францию.В Париже Лавров пробыл восемь лет, с 1927 по 1935 год. Мастерство совершенствовал под руководством учеников Родена – Ландовского и Бушара. Занимался также и в студии знаменитого французского ваятеля Бурделя. Георгий Дмитриевич лепил портреты Марселя Кашена, Поля Вайяна-Кутюрье, выполнял различные поручения газеты французских коммунистов «Юманите». По заказу французских коммунистов сделал более тридцати скульптурных изображений К. Маркса, В. И. Ленина. Произведения Лаврова демонстрировались на ежегодных парижских выставках. Возвратившись на родину, скульптор продолжил свою Лениниану.С 1945 по 1953 год Георгий Дмитриевич жил и работал в Красноярске (точнее было бы сказать «в Красноярском крае» – k). Здесь он создал ряд портретов деятелей культуры и науки края. В краеведческом музее находится его «Портрет Д. И. Каратанова», выполненный с натуры и удивительно точно передающий сходство и характер Дмитрия Иннокентьевича. Есть в музее и не менее ценная работа «Портрет хирурга Щепетова». Г. Д. Лавров автор памятника солдатам 31 сибирского полка, расстрелянным колчаковцами, и бюста-памятника В. И. Сурикову, установленного на усадьбе Дома-музея художника. В экспозиции Дома-музея есть мраморный портрет Сурикова работы Лаврова.Сейчас Георгий Дмитриевич живет и работает в Москве. Его скульптуры, посвященные В. И. Ленину, можно встретить в музеях Москвы, Красноярска, Магадана, Орла, Шушенского» (С. 105-108).
Конечно же, в издании 1978 года не уточняется, что в Красноярске в 1945-м году Лавров оказался после Колымы и не по своей воле. Многие факты сложной и необычной судьбы скульптора стали известны лишь из публикаций 2000-х годов. Так что процитированный краткий очерк требует дополнений.
Родился Георгий Дмитриевич 1 мая, в семье он был десятым из двенадцати детей. Об отце Георгия Суриков писал, вспоминая совместную поездку на учение: «Ехать нам очень весело с Лавровым – все хохочем, он за мной ходит как нянька: укутывает дорогой, разливает чай, ну, словом, добрый и славный малый» (Цит. по статье: Болдырев Ю. Скульптор Лавров // Вечерний Красноярск. – 2001. – № 106.) Георгий закончил Красноярское духовное училище, затем духовную семинарию, где во время празднования 200-летия М. В. Ломоносова и проявился наиболее ярко его талант. «Ректор Н. П. Асташевский поручил своему воспитаннику Лаврову скопировать с маленькой гравюры портрет Ломоносова, который был вывешен в актовом зале. Собравшаяся публика высоко оценила работу шестнадцатилетнего юноши. На следующий день ректор вручил ему рекомендательное письмо на имя Д. И. Каратанова, который вел рисунок в Красноярской вечерней студии рисования и живописи. Три года Лавров занимался под руководством этого талантливого педагога, серьезного и внимательного к ученикам» (Там же.). Позднее, чтобы изучить анатомию, необходимую для художника, Георгий поступил на медицинский факультет Томского университета, обучаясь на котором он посещал классы рисования и живописи Общества томских художников.
В гражданскую войну Лавров был среди партизан и сражался против режима Колчака. В 1917 году дважды был арестован колчаковцами в Томске. После войны, в 1922-м году, приехал в Москву, работал в «Окнах сатиры РОСТА» под руководством В.В.Маяковского и М.М.Черемных. Затем был Ставрополь, где скульптор создал памятники А.Н.Островскому и Я.М.Свердлову.
С 1923 г. в Москве - член профессионального Союза работников искусства (РАБИС) и Ассоциации художников революционной России (АХРР). В эти годы работает над созданием бюстов В.И.Ленина. По заказу Музея революции создал скульптуру «Ленин с книгой».
В Париже, в 1930 году, Георгий Дмитриевич знакомится с великой русской балериной Анной Павловой. «Ценность работ скульптора в том, что они выполнены с натуры и одобрены самой балериной. Сохранилось ее высказывание о первых эскизах художника: «Так интересно меня еще никто не лепил. Скажите, что вам нужно для работы? Я сделаю для вас все, все, все!» Павлова распорядилась выдать Лаврову пропуск на все ее спектакли и репетиции, что дало возможность скульптору работать над ее образом прямо в театре. Позировала она и в его мастерской в Латинском квартале. «Созданные мной, – вспоминал Георгий Дмитриевич, – за короткий месячный период работы с Анной Павловой, естественно, не все завершены, не все равноценны, но все хранят тепло воспоминаний о замечательной актрисе и чудеснейшем человеке». И далее: «Во время похорон Анны Павловой в январе 1931 года на сцене «Гранд-опера» стоял бюст балерины. Глядя на него, многие плакали». Ряд работ из этой серии были привезены в Москву. «Стрекоза» была помещена в Третьяковскую галерею, «Умирающий лебедь», «Жизель» и «Одетта» – в Центральный музей им. А. А. Бахрушина» (Там же).
Через два года после возвращения из Парижа Г. Д. Лавров был репрессирован. За этот период он создал скульптурные портреты государственных деятелей Я.Э.Рудзутака и наркома просвещения А. С. Бубнова, которые в 1937 г. были объявлены врагами народа и расстреляны. Расстрелян был и А.А. Маркизов, нарком земледелия Бурято-Монгольской АССР, бюст семилетней дочери которого создавал Лавров. Очевидно с этими событиями был связан и арест Георгия Дмитриевич 16 сентября 1938 года. «Арест! Невероятно! Ведь 1917 год – Великую Октябрьскую социалистическую революцию я принял открыто и без колебаний, за что дважды арестовывался колчаковцами в Томске. Конечно, все выяснят и принесут мне извинения за арест» (Лавров Г. Д. Париж… Магадан / биогр. сведения В. Лавровой-Солдатовой // Освенцим без печей : Из подгот. к изд. сб. "Доднесь тяготеет". Т. 2 : Колыма / сост. С. С. Виленский. - М. : Возвращение, 1996. - С. 108.
О трагической судьбе девочки-легенды СССР Гели Маркизовой много написано. Прочтите, например, материал Анастасии Гнединской, опубликованный в 2009 г. в «Московском комсомольце» и представленный на одном из бурятских сайтов.
Сталин и Геля. Скульптура в Мемориальном музее И. В. Сталина в Иркутске
«На волне известности бурятской девочки знаменитый скульптор Георгий Лавров создает скульптурную композицию «Сталин и Геля». Автор еще не знал, какую цену ему придется заплатить за свое стремление угодить властям.
Вдова Георгия Дмитриевича рассказывала мне, что как только скульптура была готова, сделали три миллиона копий, – вспоминает кинодокументалист Анатолий Алай. – Их установили везде – на школьных дворах, в парках, скверах, парикмахерских. “Разве что в туалетах не было гипсового вождя с девочкой на руках”, – во время того интервью пошутила она».Вопрос о том, что же делать с многочисленными скульптурами Лаврова (а также с плакатами с изображением Сталина и Гели) встал после того, как А. А. Маркизова расстреляли: «получается, что на агитплакатах и скульптурах, воспевающих счастливое детство в СССР, великий вождь обнимает… дочь врага народа. … Решение было найдено: подобрать похожую девочку и подменить ею Гелю. Причем у “клона” должна быть незапятнанная репутация: пионерка, спортсменка… После недолгих поисков на роль Гели подобрали Мамлакат Нахангову — пионерку-стахановку, которая первой научилась собирать хлопок двумя руками.По всему Союзу начинают перебивать надписи на лавровских скульптурах. Теперь на постаменте значится не “Сталин и Геля”, а “Сталин и Мамлакат”, – объясняет Алай. – Вдова Лаврова рассказывала, что Мамлакат даже приводили в мастерскую к ее мужу, фотографировали, а потом дали этот “подлог” в газетах. Подпись под кадром была примерно такой: повзрослевшая Мамлакат пришла посмотреть на “свой” скульптурный портрет с отцом народов.Фокус кремлевских политтехнологов удался. В сознании советских людей образ самой счастливой девочки плотно слился с образом таджикской пионерки-стахановки. А маленькой Геле, у которой отняли лицо, приказали молчать.Дело встало за малым – устранить свидетелей подмены. В 1938 году неожиданно умирает мама Гели. Девочке уход родительницы из жизни объяснили просто: “Не выдержала ваша маменька позора, вот и перерезала себе глотку”. Истину Энгельсина Ардановна узнала только спустя 50 лет.Правду я узнала после того, как посмотрела ее дело в ФСБ. Там я нашла один документ, который наконец раскрыл тайну ее гибели. Начальник НКВД Туркестана посылает запрос Берии с таким содержанием: “Здесь находится ссыльная Маркизова, которая хранит подарки от Сталина и пять портретов ее дочери с вождем. Что делать?” И сбоку синим карандашом написано очень четко: “УСТРАНИТЬ”.
Об этой истории был снят документальный фильм «Сталин и Геля» (режиссер: А. И. Алай при участии А. Котелевского. 2004 г.). О докторе исторических наук Энгельсине Сергеевне Чешковой можно прочесть, например, в Википедии.Г. Д. Лаврова поместили в Бутырскую тюрьму, а в феврале 1939 года обвинили в участии в антисоветской террористической организации и в подготовке покушения на Сталина и присудили пять лет исправительно-трудовых лагерей. Художник оказался в Магадане, откуда был направлен на золотой прииск «Разведчик». Но не сразу. Воспоминания художника из книги "Освенцим без печей": «Через несколько дней с большой группой таких же заключенных меня этапом отправили на восток. Наш состав из вагонов-теплушек тащился от Москвы до Владивостока более месяца.Во Владивостоке нас прямо из вагонов погнали на высокую сопку. На сопке приказали строить колючее проволочное заграждение, в которое загнали нас и оставили под открытым небом на неопределенное время. Здесь я встретил своего друга, заключенного художника А.В. Григорьева.Продержав несколько дней за колючей проволокой, нас погрузили в темные, грязные трюмы морского грузового корабля и несколько дней везли до Магадана, не давая возможности выйти из трюма даже во время качки и морской болезни. В трюме было тесно и омерзительно смрадно.В Магадане заключенных помыли в бане, распределили по лагерным пунктам и в 40-градусный мороз на открытых грузовиках стали развозить по местам назначения.Меня с группой заключенных довезли до прииска «Разведчик». Дальше проезжей дороги не было, и мы глухой тайгой, через высокую, покрытую глубоким снегом сопку всю ночь до утра пробирались к месту нашего заключения и работы — на участок «Скрытый» прииска «Разведчик».На «Скрытом» работали около 150 заключенных, кайлили золотоносную мерзлоту в шахтах.Жили, точнее, ночевали зеки в заваленном снегом и едва видном бревенчатом бараке с потолком, но без крыши. Посредине барака стояла железная печь — бочка из-под бензина с железной трубой. В ней беспрерывно горели дрова. Около нее было жарко. А в углах барака постоянно лежал слой льда.Вольнонаемных рабочих и охранников на «Скрытом» не было. Его полностью обслуживали заключенные, охраной надежно служила безбрежная горная тайга. Бежать было просто невозможно. Врачебной помощи не было. Заключенные умирали по несколько человек в день.К концу первого месяца пребывания на «Скрытом» я заболел цингой. Стали расшатываться и выпадать зубы, слезали ногти, появились характерные для цинги язвы. Началась водянка. Ноги превратились в наполненные водой мешки. Я полностью потерял трудоспособность, не мог ходить.Меня как полного инвалида со «Скрытого» отправили в лагерный пункт Оротукан, на работу ночным сторожем культбазы. А днем работал на строительстве оротуканской Доски почета».
Магаданский ДКГеоргий Дмитриевич вспоминал об этом времени: «Кладка кирпичных стен магаданского Дома культуры и их штукатурка были уже закончены. Мне было приказано приступить к выполнению скульптуры. Условия были тяжелые, в Магадане и в его окрестностях не нашлось пригодной для лепки глины. Имелись только алебастр, проволока, металлическая сетка и цемент. С этими материалами я был вынужден приступить к скульптурным работам. В Магадане за период с 1941-го по 1943 год мной были выполнены следующие скульптурные работы: четыре трехметровые цементные статуи на парапет Дома культуры — «Красноармеец», «Партизанка», «Забойщик», «Бурильщик»; бюсты Маркса, Энгельса, Ленина, драматурга Островского, Горького, Станиславского и другие. Эти бюсты были установлены в большом фойе Дома культуры.Трехметровая железо-цементная многофигурная скульптурная композиция «Героическая эпопея обороны СССР», четыре коринфские капители на колонны фасада Дома культуры и вся декоративная лепнина внутренних помещений были выполнены и установлены мной. Несколько скульптур на антифашистские темы для Магаданской художественной выставки в 1944 году выполнены мной в том же материале.За все эти работы я был премирован буханкой черного хлеба, восьмушкой махорки и 50 граммами спирта. Хлеб я съел, махорку отдал заключенным, а спирт выпил начальник «за мое здоровье».
В 1943-м году Лавров был освобожден без права выезда с Колымы, а весной 1945 г. по распоряжению заместителя министра внутренних дел СССР А. П. Завенягина был направлен в Красноярск на аффинажный завод, где он должен был заняться изготовлением изделий из металлов, добываемых в Норильске. В городе художник прожил три года. Именно здесь он познакомился со своей будущей супругой – художницей Валентиной Пименовной Солдатовой, которая оставила интереснейшие воспоминания о муже. (Посмотрите публикацию о ней в журнале «Женщин Плюс…» за 1999 г. (№ 3), а также воспоминания, опубликованные в № 7 за 2004 год журнала «Мир живописи».)
В Красноярске скульптор создает две большие работы: бюст В. И. Сурикова (сегодня его можно увидеть перед зданием художественного училища на ул. Свердловской) и памятник бойцам 31-го Сибирского стрелкового полка, мраморный бюст Сурикова, находящийся сейчас в Доме-усадьбе великого художника и другие работы (см. ниже).
Памятник во дворе Дома-усадьбы В. И. Сурикова. Фото из книги И. В. Давыденко "Художники Красноярска" (Красноярск, 1978).
Современная фотография памятника.Обратите внимание: кисточки в руке художника уже нет. И он как будто на что-то показывает указательным пальцем:
Также обрезан пиджак. Последний придавал особое, несколько небрежное, настроение образу, делал его живым. Кроме того, эта деталь сглаживала границу между памятником и постаментом.
«В. И. Суриков на этюдах». Скульптура хранится в Доме-музее В. И. Сурикова.
В 1948-м году Лаврова переводят в Минусинск, где он продолжает тему гражданской войны и создает памятник партизану П. Е. Щетинкину. Скульптура установлена в центре города, а перед краеведческим музеем можно увидеть памятник его основателю Николаю Михайловичу Мартьянову – также работа Лаврова (1951 г.).
В 1951-м году супруги переезжают в Мариуполь, где Георгий Дмитриевич создает бюсты Белинского и Мичурина на аллее классиков в Городском саду (стоящие там и поныне). (Подробнее о пребывании Лаврова в Мариуполе можно прочесть (http://www.promariupol.com/Content_18.html) на сайте города.) Почему-то об этом городе в биографических очерках, в том числе в книге Давыденко, вообще не сообщается. И складывается впечатление, что скульптор жил в крае до 1953 года. Но начиная с 1951 года местонахождение всех его работ – не Красноярский край. Можно предположить, что уехав из края в 1951 году, он сюда уже не возвращался.
В октябре 1954-го года Георгий Дмитриевич был реабилитирован и переехал в Москву. Примечательно, что и там он создает работы, посвященный событиям и людям Красноярского края. К ним относится мемориал в память шахтеров, погибших в 1831-м году при аварии в Черногорске. Мемориал сооружен в 1961-м году.
Скончался Георгий Дмитриевич в 1991 году в Москве в возрасте 96-ти лет.
Последние факты в основном почерпнуты из статьи Юрия Болдырева «Скульптор Лавров» (Вечерний Красноярск. 2001. № 106.).
С полным каталогом работ Георгия Дмитриевича Лаврова можно познакомиться в тексте кандидатской диссертации Натальи Степановны Царевой «Творчество скульптора Г.Д. Лаврова (1895-1991) в контексте художественных тенденций XX века» (Барнаул, 2005).
В обширном списке литературы к диссертации можно почерпнуть источники о жизни и творчестве скульптора. И, конечно же, желающим познакомиться с искусствоведческим анализом творчества скульптора нельзя проигнорировать эту научную работу. (В Красноярске ее можно почитать в Краевой научной или в вузовских библиотеках.)
Из Заключения к диссертации: «В ходе нашего исследования, опираясь на архивные и другие источники, нам удалось полностью, без купюр восстановить творческую биографию художника, уточнить датировку и выяснить местонахождение некоторых произведений, выявить и описать малоизвестные работы скульптора, обнаружить ряд работ ранее неизвестных и неопубликованных в России и ввести их в научный оборот и, наконец, впервые составить полный каталог произведений Г.Д. Лаврова.В работе была предпринята попытка раскрытия средств выразительности скульптуры Г.Д. Лаврова и реконструкция его творческого метода, что позволяет нам сделать вывод, художник прошел путь от реализма, граничащего с натурализмом в ранних работах, через увлечение импрессионизмом и модерном к ар деко и к вновь реализму. Главным образом скульптор работал в реалистической манере, столь характерной для отечественного искусство второй половины XX века.Новым результатом нашей работы можно считать, то, что нам удалось выяснить, что Г.Д. Лавров не только испытал влияние стиля ар деко, но и сам внес большой вклад в его развитие, творческое наследие Г.Д. Лаврова, его скульптурные произведения, исполненные в этом стиле до сих пор привлекает зарубежных исследователей».
Скульптуры Г. Д. Лаврова, выполненные в Красноярске
Красноярский период каталога, представленного в диссертации Н. С. Царевой, содержит 32 работы.
1945 г.Настольные бюсты В. В. Маяковского, А. М. Горького, Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина (местонахождение: Красноярское товарищество «Художник» (ранее)).
1946 г.Бюсты хирурга Щепетова, Д. И. Каратанова, В. И. Сурикова, И. В. Сталина (1946 г., местонахождение: Красноярский краеведческий музей).В этом же году Лавровым были создана скульптура Сталина, представленная на трех выставках в Красноярске, а также на выставке в Новосибирске в 1947 г., где автор получил 1-ю премию и диплом КДИ. Местонахождение работы не указано.Тогда же Лавровым был выполнен макет монумента на предзаводскую площадь Красмаша. Работа была представлена на 8-й краевой выставке произведений красноярских художников в 1947 году. На этой же выставке демонстрировался проект настольных часов «Север для Победы» (гипс). Информация о местонахождении в каталоге также отсутствует.
1947 г.Бюсты И. В. Сталина и В. И. Ленина, гипсовый барельеф Ленина, бюст Калогайды, два этюда – «Этюд головы» и «Этюд с натуры». Все работы 1947-го года были выставлены в Новосибирске на Сибирской межобластной выставке «30 лет Октября».
1948 г.Станковая скульптура «В. И. Суриков на этюдах» (гипс тонированный; размер 27,5x16x21,5).Портрет В. И. Сурикова (цемент тонированный; размер 77x38x36).«Памятник на братской могиле солдат 31-го Сибирского стрелкового полка, восставших против Колчака и погибших при подавлении восстания белыми» (цемент, алюминий, мрамор; макет памятника был представлен на 9-й краевой выставке произведений красноярских художников в 1948 г.).На самом деле памятник был закончен в 1947-м году, когда и состоялось его открытие - к 30-летию революции. Об открытии писала газета "Красноярский рабочий" осенью 1947-го года. В работе Н. С. Царевой ошибка.
Памятник Великому русскому художнику Василию Ивановичу Сурикову (цемент, дюралюминий, мрамор). (Открыт в день 100-летия со дня рождения во дворе дом, где родился художник (ныне Мемориальный Дом-музей В. И. Сурикова в Красноярске) (Воспроизведен в Каталоге персональной выставки (М, Советский художник. 1982. С. 18.)).Мемориальная доска на доме А. Д. Зырянова (первая квартира В. И. Ленина) в селе Шушенском «Здесь жил В. И. Ленин».Мемориальная доска на доме П. А. Петровой (вторая квартира В. И. Ленина и Н. К. Крупской) в селе Шушенском «Здесь жил В. И. Ленин».Первая работа 1948 года была представлена в Москве на Республиканской выставке произведений художников краев, областей, автономных республик РСФСР в 1951 г., а также на персональной выставке скульптора в 1982 г., вторая – тоже в Москве на Выставке скульптуры в 1957 г. и на той же персональной выставке 1982 года.1949 г.Скульптура «Буду хорошо учиться» (В. И. Ленин с пионером) (местонахождение: с. Шушенское, средняя школа (ранее)).Бюст В.И. Сурикова (мрамор) (местонахождение: Дом-музей В. И. Сурикова, Красноярск).Бюст В. И. Ленина (местонахождение: Черногорск, Шахта 5).1950 г.Памятник партизану Гражданской войны П. Е. Щетинкину (цемент, местонахождение: г. Минусинск, городская площадь).1951 г.Памятник-бюст Н. М. Мартьянова – основателя Минусинского краеведческого музея (цемент, установлен перед зданием музея в г. Минусинске).Скульптура «В. И. Суриков на этюдах» (небьющийся железобетон, местонахождение: Дом-музей В. И. Сурикова, г. Красноярск).
Последние строки текста диссертации Н. С. Царевой: «сегодня можно с уверенностью заявить, что творчество русского скульптора Георгия Дмитриевича Лаврова, несомненно, занимает одно из немаловажных мест в истории отечественной скульптуры XX века и одно из интереснейших в истории искусства Сибири».
И в заключение, несколько зимних фотографий, сделанных неделю-две назад.
Путь к памятнику
Место популярное у «местных жителей». На лавочках всегда кто-то отдыхает.
На переднем плане Евдокия Николаевна. С ней мы беседовали около часа. За это время образованная, восьмидесяти с лишним лет, женщина поведала мне чуть ли не всю историю гражданской войны и белого движения. Я рассталась с ней в восхищении.
krasnojarochka.livejournal.com
В Красноярске исчезает уникальный скульптурный городок | КУЛЬТУРА
Прошедший год был объявлен в России годом культуры. Но, похоже, только на словах. Именно в 2014 году в Красноярске была объявлена война уникальному историческому наследию - скульптурным мастерским в самом центре города.
Встречали Церетели и Распутина
Четыре здания, объединённые в один ансамбль по адресу: Высотная, 2, появились в Красноярске в 1973 году. Их соорудили специально для того, чтобы скульпторы могли работать в удобных и просторных помещениях: изолированная территория, куда можно без проблем завозить огромные глыбы камня и других материалов, специальные маленькие рельсы под вагонетки, территория обнесена забором - прекрасная возможность летом ваять прямо во дворе.
Фото: АиФ на Енисее/ Светлана ХустикРешение о появлении мастерских принимал лично Павел Федирко, который тогда был первым секретарём Красноярского крайкома КПСС. Аналогов не было и нет ни в одном городе России. В своё время в мастерских создавали свои монументальные произведения знаменитые Юрий Ишханов и Борис Мусат. До сих пор творят Адель Абдрахимов, Владимир Зеленов, Александр Давыдов, Владимир Гирич, Василий Сивцев.
Городок был не только местом работы, но и местом встреч с выдающимися гостями города и края, известными писателями, композиторами, музыкальными коллективами. Здесь проходили встречи с Виктором Астафьевым, Валентином Распутиным, Александром Лебедем, Зурабом Церетели, Таиром Салаховым и другими.
Фото: АиФ на Енисее/ Светлана ХустикО том, что скульптурный городок будет сноситься, а на его месте хотят построить очередной бизнес-центр, слухи ходили давно. С 2003 года в помещениях мастерских отключено отопление. Но несмотря на это, художники продолжали работать - обогревали, чем могли, хотя температура зимой держалась на нуле. А 26 июня произошло очередное ЧП. Неизвестные вандалы сожгли мастерскую Владимира Зеленова. С особым злорадством, учинив поджоги в пяти местах. Уничтоженным оказалось всё, в том числе уникальные портреты Валентина Распутина.
Фото: АиФ на Енисее/ Светлана Хустик- Созданные красноярскими скульпторами произведения разных жанров внесли огромный вклад в развитие искусства ваяния в нашей стране, - говорит Любовь Шаповалова, искусствовед, член Красноярской региональной организации ВТОО «Союз художников России». - И поэтому особенно обидно, что сейчас они находятся в полном запустении и под угрозой уничтожения.
Фото: АиФ на Енисее/ Светлана ХустикМастерские-музеи
Одна из мастерских в городке принадлежит скульптору Аделю Абдрахимову, который уже сам по себе - легенда краевой и отечественной скульптуры. В 2015 году ему исполнится 100 лет. Самое знаменитое произведение Абдрахимова - памятник русскому полярному исследователю Никифору Бегичеву, установленный на острове Диксон. Это первый памятник в Арктике. Как можно было доставить туда такую огромную махину - до сих пор остаётся загадкой. Уникально и то, что Адель Хакимович - современник Бегичева, он учился в одной школе с его детьми, ходил с ним по одним улицам.
Фото: АиФ на Енисее/ Светлана ХустикКогда ситуация дошла до предела, Адель Хакимович и другие известные красноярские скульпторы вынуждены были обратиться в Министерство культуры края с призывом: «Сохраним скульптурный городок». Художники настаивают на проведении историко-культурной экспертизы мастерских и на том, что их необходимо взять под охрану как памятник истории и культуры Красноярского края.
Фото: АиФ на Енисее/ Светлана Хустик- Надеюсь, что справедливость восторжествует и уникальные скульптурные мастерские будут сохранены,- говорит Владимир Зеленов, красноярский скульптор. - Здесь всё пронизано духом искусства, памятью о замечательных мастерах. А мастерские ушедших из жизни Юрия Ишхановаи Бориса Мусата могут стать прекрасными музеями краевой скульптуры, и молодые скульпторы могут учиться у них искусству ваяния.
Фото: АиФ на Енисее/ Светлана ХустикСмотрите также:
www.krsk.aif.ru