6+

Районная газета «Красноярский вестник». Издаётся с 31 октября 1931 года

РФ / Астраханская область / Красноярский муниципальный район
карта

Современная архитектура. Современные архитекторы красноярска


Современная архитектура

Современная архитектура очень отличается от архитектуры 40-60 годов XX века. И несмотря на это, каждая веха истории несет нам много прекрасных архитектурных шедевров, которые полноценно вписываются в окружающую инфраструктуру во все времена. Что же представляет собой современная архитектура и что нас ждет с вами в недалеком будущем? Об этом тема нашей новой публикации.

Современная архитектура представлена уникальным зданиями и сооружениями, количество которых растет на глазах. Облик этих зданий, прежде всего, привязан к окружающей среде и традициям. К примеру, в США создаются более объемные небоскребы, чем в Германии, а в России современная архитектура воспроизводит собой нечто связанное с эталонами двух миров — европейского малоэтажного и американского, продвинутого до несвойственных величин. Будем считать, что увеличение числа этажей в небоскребах удел мегаполисов, на фоне которых обычные миллионные города, вроде Красноярска, еще не утонули в прообразах американских башен-близнецов.

Современная архитектура Красноярска радует глаз изысканными быстровозводимыми моделями зданий и сооружений, используемых повсеместно в качестве различных объектов недвижимости:

  • магазинов и крытых рынков
  • гипермаркетов и торгово-развлекательных центров
  • складов, терминалов и логистических комплексов
  • аграрных холдингов и сельскохозяйственных усадеб
  • производственных баз и промышленных комбинатов
  • автомастерских, автомоек, автостоянок, автомобильных дилерских центров

Много чего нового появилось в пространствах нашего города, благодаря чему архитекторам удалось уйти от облика «серости». Современная архитектура Красноярска переливается красками жизни, громкоголосый масштаб которой трактуется насыщенной колористикой. По определению специалистов, в целом, современная архитектура Красноярска признана мажорной. И это несмотря на откровенный традиционализм пятиэтажных жилых «хрущовок» и последовательно созданных административных зданий, общий дух которых характерен для построек прошлого века. Довольно характерное явление не только для нашего города, но и для многих городов России, включая столицу и более северный Санкт-Петербург.

Современная архитектура использует различные стили и конструктивные приемы. Связи с чем, мы решили обратить внимание на пропорции современных быстровозводимых зданий, удачно вписывающихся городскую нишу. Кстати, после того, как российские города стали обновляться, потребители сами ощутили невозможность сопряжения старых объектов строительства с новыми гармоничными формами быстровозводимых зданий и сооружений. И тем не менее, единство характера городской застройки нигде не нарушается. А это говорит о том, что современная архитектура исключает оценку ценностей по критериям и ей уже принадлежит будущее. То есть какие-то быстровозводимые здания и сооружений войдут в историю и подлинность их создания будет передаваться из уст в уста, как сейчас передаются подробности строительства исторических памятников, дворцов и обычных зданий, считавшихся в свое время архитектурными экспериментами, а в ходе истории преобразовавшими в громадную историческую ценность.

  • Современная архитектура трактуется по-разному. В одном есть уверенность, быстровозводимые здания из металлоконструкций сменили конструктивную и планировочную ось классического дерева и кирпича, возврат к которым теперь только затруднит ориентацию потребителя.

Рядом с быстровозводимыми проектами появляются обширные зеленые пространства, ярко описывающие ландшафтные особенности России. Вместе с новыми проектами из металла из городов исчезает перегруженность, основанная на декоративных вариациях, которая всегда преувеличивала своей помпезностью окружающую инфраструктуру. Среди новых быстровозводимых зданий выделяются своей жизнерадостностью и наши проекты, посмотреть которые вы можете на этом сайте. Мы воплощаем в жизнь ваши идеи и материализуем ваши мечты! По всем вопросам сотрудничества обращайтесь по телефону 209-09-40! Будем рады вас слышать!  

stroy-trading.ru

Красноярск — Полюбить советскую архитектуру

Красноярск для архитекторов — это в первую очередь старина. Деревянные казачьи усадьбы, элегантный модерн и ар-деко, храмы в стиле сибирского барокко, а вот новая архитектура — «ну, что там, ну, стадион разве что». Тем временем период с 60-х годов, совпавший с экономическим подъемом города, интересен с точки зрения модернистской архитектуры. Борясь с утилитаризмом и унылой массовой застройкой, главные архитекторы шли на риск, черпали зарубежный опыт из поездок и журналов, возводили монолитные железобетонные постройки по «капиталистической» технологии вопреки установке на «практическое значение». Отзвуки новой архитектуры Алвара Аалто, скал «Столбы», бруталистский характер с органическими корнями составляют сегодняшний авангардный пейзаж советского Красноярска. Искусствовед Оксана Будулак рассказывает о знаковых зданиях этого периода.

С 60-х до 90-х модернистский облик города формировали три главных архитектора — Виталий Орехов, Арэг Демирханов и Эдуард Панов. Продолжая линию линейной застройки вдоль Енисея и в целом план «Большого Красноярска», принятый еще в 1930-е годы, эти архитекторы сформировали облик символического и исторического города сегодня — Театральная площадь, Предмостная площадь, ансамбль на Стрелке.

Маршрут по городу можно посмотреть по ссылке в Google Maps.

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СТАДИОН

Адрес: остров Отдыха, 15а​

Архитектор: Виталий Орехов

Годы постройки: 1963–1967

Спортивные сооружения стали первыми образцами бруталистских сооружений, попыткой отхода от типового строительства и проектирования.

Первоначальный проект на острове Отдыха должен был быть другим: Москва прислала указание «повторить в Красноярске столичный „Локомотив“». Но директор Гражданпроекта Александр Гришин объявил конкурс на лучший проект, а приехавший из Ленинграда молодой архитектор Виталий Орехов как раз специализировался на спортивных сооружениях, изучал американскую теорию стадионов Кевина Хеддена.

Объект строился, Москва присылала документы, Гришин складывал всё в отдельной комнате. По завершении строительства был большой скандал.

После успеха проекта посмотреть на новаторский стадион приезжало много столичной и зарубежной прессы. В 1969-м писатель Лев Кассиль, специально приглашенный для написания статьи в журнале «Неделя», восхищался простором, изяществом и пластичностью трибун, «словно расправленных широким атлетическим вздохом, который породил этот новаторский архитектурный замысел».

«Ладья» Орехова давно стала визуальным символом Красноярска, по ней судили об архитектурном уровне на профессиональных конгрессах, выставках и симпозиумах.

Стадион возводили из сборного железобетона, хотя архитектор сначала предлагал сделать его монолитным — этот метод отвергли за его «капиталистическое» происхождение. Проект в 1969 году был признан лучшим на Всесоюзном конкурсе молодых архитекторов в Москве, прошел по всем основным архитектурным изданиям мира. Виталий Орехов всю свою жизнь подчеркивал, что приписываемую ему оригинальную форму стадиона придумали американцы, он лишь продолжал творческое направление спортивных арен Мальмё и Гётеборга.

Уникальность стадиона в его форме чаши — болельщики получили большее количество удобных мест, а также защиту от ветра. Эта мысль родилась из наблюдения за публикой: люди предпочитают садиться по длинным сторонам стадионов, причем не вдоль всего поля, а в виде сердечка, расширяющегося кверху.

Обнаженный бетон и строгий ритм V-образных опор первой бруталистской постройки в Красноярске дополнены историческим контекстом, и сам стадион органично вписан в остров: чаша на воде напоминает ладью с шпангоутами, на которой приплыли первые сибирские первопроходцы.

Сегодня спортивное сооружение находится на реконструкции.

 

МЭРИЯ

Адрес: ул. К. Маркса, 93​

Архитекторы: Арэг Демирханов в соавторстве А. С. Брусяниным

Годы постройки: 1967–1976

В 60-е в связи с бурными темпами развития и экономическим подъемом начали планировать городские ансамбли. Первой проектировали главную городскую площадь. Снесли стадион «Динамо», и на бывшей Лесной площади (сейчас — Театральная) разместились гостиница «Красноярск», административная высотка Речного пароходства, мэрия и незастроенная набережная Енисея, с которой открывается прекрасный вид на реку, острова и горы. Для Демирханова главным правилом при проектировании было единение архитектуры и природы, потому все объекты тщательно вписаны в ландшафт, а сама площадь стала вестибюлем реки. По его словам, в архитектурном комплексе мэрии и здания речного пароходства всё подчинено доминирующему крошечному объекту — часовенке, стоящей на горе. Ансамбль выстроен таким образом, чтобы не загородить ее.

Композиция мэрии проста и лаконична. Лента окон, разделенных ребрами на пары, образует ритм и ровный темп; зеркальную симметрию на фасаде нарушают только две входные группы, связанные галереей. Ячеистая структура проявляет структуру здания: стеклянные квадраты офисов заканчиваются прямоугольниками залов собраний, в стеклянных колодцах на обратной стороне здания видны лестничные марши. Весь этот стройный хор идет за башней.

Изначально башня завершалась электронными часами, но в 2001 году по совместному желанию Демирханова и мэра Пимашкова сделать городские часы новым символом города часовую башню перестроили. Сама башня уменьшена в толщине, каменная штукатурка заменена вентилируемым фасадом, часовой механизм основан на шаговом редукторе, который используется для установки арктических зеркал. Башня хоть и получила противоречивые оценки горожан, но всё же стала городским символом под народным названием «Биг-Бен».

 

ДВОРЕЦ СПОРТА им. ЯРЫГИНА

Адрес: остров Отдыха, 12​

Архитекторы: Виталий Орехов совместно с В. Г. Агафоновым

Годы постройки: 1978–1981

Дворец стал второй бруталистской постройкой Орехова и расположился напротив Центрального стадиона, на том же острове, через автомобильный мост. Особенность дворца заключалась в многофункциональности комплекса: при необходимости ледовая арена легко трансформировалась в зрительский партер на случай концерта международного артиста. Дворец пережил две драмы: власти требовали ускорить работы ради проведения V Зимней спартакиады народов СССР, и в итоге объект сдался 5 ноября в эксплуатацию со 120 недоделками, а в середине 90-х были демонтированы хладоагрегаторы — зал потерял лед, и здание было переоборудовано в зал по игровым видам спорта. С 27 января 1998 года Дворец спорта носит имя легендарного спортсмена, выдающегося борца вольного стиля, двукратного олимпийского чемпиона Ивана Сергеевича Ярыгина.

Как и со стадионом, в ледовом дворце использованы исторические отсылки и речная тема: компактный объем, вытянутый по оси, с круглыми окнами напоминает каравеллу — туповатый нос, окна-бойницы.

 

ДВОРЕЦ ПИОНЕРОВ И ШКОЛЬНИКОВ

Адрес: ул. Конституции СССР, 1​

Архитекторы: Виталий Орехов, В. Т. Васильев, при участии В. И. Ульянова

Годы постройки: 1970–1984

Дворец пионеров в Красноярске, как и вся модернистская архитектура города, решает градостроительные задачи, но в первую очередь это красивый и удобный островок свободы и творчества.

Он расположен на историческом месте напротив острога, на затопляемом островке на малой речке Каче, где в советское время располагался мясокомбинат. Застройка островка поддерживала концепцию возвращения центру города истории, и, соответственно, задача стала градостроительной: здание должно было вписаться в ландшафт с парком, холмом, символизирующим Красный Яр, и мутной речкой. Кроме того, бывшая гостиница «Метрополь», где Дворец пионеров квартировался с 1948 года, перестала вмещать растущие как на дрожжах кружки и требовала большого универсального комплекса.

Архитекторская группа во главе с Ореховым поставила себе три задачи: создать удобный для пионеров многофункциональный центр, связать его с историей места, а заодно реанимировать некогда красивую, но загрязненную речку Качу. В своей работе архитекторы также консультировались со специалистами Центрального НИИ экспериментального проектирования учебных зданий в Москве.

В итоге комплекс решен в виде островной пионерской республики с парком, плацем для парадов, двумя мостиками через речку, бетонированными берегами. Сложная форма продиктована функциями: пять изолированных блоков предназначены для разных отделов — политмассового, театрально-зрелищного, технического и художественного творчества, включая зимний сад, комнату красных следопытов и концертный зал на 600 мест. Реализация проекта затянулась, проект терял актуальность, и некоторые решения пришлось менять. Во второй редакции вместо вынесенной каменной башни с куполом, напоминавшей первые крепости острога, вынесена лестница с мачтой для освещения и флагштока.

Помня об истории красноярского острога, архитекторы старались привязать здание к месту, создать в какой-то мере архитектурный ансамбль с часовней на Караульной горе и церквушкой в Покровке. Отсюда — традиционное для русской архитектуры сочетание насыщенного красного цвета стен со светлыми тонами наличников и деталей фасада. Сложный геометрический квадрат со смещенными и удлиненными гранями опоясывает единый ритм вертикальных оконных проемов и активного цвета — напоминает барабанную дробь на параде. При всем масштабе и едином ритмическом рисунке здание кажется игрушкой за счет разных акцентов по углам: башни, мачты, мозаичного панно и декоративных круглых отверстий концертного зала. Несмотря на всю праздничность и декорированность фасада, геометричность, градостроительный подход, пластичная форма и грубый пористый бетон — первая бруталистская природа дворца.

 

КАТЭК

Адрес: пл. Мира​

Архитекторы: Виталий Орехов совместно с Ниной Петровой

Конструктор: В. А. Денисенко

Инженеры: Ю. П. Никитюк, Т. М. Рубинштейн

Годы постройки: 1981–1983 проект, стройка с 1984 г.

Бруталистская «кукуруза» выросла на площади Мира на Стрелке — важном городском ансамбле, спроектированном Демирхановым в начале 1980-х. Небоскреб стоит на пересечении площади и проспекта, отмечая место основания острога и связывая ансамбль из площади, филармонии и культурно-исторического центра. Когда была определена градостроительная концепция, то долго искали инвестора. 26-этажный инженерно-лабораторный корпус института угольной корпорации «КАТЭКНИИуголь» должен был быть первым небоскребом города. Проектирование здания Арэг Демирханов поручил Виталию Орехову и Нине Петровой.

Монолитный восьмигранник возведен по экспериментальной технологии методом наращивания этажей вокруг основного стержня конструкции и способен выдержать землетрясение силой 8–9 баллов. Простой геометрический объем украшен круглыми лестницами, чистый цвет бетона, никаких декораций — только функция и напоминает первые небоскребы — «Марина Сити» в Чикаго, «Ромашку» в Кишиневе. Кстати, по задумке архитекторов, внутри КАТЭКа должно было быть кафе, вращающееся вокруг своей оси, как и в молдавской «Ромашке».

Высотка должна была вмещать 2 000 человек и, по сути, представляла собой деловой центр. Просторные офисы, конференц-зал на 500 мест, вычислительный центр, выставочный холлы, кафе, спортивный зал, сауна с бассейном, гараж, вертолетная площадка на 30-м этаже.

Здание возвели очень быстро, за 9 месяцев в 1989 году, оставалось лишь остеклить и провести коммуникации. Но финансирование остановилось, и стройка замерла, стеклопакеты и алюминий начали растаскивать, а небоскреб стал главным городским символом перестройки, депрессии и прибежищем руферов и готов.

Уже в 1990-м архитектор Орехов констатировал, что такого масштаба офис для НИИ уже ни к чему, и предлагал его переоборудовать под торгово-развлекательный центр.

Небоскреб пытались несколько раз достроить. Второй проект разрабатывали те же Орехов и Петрова. Последний владелец к 2010 году намеревался превратить высотку в офисно-гостиничный комплекс и успел сделать остекление, но сроки снова продлили, и строительство остановилось.

 

ЖИЛОЙ ДОМ «АЭРОФЛОТА»

Адрес: ул. Матросова, 4​

Архитектор: Эдуард Панов

Годы постройки: 1969–1978

С 60-х Красноярск строился ансамблево, основной задачей было связать акваторию Енисея с городом. Параллельно на двух берегах развернулось строительство площадей. Если левый берег застраивался Демирхановым, то на правом архитектор Эдуард Панов оформил Предмостную площадь — въезд с автомобильного моста на главную магистраль правого берега, проспект имени газеты «Красноярский рабочий» и улицу Матросова. Вокруг кольца разместился ансамбль из гостиницы «Турист», трех многоэтажек и жилого дома агентства «Аэрофлот».

Жилой дом на 131 квартиру строился специально под «Аэрофлот» и предназначался для командиров самолетов, сотрудников компании и офисов агентства. По плану дом был 9-этажным на 5 подъездов, но при строительстве начал двигаться грунт, и архитектор изменил высотность и протяженность. В итоге получилась 5-этажка на 12 подъездов, фундамент укрепили жидким стеклом.

Это второй многоквартирный дом в массовом строительстве Красноярска. Первым был 100-квартирный Дом специалистов, построенный в конструктивистском стиле в 30-х. За проекты самых густонаселенных панельных многоэтажек жилого микрорайона машиностроителей «Солнечный» архитектор Панов в 80-х получит премию.

 

КРАСНОЯРСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ

Адрес: пл. Мира, 2б​

Архитекторы: Арэг Демирханов — руководитель авторского коллектива, соавтор Т. М. Изотова

Годы постройки: 1975–1984

Идея концертного зала принадлежит главному культурному застройщику и кадровику Красноярска — первому секретарю Красноярского крайкома КПСС Павлу Федирко. Стройка БКЗ числилась как зал съездов, потому что мест для сбора важных партийных служащих не было, но фактически здание предназначалось для звезд будущей филармонии. Оно включало большой зал на 1700 мест под академический ансамбль танца Сибири имени Михаила Годенко и Малый зал на 500 мест под симфонический оркестр дирижера Ивана Шпиллера. Архитектором пригласили автора ансамбля на Стрелке Арэга Демирханова.

В основе архитектурного образа романтик Демирханов видел рояль. Выполненный из белого бетона, простой прямоугольный объем силуэтно действительно напоминает рояль. В первом проекте в Большом зале было большое просторное фойе над центральной лестницей, но из экономии его сократили. Здание обрело оригинальный бруталистский вид только после реконструкции в 2010 году. Также при реконструкции Большого концертного зала появилась ВИП-лестница для губернатора, лифты, а бывшее вентиляционное помещение приспособили под уютный Камерный зал на 120 мест. Штукатурку под бетон заменили навесными вентилируемыми фасадами.

 

МУЗЕЙНЫЙ ЦЕНТР «ПЛОЩАДЬ МИРА»

Адрес: пл. Мира, 1​

Архитекторы: Арэг Демирханов — руководитель авторского коллектива, соавторы В. И. Коротков, В. Л. Ривин, А. С. Бакусов

Годы постройки: 1980–1986

Как и филармония, здание появилось благодаря Павлу Федирко и вошло в ансамбль на Стрелке. Демирханов согласился строить Музей Ленина, но с условием: он должен посмотреть все подобные музеи в Союзе. Вместе с сотрудником КГБ они объездили Монголию, Узбекистан и крупные города России.

Построенный тринадцатым (последним в Союзе), ленинский музей просуществовал буквально пару лет. Затем он несколько лет был музеем политической истории, а с 1993 года — культурно-историческим центром. Фактически с 1993-го по сегодняшний день он посвящен современному искусству, при этом сохранил оригинальную архитектуру и ленинскую экспозицию.

Бруталистское по форме, кубическое здание по своей внутренней природе и пластике близко органической архитектуре. Музей цветом, фактурой гранитной крошки и грубой формой перекликается со скальным природным заповедником «Столбы», расположенным напротив. Для Демирханова здание музея и филармонии рядом было частью природного ландшафта: «Силуэты гор, река с бесконечным зеркалом цвета, огромное зрительное пространство Татышева острова, не остановленное ничем, — и эти вот здания, „камушки“».

Текст: Оксана Будулак

Фотографии: Сергей Филинин

sovietarch.strelka.com

Архитектура Красноярска | Городской модерн начала ХХ века. Городские проекты. Статьи о недвижимости, строительстве и ремонте. СИБДОМ

Проекты многих узнаваемых и значимых для Красноярска зданий принадлежат городскому архитектору Сергею Георгиевичу Дриженко. Эпоха Дриженко в городской застройке пришлась на период, когда губернский центр отстраивался в камне после трех пожаров подряд, и городские улицы по сей день хранят отпечаток творчества архитектора в чертах его излюбленного стиля модерн.

Красноярский городской архитектор С. Г. Дриженко с семьей

Родился Сергей Георгиевич 16 ноября (28 ноября по новому стилю) 1876 года в семье потомственного дворянина Екатеринославской губернии. Осиротевший в раннем возрасте, он воспитывался в Гатчинском приюте принца Ольденбургского, где окончил семь классов реального отделения. В 1898 году юноша поступил в Петербургский институт гражданских инженеров, а спустя 6 лет будущего архитектора направили на производственную практику в Красноярск — город, который станет его судьбой и запечатлит память о нем в веках.

Морозная Сибирь не охладила творческий пыл юного зодчего, а за производственными делами Сергей Георгиевич не забывал практиковаться в нежных чувствах, так что не прошло и года со времени его приезда в Красноярск, как он запросил из Петербурга свои метрики и разрешение «на предмет вступления в брак с дочерью польского потомственного дворянина Стефанией Леонардовной Роганович». Обучению в столичном институте семейная жизнь не помешала, и в июне 1907 года Дриженко привез на новую родину диплом о присуждении звания гражданского инженера. По постановлению Красноярской городской управы 29 февраля 1908 года в чине коллежского секретаря Сергей Георгиевич Дриженко «принят вновь на службу, в штат Енисейского Губернского Управления, для занятий без содержания сверхштатным техником Строительного отделения». В этом же году Дриженко занял должность городского архитектора и добросовестно исполнял на этом ответственном посту служебные обязанности практически без перерывов в течение 24 лет.

Все возвращается на круги своя

В Красноярске по проектам С. Г. Дриженко было выстроено множество зданий. Что удивительно для незаурядных образцов дореволюционной архитектуры, чья история тянулась сквозь насыщенный драматическими событиями, сменой вождей и эпох неспокойный ХХ век, современные функции этих построек близки, а то и вовсе идентичны первоначальному предназначению. Такую уж судьбу предписала им легкая рука городского архитектора, что спустя столетие его здания по-прежнему выполняют свою роль, пусть даже не всем повезло сохранить прежнее лицо.

Очень красивое и яркое здание Сергей Георгиевич возвел в 1912 году для электротеатра «Художественный» на территории усадьбы купца Н. Н. Гадалова в бывшем Почтамтском переулке (современная улица Перенсона). Проект состоятельному заказчику составили в Париже, а доработку Гадалов поручил С. Г. Дриженко. Здание в стиле модерн построили очень быстро, 15 августа 1912 года электротеатр был открыт. Как и полагается увеселительному заведению, его формам было присуще ощущение легкости, ажурности и воздушности, главный фасад храма нового искусства изобиловал лепными деталями: масками, цветами лотоса, цветочными орнаментами. К сожалению, от первоначального варианта здания сейчас почти ничего не сохранилось. В годы Советской власти кинотеатр, переименованный в пролетарское «Совкино», решили расширить и переделать главный фасад. К кинотеатру пристроили фойе вплотную со зданием конторы «Енисейзолото» (сейчас Управления госнаркоконтроля). А в 1964 году под предлогом борьбы с «вредным мещанско-купеческим наследием» фасад кинотеатра просто забетонировали в духе минимализма по проекту архитектора Ю. В. Богомягкова. Так Красноярск потерял яркий уникальный памятник архитектуры. В 1999 году после очередной реконструкции в нем был открыт кинопарк «Пикра».

Другой любопытной, хорошо сохранившейся и поныне работой С. Г. Дриженко стало возведенное в 1912 году здание Ольгинского детского приюта с характерными приметами полюбившегося архитектору стиля модерн (современный адрес — ул. Ломоносова, 7а). Ни один прохожий не остается равнодушным, заметив внезапно на тихой малолюдной улочке в центре города гармоничное здание приюта с трехчастной симметричной композицией главного фасада, фигурными завершениями ризалитов, лепным декором на плоскостях фасадов. Проектировал приют Дриженко бесплатно — в этой работе заключался его благотворительный вклад в помощь оставшимся без родителей детям. Не особо распространенные в те времена электроосвещение и центральное отопление вряд ли заменили воспитанникам материнское тепло, однако коммунальные блага добавили комфорта. Приют просуществовал здесь до 1917 года, после смены власти его сменила колония для детей, оставшихся сиротами в годы гражданской войны. Во время Великой Отечественной войны здание, как и многие другие учреждения Красноярска, превратилось в госпиталь. В 2007–2008 годах в бывшем приюте провели ремонтно-реставрационные работы, и вновь в его стенах зазвенели детские голоса. Сейчас здесь располагается специальная (коррекционная) общеобразовательная школа IV вида № 1 для детей с ограниченными возможностями.

От Дома просвещения к Дому учителя

Наверное, самым крупным проектом С. Г. Дриженко стало здание Общества попечения народного образования (сейчас это — Дом учителя) в Театральном переулке (ныне ул. Кирова, 24). В отличие от утратившего первоначальный вид электротеатра «Художественный», Дом просвещения для учителей Приенисейского края сохранил на протяжении всего своего существования внешний вид и первоначальное назначение. А может, ему просто немного повезло. Проект здания С. Г. Дриженко подготовил еще в 1912 году, и возводился Дом просвещения не на казенные средства, а за счет взносов самих учителей, пожертвований от частных лиц. Строительство было закончено в 1914 году.

«Кроме большого нарядного зала с балконом в здании предусматривалось размещение гостиницы для сельских учителей, библиотеки, кабинета наглядных пособий, — пишет о здании историк архитектуры Ю. И. Гринберг. — Два небольших магазина по сторонам от парадного входа должны были в определенной мере решать финансовые проблемы, связанные с содержанием здания. Торговля предполагалась в основном учебниками и письменными принадлежностями.

Блестяще решив все функционально-планировочные задачи, разместив гостиничные номера в антресольном этаже, автор тщательно прорисовал импозантный, представительный фасад, подчеркивающий особую общественную значимость здания. Примечательно, что образные характеристики здания были навеяны не мотивами модерна, а чертами французского классицизма. Ось входа выявлена слегка выступающим ризалитом, завершенным массивным, высоким аттиком с большими античной формы вазонами и надписью. На высоту двух основных этажей выстроились широкие каннелированные пилястры коринфского ордера. Завершают фасад крупные вазы на высоких тумбах, между которыми расположены ограждения в виде пояса балясин. Подобные балясины имитируют балконные ограждения под окнами второго этажа. Общая площадь — 1947,6 кв. м.»

Во время войны в здании размещался перевалочный пункт для раненых. Все прибывающие в город санитарные поезда привозили с железнодорожного вокзала раненых сначала в Дом учителя, а потом их распределяли по госпиталям. В конце 1980-х — начале 1990-х годов в здании долго велись реставрационные работы, и сегодня обновленный Дом работников просвещения служит площадкой для встреч педагогов, не только красноярских, но и гостей со всей России, принимает в своих стенах конференции и фестивали работников образования.

Пока гром не грянет…

Нельзя не сказать несколько слов еще об одном архитектурном свидетельстве прошлых лет — здании пожарного депо на улице Благовещенской (нынешняя улица Ленина). Пожарному делу в Красноярске всегда уделялось много внимания, ведь город уже пережил опустошительные пожары в 1735, 1773 годах и пожар 1881 года, который за одну ночь уничтожил пятнадцать кварталов. Поэтому вслед за третьим пожаром было построено здание пожарного депо на улице Благовещенской. В 1909 году противопожарная комиссия Красноярска пришла к заключению о необходимости строительства нового машинного здания для 2-й пожарной части, так как прежнее помещение, «построенное в 1881 году, настолько обветшало, что грозит падением». К тому же старое здание не соответствовало состоянию пожарного дела, которое требовало, «чтобы экипаж: лошадь и служитель находились в одном здании, что значительно ускоряет выезд обоза».

Для постройки этой пожарной части в марте 1909 года комиссия приняла проект С. Г. Дриженко. Строительные работы продолжались в 1910–1911 годах. Или с огнем с тех пор красноярцы стали обращаться осторожнее, или проектировалось пожарное отделение с большим запасом места, но и по сей день в этом здании размещается действующая пожарная часть № 1 Центрального района Красноярска, хотя сегодня экипажи доставляют по тревоге уже не одна, а несколько сот лошадиных сил.

Архитекторы В. Ф. Савина и Е. В. Ямщикова при участии Ю. И. Гринберг в альбоме паспортов так описывают пожарную часть: «Очень характерное для рубежа веков производственное кирпичное здание. Элементы фасада подчеркивают крупные членения его структуры. Боковые ризалиты выделены профилированными лопатками и завершены высокими щипцами. Второй этаж расчленен плоскими лопатками, между которыми сдвоенные окна над воротами гаража».

Многим знакомо здание по современному адресу: ул. Советская, 35, в котором помещается известная в Красноярске телекомпания «СТС-Прима». Это здание было построено в 1915 году по проекту С. Г. Дриженко, созданному специально для городского училища в Николаевской слободе. В основу постройки легло здание, возведенное на Большой Качинской улице. Новый проект был немного доработан: увеличены размеры учительской квартиры, размеры классов и введено центральное отопление. В здании располагались 4 больших светлых класса, теплые туалеты на обоих этажах, квартира учителя с кухней на первом этаже, библиотека и учительская на втором, там же предусматривался широкий, просторный и удобный рекреационный зал. Одним словом, проект повторного применения, прадед современных образовательных учреждений, которые строятся с учетом всех мыслимых и немыслимых требований: все лучшее — детям, какой бы год ни стоял на дворе.

На пользу красоте и делу

Кроме строительства жилых и общественных зданий деятельность городского архитектора касалась благоустройства, к нему Дриженко подходил изобретательно: например, вместо подпорной стены под набережной Енисея он построил кладовые по эскизу архитектора Чернышева. Ознакомившись с проектируемыми размерами кладовых, пароходовладельцы, сочли, что выгоднее будет углубить их до 3 саженей (вместо 2 по проекту). Дриженко усилил прочность, но нагрузки оказались таковы, что во время строительства стена против третьих кладовых и часть сводов обрушилась. По заключению комиссии трещины в сводах образовались из-за того, что пяты у арок, соединяющих кладовые, «осели вследствие подмыва подошвы фундамента и значительной нагрузки на арки». Уточнили расчеты, углубили и укрепили фундамент. В результате арочные склады у речного вокзала служат и по сей день.

Сами кладовые имели железные двери и ставни, вентиляция их состояла из вытяжных труб, устроенных из «бракованных водопроводных труб, обетоненных в виде тумб». По крыше кладовых прошла бульварная дорожка, огражденная по краю на каменной стене металлическими решетчатыми перилами, для удобства публики на пароходные пристани с кирпичными парапетами и бетонно-мозаичной площадкой спускалась с набережной лестница. Такой вот получился у архитектора первый опыт эксплуатируемой кровли, синтез практичности и эстетики.

О том, что не сохранилось

Кроме каменных домов в архиве работ Дриженко есть множество деревянных строений, хотя большинство из них не сохранилось до нашего времени, поскольку их снесли за ветхостью или освобождая место новым типовым строениям. Похожая — и в то же время своя особенная — участь постигла усадьбу Франкфурта. Историю том, как переплавлялось в горниле времени образцы творческого наследия Сергея Дриженко, рассказал красноярский архитектор Сергей Бальцер.

— В девяностые годы я работал над проектом гостиницы. Участок в центре города оказался просто начинен историзмами: на углу улиц Перенсона и Ленина стоял ныне безнадежно утраченный особняк Франкфурта — деревянная усадьба начала 20 века, в глубине двора — сохранившиеся каменные конюшни. Особняк Франкфурта имел весьма сдержанный декор деревянного орнамента, но через дорогу стоит Суриковское училище, и два здания поддерживали друг друга незримыми нитями ушедшей эпохи. И главное на участке — под рублеными формами конструктивизма, за фасадом кинотеатра «Совкино» были замурованы остатки электротеатра «Художественный», построенного в 1911 году. Копаясь в архивах и собирая из старых фотографий по крупицам утерянную историю, в рисунках и чертежах я попытался воспроизвести образ, созданный архитектором Дриженко. Открывался эффектный фасад серебряного века, великолепное здание классического модерна. Проектные решения гостиницы оказались очевидными: я предложил восстановить утраченный образ здания Дриженко, разместив за восстановленным фасадом вестибюльную группу отеля. Корпус гостиницы смещался вглубь от улицы, к остаткам каменных конюшен Франкфурта, пространство между конюшнями и новым зданием превращалось в атриум со стеклянной крышей, а фасад конюшен, где разместились бы номера гостиницы, становился частью изысканного интерьера. Деревянная усадьба Франкфурта по проекту подлежала реконструкции и становилась бизнес-центром. Постмодерниский объем гостиницы объединял в единый комплекс и деревянную усадьбу, и старые каменные конюшни, и восстановленное здание Дриженко, которое, несомненно, должно было стать центральным звеном архитектурной композиции. Проект был утвержден Советом отдела культуры края к реализации, но строительство закончилось… возведением шикарного зеленого строительного забора из полированной ангарской сосны. Позже здание бывшего кинотеатра «Совкино» перешло в аренду хмельной и разбогатевшей «Пикре». И появился новый образ — эпатажный, привлекательный, с разломом и настоящим самолетом, в стиле своей эпохи. И это тоже было талантливо. Как кстати и строгий конструктивистский образ здания, созданного в 60-е годы. Вряд ли стоит винить кого-то в злом умысле или вандализме. Меняется история, меняются люди и их мировоззрение. И каждая эпоха рождает свой поиск образов и свойственную только ей неповторимую культуру. А по улицам города спешат люди, обремененные своими бесконечными сиюминутными заботами. Лишь порой остановится взгляд случайного прохожего на карнизе вполне современного здания кинотеатра по улице Перенсона, и подивится он на причудливую вязь каменной лепнины, оставшейся нам в память о прошлом веке и о замечательном архитекторе Дриженко.

Профессионалы нужны любой власти

После революции Дриженко продолжал работать архитектором, перейдя в советские коммунально-строительные органы. Одновременно с основной своей профессиональной деятельностью Сергей Георгиевич преподавал с 1921 года в земельном, сельскохозяйственном, высшем и индустриальном строительном политехникумах водоснабжение, инженерные конструкции, отопление и другие дисциплины, готовя достойную смену красноярским архитекторам дореволюционной поры.

В 1928 году зодчему поручили разработать первый в Красноярске так называемый «каменный» квартал из 10 четырехэтажных кирпичных жилых домов, расположенный между современными улицами Мира, Декабристов, Маркса и Робеспьера. Газета «Красноярский рабочий» 16 октября 1928 года писала: «Все проекты, чертежи, сметы и эскизы застройки квартала и отдельных зданий составляет архитектор т. Дриженко, посвятивший много недель на изучение научной литературы о современном строительстве». К сожалению, этот грандиозный по тем временам проект реализовали лишь частично, хотя экспериментальный опыт комплексной застройки мог бы послужить примером для современных строительных компаний.

Умер С. Г. Дриженко в 1946 году в Красноярске. Прах его покоится на Троицком кладбище Красноярска, города, ставшего зодчему второй родиной, а мимо памятников его архитектурному таланту мы с вами проходим каждый день — и, возможно, сами о том не подозреваем. Среди современных архитекторов тоже есть много способных людей, которые стремятся создавать яркие, эффектные и удобные здания. Но все равно архитекторы XIX и начала XX века еще долго будут образцом труда и таланта людей этой нужной всем профессии.

Марина Терешкова

www.sibdom.ru

Выставка «Провинция. Архитектура Красноярска конца XIX

21 апреля – 25 июня

krasnoyarsk 1200x600

 

21 апреля – 25 июня 2017Вернисаж – 20 апреля в 19:00, пресс-показ в 18:00Анфилада Главного зданияул. Воздвиженка, 5/25

 

Министерство культуры Российской Федерации

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева

 

представляют выставку

«Провинция. Архитектура Красноярска конца XIX – начала XX столетия»

Красноярск – это деревянный острог, основанный в 1628 году на берегах могучей сибирской реки Енисей, затем небольшой уездный город, с 1822 года – центр Енисейской губернии, а затем – столица Красноярского края. В силу исторических причин и особенностей социально-экономического развития, Красноярск играл ведущую роль среди городов Приенисейского края на рубеже XIX - XX веков.

Архитектура Красноярска, как и многих других провинций, сформирована различными методами – повторениями и заимствованиями, интерпретациями и авторскими проектными идеями. Архитектурное наследие города составляет широкий круг памятников, представляющих основные стилевые направления архитектуры конца XIX - начала XX веков – классицизм, эклектика, модерн. Все они отличаются объединением художественных традиций рубежа веков и бережным к ним отношением.

Экспозиция включает три раздела:- история формирования архитектурного облика Красноярска конца XIX – начала XX веков;- знакомство с авторами архитектурного облика города начала XX века – С.Г. Дриженко, Л.А. Чернышевым, В.А. Соколовским и другими;- сохранение архитектурного наследия Красноярска, где представлены работы современных архитекторов.

Куратор – Ольга Успенская

 

Спонсоры:

Дизайн-группа АртСтиль

logo artstyle

Проектная мастерская A2

logo a2

 

 

Аккредитация СМИ и дополнительная информация:

тел.: + 7 (967) 182-13-91,  [email protected]

 

Информационные партнеры:

logo PB archi logo white archipeople logo short LOGO-Fitaut  logo archsovet architime logo vector  R-KULTYRA ru rgb  

Сохранить

muar.ru

%PDF-1.4 % 1 0 obj >/Metadata 5 0 R/OutputIntents[>]/Pages 3 0 R/StructTreeRoot 7 0 R/Type/Catalog>> endobj 5 0 obj >stream 2011-02-02T03:19:05+07:002011-02-02T03:19:05+07:002011-02-02T03:19:05+07:00Microsoft® Office Word 2007application/pdf

  • Граф Монте Кристо
  • uuid:60ad32a3-fde7-44ef-becc-5be6c03e270fuuid:d2befac4-5848-4d86-8c4c-2b0fbb611480Microsoft® Office Word 2007 endstream endobj 3 0 obj > endobj 7 0 obj > endobj 12 0 obj > endobj 13 0 obj > endobj 50 0 obj > endobj 51 0 obj > endobj 52 0 obj > endobj 53 0 obj > endobj 54 0 obj > endobj 55 0 obj > endobj 56 0 obj > endobj 57 0 obj > endobj 58 0 obj > endobj 59 0 obj > endobj 60 0 obj > endobj 11 0 obj >/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI]>>/StructParents 3/Type/Page>> endobj 66 0 obj >stream x]Ɏ#7㌁L @R0>|\.B嗿_/q^~yʋT_M^O^X6c.މE_;~Zm?3w}]S۶i7~ޮ=ߧo}[_sQ#J~ӭ|?h;oetiju_r/64LMZt}{ի3>[Y$gީFYmaqe|ėiTl@]og]z n[j8X#-uy9;o"RW1/zi`X-oQ/IND傠AΡa sj07xn@lqB ]*}iVp#IF1cI龼nF1Τn ;Pi͝}[email protected]ᅿERh,RUV"#fA$a.

    0y4w!w>7[g"DJߢDM\um/H(3[3}*m6XX{zY/os>R[e@QȤ "ݢ1 *ID%

    conf.sfu-kras.ru


    Погода от gismeteo

    Вверх